Ирина Урсова
Конспект образовательной ситуации экологического содержания «Зимующие птицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации познавательного развития детей.
(на экологическом содержании).
Место использования ситуаций в режиме дня : НОД.
Образовательные задачи :
* Познакомить детей с зимующими птицами; расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект образовательной ситуации экологического содержания „Зимующие птицы“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
* Развивать мышление, наблюдательность; способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательные задачи:
* Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I часть. Орг. момент.
Воспитатель вносит в группу макет зимнего дерева, на котором изображены птицы. Дети подбегают к макету, и воспитатель включает аудиозапись с пением птиц. Дети внимательно слушают.
Воспитатель: -Ребята, что вы слышите?
Дети:- Голоса птиц, птичье пение, как птицы поют.
Воспитатель: -Посмотрите на макет дерева. Перечислите какие птицы изображены на нем?
Дети: - Дятел, синица, снегирь, клест, сорока, ворона, голубь, сова, воробей.
Воспитатель:- Молодцы! Посмотрите в окно, скажите какое сейчас время года?
Дети: -Зима. И дерево здесь изображено в зимнее время.
Воспитатель: -Правильно. Какие вы внимательные. Назовите характерные признаки зимы?
Дети:- Мороз, холодно, день короткий, ночь длинная, много снега.
Воспитатель: - Молодцы! Как мы назовем всех наших птиц одним словом?
Дети:- Зимующие птицы.
Воспитатель: - Правильно! Почему их так называют?
Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных местах.
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, почему птицы не мерзнут зимой?
Дети:- …сидят на теплотрассе, греются?
Воспитатель: Молодцы! Какие вы наблюдательные! А почему птицы не мерзнут зимой в лесу?
Дети:… они мерзнут, им никогда не холодно, за счет оперения, хорошо питаются, поэтому и не мерзнут.
Воспитатель: - Вот сейчас мы с вами и узнаем, верны ли ваши предположения?
II. Основная часть.
Воспитатель: - Давайте попробуем узнать по песенке птицу, которую мы часто видим на улице во время прогулок (включается запись голоса синицы).
Если дети не отгадали, загадать загадку.
Загадка:
Непоседа невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут её? (синичка).
Воспитатель: - Давайте посмотрим на эту шуструю и бойкую птичку. (Включается видеоролик).
Воспитатель: Ребята расскажите про синичку, какой у неё окрас? Чем питается? Где зимует?
Синичка – это не большая птичка с жёлтым оперением на брюшке. А на голове чёрная шапочка. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они уничтожают очень много вредных насекомых, личинок, гусениц. За один только день одна синичка может съесть насекомых больше, чем весит сама. А еще синички летают за дятлами и питаются их пищей, например: семена шишек, расклеванных дятлами.
Воспитатель:- Ребята, почему синичка любит сало? Как вы думаете для чего ей сало?
Дети:- Чтобы не замерзнуть, а сало самый лучший продукт, способный помочь ей в этом. Если синичка не поест, то ей не хватит энергии, чтобы бороться с холодом.
Воспитатель: Правильно! Синичка может съесть жирное, мягкое сало легко и достаточно много за небольшой промежуток времени, так как не нужно чистить, как семечки. Но следует помнить, что только свежее и не соленное сало можно подвешивать для подкармливания птиц. Любовь к салу необходимость сохранить себе жизнь.
Воспитатель: Отгадайте загадку про нашего следующего гостя:
Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это (снегири)
Воспитатель: Давайте посмотрим на снегиря и послушаем его песенку. (Включается видеоролик).
Воспитатель: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.
Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.
-Снегиря считают первым вестником зимы – прилетели снегири, значит настоящая зима началась.
Воспитатель: Почему снегири не мерзнут? Где их можно встретить?
Дети: Их можно встретить в людных местах, так как в лесу найти пропитание очень тяжело. Для того, чтобы не замерзнуть им нужна пища. Будет корм и птица не замерзнет.
Воспитатель: - Верно. А еще благодаря своему оперению, и это касается не только снегирей. Есть у птиц перья маховые и пуховые. Где расположены маховые перья у птиц? Где пуховые?
Дети: - Маховые помогают птицам летать, они длинные и прямые, расположены на крыльях и хвосте, а пуховые находятся под ними, они маленькие и пушистые, согревают птиц в лютые морозы.
Воспитатель: Молодцы! Они греются тем, что взъерошивают свои перышки. Воздух, находящийся в перьях, удерживает тепло тела пернатых. У птичек температура тела намного больше, чем у человека. А как лапки греют птички, ведь они лишены оперения? Что мы часто наблюдаем зимой в лютый мороз, как ведут себя птицы?
Дети:- Птицы, когда поели, садятся на ветку дерева, и греют лапки подогнув и утопив их в пух животика.
Воспитатель: - Умнички! Такая поза помогает отогреть лапки с помощью довольно высокой температуры тела.
Физминутка «Птицы»
-А сейчас для вас загадка про необыкновенную птицу :
Гнездо на ели птицы той,
Птенцы выводятся зимой,
У птицы нос крестом,
Зовут ее… (клестом)
Воспитатель: - А для чего клестам такой клюв – кривой, похожий на щипцы?
Дети: Чтобы доставать семена из шишек.
Воспитатель: - Давайте посмотрим, как клесты ловко расправляются с шишками? (Включается видеоролик).
-Снегири, клесты – наши гости. Они прилетают к нам зимовать с далекого холодного севера. Там зима очень холодная, наступает раньше, чем у нас. Вот и летят к нам северные гости подкормиться.
Воспитатель: Вы уже догадываетесь, почему клесты и многие птицы не мерзнут зимой. Ребята, это удивительная птица, она не только не боится холодов и морозов, но еще и выводит птенцов зимой. Как вы думаете, почему?
Дети:….
Воспитатель: Сезон спелости еловых шишек приходится на зимний период, а клесты кормят своих птенцов кашей из семян ели, перетертых клювами. Еловые семена очень калорийные, так как птицы прекрасно успевают к лету подрасти. Причем кормилицей является папа-клест, а мамы согревают детишек своим теплом.
Воспитатель: Каких еще зимующих птиц, которых мы постоянно видим рядом, вы можете назвать? (Сорока, ворона, голубь, воробьи).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру с мячом «Один – много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.
Ворона - (вороны) сорока – (сороки)
Голубь - (голуби) дятел – (дятлы)
Снегирь - (снегири)
Перо - (перья) крыло - (крылья)
Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)
Воспитатель: Ребята, как мы заботимся о зимующих птицах, чем мы им помогаем?
Дети: подкармливаем.
Воспитатель: - Да, мы ходим на площадку нашего детского сада, где организована птичья столовая из деревянных кормушек.
Воспитатель: - Почему нужно заботиться о зимующих птицах?
Дети:- Им голодно зимой
Воспитатель: - А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой – голод или холод?
Дети: Голод.
Воспитатель: - Правильно, от холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и мороз может пережить, а вот если голодна, то может и погибнуть.
Воспитатель: - Предлагаю еще поиграть в интересную игру «Какая птица».
На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась, садитесь на свои места. Представьте, вы – птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе», прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску- кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: - Итак, каких птиц вы видите? (перечисляют). А как их называют одним словом? (зимующие)
Воспитатель: - Будем заботиться о птицах, и они обязательно отблагодарят нас красивыми песнями весной и летом.
Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам выполнить задание на карточках.
Дети подходят к столам (на них лежат карточки и фломастеры).
–Выберите для каждой птицы ее любимое лакомство. Соедините линией птицу и ее любимый корм.
(Клест – шишка; снегирь – рябина; синица – сало; воробей – семечки).
Воспитатель: - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание? (дети называют)
III часть. Заключительная
Воспитатель: О чем и о ком беседовали сегодня? (о птицах)
Какие птицы запомнились вам? Какие птицы прилетают на наш участок? Почему птицы не мерзнут зимой? Что вам понравилось сегодня на занятии?
Воспитатель: - В трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах, будем подкармливать их зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.