Глушкова Инна
Конспект образовательной ситуации «Насекомые нашего края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие.
Возрастная группа : старшая группа.
Задачи:
Обучающие: формировать у детей познавательный интерес к особенностям внешнего вида насекомых (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способам передвижения (прыгает, летает, бегает, их образу жизни, издаваемым звукам (жужжит, стрекочет, представление о пользе, которую они приносят людям и растениям.
Публикация «Конспект образовательной ситуации „Насекомые нашего края“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, поддерживать диалог, стимулировать проявление интереса к драматизации. Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.
Словарная работа: активизировать использование в речи слов: бабочка, стрекоза, пчела, муха, комар, муравей, божья коровка, кузнечик, насекомые, голова, грудка, брюшко, усики, лапки, крылышки, улей, муравейник, осиное гнездо, ввести в активный словарь детей использование глаголов: прыгает, летает, бегает, жжужит, пищит, стрекочет.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Насекомые нашего края», коллекции бабочек, наблюдение за насекомыми на участке детского сада, беседа – общение «Наши соседи - насекомые», решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы из леса исчезли все насекомые?», чтение сказки «Как светлячок искал друга».
Оборудование: мультимедийная система, презентация «Насекомые нашего края» (программа MS Power Point 2003, флеш-карта, иллюстрации для рассматривания «Что любят кушать насекомые», картинки «Чего не хватает насекомому», картинки с изображением домов насекомых (муравейник, улей, осиное гнездо, маски муравьёв, пчёл, ос по количеству детей, маски-шапочки для игры-драматизации по сказке «Как светлячок искал друга».
Ход.
(Игровая ситуация : воспитатель выступает в роли феи Природы и приглашает детей в волшебную страну.)
- Здравствуйте, дети, я - фея Природы приглашаю вас в мою волшебную страну. Давайте, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путешествие.
- Сегодня я хочу познакомить Вас, ребята, с самыми маленькими жителями нашего края. Они появятся на экране, если отгадаете загадки. (Слайд 2. Цель слайда: формировать у детей познавательный интерес к особенностям внешнего вида насекомых.)
Загадки:
Шевелились у цветка
Все 4 лепестка
Я сорвать их хотел
Он вспорхнул и улетел (бабочка)
У неё четыре крыла
Тело тонкое, словно стрела
И большие, большие глаза
Называют её … (стрекоза)
Сок цветов душистый пьёт
Дарит нам и воск и мёд
Людям всем она мила
А зовут её …. (пчела)
Изваляется в варенье,
Чистит лапкой оперенье.
И жужжит у уха
Надоеда - … (муха)
Летит, пищит
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит
Сядет и укусит (комар)
Он работник настоящий
Очень, очень работящий
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом (муравей)
Всех жучков она милей
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки (божья коровка)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
(Вопросы воспитателя к детям.)
- Как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, пчелу, муху, комара, муравья, божью коровку, кузнечика?
- Как передвигаются бабочка, стрекоза, пчела, муха, комар, божья коровка? ( Дети: «Эти насекомые летают».)
- А кузнечик? ( Дети: «Кузнечик прыгает».) У кузнечика тоже есть крылышки, но он не летает. Во время прыжка он часто машет ими. Крылышки помогают кузнечику прыгнуть как можно дальше.
- Как передвигается муравей? ( Дети: «Кузнечик бегает».)
- Как вы думаете, ребята, что любят кушать насекомые?
(Воспитатель предлагает детям для рассматривания иллюстрации.)
Бабочки и пчёлы едят нектар цветов. Кузнечики кушают растения, но с большим аппетитом могут съесть маленьких бабочек и гусениц. Стрекоза кушает других насекомых (комаров и мошек, хватая добычу на лету.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Прилетела к нам вчера (Дети машут ладошками.)
Полосатая пчела. (Дети на каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Дети делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Дети машут ладошками.)
От усталости упали. (Дети кладут ладони на колени.)
(Воспитатель предлагает детям для рассматривания модель – схему насекомого.)
- Давайте посмотрим на модель – схему насекомого и узнаем, из каких частей состоит тело насекомого. Насечки делят тело насекомого на несколько частей : голова, грудка, брюшко. Ещё у насекомого есть 2 усика, 4 крылышка, 6 лапок. (Слайд 3. Цель слайда: формировать у детей представления об особенностях внешнего вида насекомых (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев.)
(Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Чего не хватает насекомому».)
- Ребята, посмотрите на картинку и угадайте, чего не хватает насекомому. (Воспитатель показывает картинки «Чего не хватает насекомому».)
- Давайте, ребята, сравним двух насекомых – муху и пчелу. (Слайд 4. Цель слайда: Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.)
(Вопросы воспитателя к детям.)
- Что общего у мухи и пчелы? (Дети находят общее у насекомых : «У мухи и пчелы есть голова, грудка, брюшко, 6 лапок, 4 крылышка, 2 усика».)
- Чем муха отличается от пчелы? ( Дети находят отличия мухи от пчелы: «Муха чёрная, а пчела с жёлтыми полосками».)
- Ребята, как вы думаете, кто приносит пользу человеку, а кто вред? ( Дети: «Пчела приносит пользу, она даёт мёд, а муха- вред, она переносит разные болезни)
Физкультминутка «Стрекоза»
Вот летит стрекоза,
Как горошины глаза,
А сама как вертолёт,
Влево, вправо,
назад, вперёд.
(Воспитатель предлагает детям выполнить дидактическое упражнение «Угадайте, чей это домик?»).
- Ребята, скажите, у вас есть дом? Вот и некоторые насекомые тоже строят себе дом. Угадайте, чей это домик (муравейник, улей, осиное гнездо). (Слайд 5. Цель слайда: формировать представление об образе жизни насекомых) ( Дети: «В муравейнике живут муравьи. В улье живут пчёлы. В осином гнезде живут осы».)
(Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Найди свой домик»).
- Давайте, ребята, сейчас с вами превратимся в муравьёв, пчёл и ос. Выбирайте, в кого вы хотите превратиться. (Дети выбирают маски насекомых, становятся в кружки. В центр каждого кружка воспитатель ставит картинку с изображением домика насекомого (муравейника, улья, осиного гнезда.) Настало утро, насекомые проснулись и отправились каждый по своим делам, пчёлки и осы собирать нектар, муравьи отправились на поиски пищи. (Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», дети свободно передвигаются по группе. Как только музыка закончиться, детям нужно быстро собраться в своём домике. Игра повторяется два раза. Во второй раз воспитатель меняет картинки с изображением домика местами.)
- Послушайте, ребята, как комар, кузнечик и оса радуются, что вы все смогли правильно найти свой дом. (Слайд 6. Цель слайда: формировать представление об издаваемых насекомыми звуках (жужжит, стрекочет).
(Воспитатель предлагает детям выполнить дидактическое упражнение «Угадайте насекомого по звуку»).
- А кто из вас хочет попробовать угадать насекомого по звуку. (Кто-то из детей выходит, встаёт спиной к экрану, воспитатель включает звук насекомого (звуки комара, осы, кузнечика, ребёнок пробует отгадать насекомого по звуку.)
- Ребята, недавно мы читали с вами сказку о насекомых, как она называется? ( дети: «Сказка называется «Как светлячок искал друга».) Давайте вспомним героев сказки? Кто хочет быть светлячком (кузнечиком, муравьём)
-Давайте обыграем встречу светлячка и кузнечика. (Игра-драматизация по сказке «Как светлячок искал друга».)
Воспитатель: «Летал Светлячок, летал и вдруг услыхал в траве какие-то звуки. Посветил фонариком и увидел: Кузнечик прыгает, куда-то торопится. Светлячок окликнул его».
Светлячок: «Кузнечик, а Кузнечик?»
Кузнечик: «Что тебе?»
Светлячок: «Ты хочешь стать моим другом?»
Кузнечик: «Да, хочу!»
Светлячок: «Давай поиграем!»
Кузнечик: «Хорошо, но только чуть попозже. Сейчас я должен найти своего младшего брата. Помоги мне, пожалуйста!»
Светлячок: «Не могу, я должен друга искать!»
-Давайте обыграем встречу светлячка и муравья.
Воспитатель: «Светлячок полетел дальше. Летел он, летел, вдруг слышит звук в траве. Посветил он туда и увидел Муравья. Бежит Муравьишка, а за спиной у него большой мешок. Светлячок кричит ему».
Светлячок: «Эй, Муравей, Муравей!»
Муравей: «Что тебе?»
Светлячок: «Хочешь стать моим другом?»
Муравей: «Хочу!»
Светлячок: «Тогда пойдем со мной играть!»
Муравей: «Ладно, поиграем, но сейчас я должен отнести домой мешок. Я немного заблудился. Покажи мне дорогу, пожалуйста!»
Светлячок: «Не могу, я должен друга искать!»
Воспитатель: «Светлячок все летает и летает над травой. Чем он занят? Ищет друга.
(Воспитатель предлагает детям решить проблемную ситуацию.)
Давайте подскажем Светлячку, что ему нужно было сделать, чтобы найти друзей. Ребята, давайте вместе придумаем другой конец сказки».
- Ребята, сегодня мы познакомились с самыми маленькими жителями нашего края. Я – фея Природы думаю, что вы никогда не будете обижать насекомых. Если увидите насекомых на улице то, просто понаблюдаете за ними. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, и вы все окажитесь снова в детском саду.