Луковцева Наина
Конспект образовательной области по развитию речи в старшей группе «В гости к временам года»
Образовательная область : Речевое развитие
Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: Обобщить и закрепить знания и умения по речевому развитию в старшей группе за полугодие.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитать любовь к природе.
- доставить детям радость и удовлетворение от игр.
Публикация «Конспект образовательной области по развитию речи в старшей группе „В гости к временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Развивающие :
- развивать наблюдательность, активность, внимание;
- развивать фонематический слух;
- развивать образность речи, творческое воображение;
- развивать зрительное восприятия, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
Образовательные :
- закреплять согласование прилагательных с существительными;
- упражнять в составлении предложений;
- расширять словарный запас по лексической теме «Времена года»;
- обобщить знания детей о временах года;
- упражнять детей в подборе слов с определенными звуками.
Активизация словаря: солнечная, сосулька, капель, подснежник, солнце – желтое, жаркое, круглое, погода, жаркая, прекрасная, летняя; ветер, теплый, тихий, легкий; цветы, красивые, разноцветные, ароматные, лепить снежки, делать крепости, кататься на лыжах, коньках, санках, снегом деревья голые речка покрыта льдом, зимнюю, весеннюю, летнюю, осеннюю, ранняя весна, солнце яркое, тает снег рыхлый, снежинки, снегирь, сани, забава, зима, мороз, лыжи, лед, елка.
Предварительная работа: дидактические игры, рассматривание сюжетных картин и фотоальбомов о временах года, чтение рассказов и стихотворений о разных временах года, прослушивание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
Материалы и оборудование: корзинка с угощением, волшебный шар, наглядные пособия с изображением времена года, домика и животных, мяч, ежик, картинки элементов для составления осеннего, зимнего, летнего, или весеннего, клубок, 3шт мольберта, указка.
Литература:
1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Е. М. Дорофеевой – Издание пятое (инновационное, испр. и доп. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020.-с. 336. с
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду : Старшая группа. - Мозаика Синтез, 2015. – 144 с.
3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Под ред. О. С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2010.- 208 с. – (Развиваем речь).
4. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет/Под. ред. О. С. Ушаковой. М. :ТЦ Сфера, 2010. – 256 с. – (Развиваем речь).
Ход занятия
Воспитатель заходит в группу в костюме Весны, в руках – корзинка.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Отгадайте мою загадку «тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?»
Дети: (весной).
Воспитатель: правильно. Я приглашаю вас сегодня в сказку. Подойдите к этому волшебному шару и повторяйте за мной:
Тише, тише; свет погас.
Начался волшебный час.
В сказке может все случиться.
Сказка ждет нас впереди.
Скажем дружно: «Приходи».
Воспитатель: Вот и попали мы с вами в сказку. Ребята, а кто знает как называется сказка, где встретились четыре времени года?
Дети: («Двенадцать месяцев»)
Воспитатель: Кто может мне назвать все четыре времени года?
Дети: (зима, весна, лето, осень).
Воспитатель: Да, правильно.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим в окно, скажите:
- Какое наступило сейчас время года? Ответы детей: (Весна)
- Какая погода за окном? Ответы детей: (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? Ответы детей: (Люди, птицы, животные)
Воспитатель: Ребятки, а какие весенние месяцы вы знаете?
Ответы детей: (март, апрель, май)
Воспитатель: А давайте с вами поиграем. Хотите?
Ответы детей: Да.
Словесная игра Подскажи словечко»
Воспитатель: Вы мне поможете, подскажите правильное слово.
На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые… (подснежники).
Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась. (сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает (капель)
Воспитатель: Молодцы ребята вы все правильно мне подсказали. А я хочу предложить вам еще в одну игру поиграть.
Игра «Живые слова»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Живые слова». В игре словами будете вы сами. Кто хочет быть словом? Теперь вы необычные дети, а дети – «слова».
Предложение состоит из трех слов.
• Наступила ранняя весна
• Весной солнце яркое
• Тает снег рыхлый. (вызывает по желанию троих дете й).
Теперь вы необычные дети, а дети – «слова». Ты…., - слово наступила. Какое ты слово? Скажи громко (отвечает ребенок)
…будет словом ранняя. А….- словом весна. Какими словами стали….и?
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь хлопну в ладоши, слова разойдутся и каждое в любом месте, где захочет. А когда я позову: «Слова ко мне!»- они снова встанут по порядку. (хлопает в ладоши дети «слова» расходятся).
Воспитатель: Наши слова разошлись. Вы хорошо из заполнили? Я снова позову слова, а вы поверьте, правильно ли встали наши слова. Называйте каждый свое слово.
Ответы детей: Наступила ранняя весна.
Воспитатель: Наши слова разошлись. Вы хорошо запомнили? Я снова позову слова, а вы поверьте, правильно ли они встанут: «Слова ко мне!». Мы сейчас проверим, правильно ли встали наши слова. Называйте каждый свое слово.
Ответы детей: Наступила ранняя весна.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: А теперь, скажите, какое время года приходит на смену весне? (показ картинки лето)
Дети: (лето)
Воспитатель: Ребята чем вам нравится лето?
Ответы детей: ( например: сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес и. т. д.)
Воспитатель: А летом, все дети любят, играть с мячом. Давайте, тоже поиграем, встанем в круг (дети встают в круг).
Игра называется «Скажи какой, какое, какая».
Воспитатель:
Солнце летом какое? – желтое, жаркое, круглое;
Погода – жаркая, прекрасная, летняя;
Ветер – теплый, тихий, легкий;
Цветы – красивые, разноцветные, ароматные.
Воспитатель: Молодцы хорошо проиграли.
Воспитатель: А теперь дети, посмотрите на картинку (показ картинки осени). Радостное время года – осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах. Об этом времени года много написали поэты стихов, композиторы сочинили музыку, художники нарисовали картины, а нам наши ребята расскажут стихотворение об осени.
(ПОД МУЗЫКУ)
Осень
Падают, падают листья
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. ….)
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали ….)
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибом ….)
Воспитатель: Ребятки, давайте сейчас возьмем красивые осенние листочки и потанцуем с ними.
Динамическая пауза «Осенние листочки»
(дети под музыку выполняют движения)
Мы –листочки осенние
На деревьях висели. (покачивание руками над головой)
Дунул ветер – полетели (руки в стороны)
И на землю тихо сели. (присели)
Снова ветер пробежал (покачивание руками над головой)
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (покружились, спокойно сели на место)
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, какое время года.
Снег на полях, лед на водах.
Вьюга гуляет, когда это бывает?
Ответы детей: (зимой)
Воспитатель: Ребята, посмотрите (показывает на картины о зиме) : все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки.
Воспитатель: А в какие игры можно играть зимой?
Ответы детей: ( например: можно лепить снежки, кататься на лыжах, коньках, санках.)
Воспитатель: Правильно! А давайте с вами поиграем в игру.
Игра «Что когда бывает»
Воспитатель: Я буду говорить вам, что бывает летом, а вы ребята, отвечаете, а что бывает зимой.
• Летом земля покрыта травой, а зимой…. (снегом)
• Летом на деревьях листья, а зимой (деревья покрыты снегом)
• Летом вода в реках теплая, а зимой… (речка покрыта льдом)
Воспитатель: Молодцы ребята!
Следующая игра называется
«Кто в домике живет»
Посмотрите, какие домики у меня есть, но это необычные, а звуковые. В первом домике могут жить слова в которых есть [C], во втором – те у кого в названии есть звук(3, в третьем есть звук (Л). В каждом домике три окошка. Нужно из картинок, которые лежат нас столе найти три слова и поселить их в свой домик. (Вызвать трех детей, они отбирают нужные картинки, вставляют их в окошко, а потом они рассказывают, что они поселили в домик и почему)
Предметные картинки:
С- снеговик, снегирь, сани, …
З- заяц, зима, мороз, ….
Л-лыжи, лед, елка,
Воспитатель: молодцы
Воспитатель: А теперь давайте пройдем к столам.
Игра «Составь картинку»
Воспитатель: Ребята, и Лето, и Осень, и Зима и я – Весна,хотим посмотреть, сможете ли вы собрать картинки о нас, о разных временах года.
Воспитатель: Вставайте вокруг столов и попробуйте составить зимнюю, весеннюю, летнюю осеннюю картинки, а мы посмотрим, что у вас получится.
(дети стоят вокруг столов и составляют картинку на различных элементов)
Воспитатель: Как у вас красиво получилось! Молодцы! Оставьте ваши картины на столе, мы их сфотографируем на память нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, наша путешествие, закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Давайте с вами встанем в круг. Сейчас мы будем передавать друг другу вот этот клубок, у кого клубок окажется в руках, должен сказать, какое сейчас настроение, что понравилось на занятии больше всего, а что показалось трудным. (Когда клубок окажется у воспитателя)
Воспитатель: мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогли. Я увидела, что вы подросли за год, очень много знаете и умеете. Я хочу угостить вас вот этим вкусным печеньем.