Лариса Ковалева
Конспект образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Наша добрая матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через представление о русской матрешке, как о символе русского народного искусства.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями русской матрешки;
- развивать познавательный интерес, творческие умения, фантазию, наблюдательность детей через приобщение к народному творчеству; формировать грамматически правильную речь.
- воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: деревянные куклы-матрешки, плоскостные матрешки. Блоки Дьенеша. Кукла Катя, настольная мебель. Письмо – приглашение. Сладости. Магнитофон. Платочки, косыночки, атрибуты для инсценировки.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой, сюрпризный момент, обеспечение интереса и эмоциональности детей.
Формы и виды организации детской деятельности : образно-художественная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, театральная.
Интеграция образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.
Художественно-эстетическое развитие: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов; воспитывать самостоятельность; развивать творчество, воображение.
Речевое развитие: расширять словарный запас.
Физическое развитие: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Ход занятия:
Организационно-сюрпризный момент. Цель: стимуляция интереса, организация детей и эмоциональный настрой на занятие.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прислали голосовое письмо!
Красненький платочек,
Сарафан в цветочек.
Упирается рука -
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Что же это? (Матрешка)
Воспитатель: Да, это матрёшка – кукла с секретом, кукла-загадка. Эта матрешка – со сказками. Сегодня она приглашает нас в увлекательное сказочное путешествие. У матрешки в руках письмо, прочитав которое, мы узнаем, в какую же сказку мы попадем сначала.
1- я Сказка «Как матрешки в гости ходили»
Пришла Матрёшка в гости к кукле Кате (представление на столе).
Катя пригласила ее к столу и попросила посидеть немного одной, а сама пошла на кухню за чашкой.
Что же сделала матрешка, оставшись одна? Она подпрыгнула – гоп, раскрылась, и из нее выскочила еще одна матрешка и села тоже на диван. И сидят теперь за столом две матрешки : одна – большая, другая – поменьше. А Катя не знает и несет одну чашку. Она увидела двух матрешек и глазам своим не верит: была одна матрешка, а стало две. А матрешки сидят и улыбаются. И Кате стало весело.
Катя: Ну, если вас стало две, надо еще чашку принести. Я быстро!
Воспитатель: Как только Катя ушла, матрешки посмотрели друг на друга, вторая матрешка подпрыгнула – гоп, раскрылась, и из нее выскочила еще одна и села на кресло. И сидят теперь три матрешки одна – большая, другая – поменьше, а третья еще меньше. Приходит Катя, приносит вторую чашку. Смотрит, а за столом уже три матрешки.
Катя: Пришла ты одна, а оказывается – вас много! Надо еще чашку принести.
Воспитатель: Ушла Катя, а матрешки скорее прятаться. Подпрыгнула средняя матрешка, раскрылась, а в нее спряталась маленькая. Потом подпрыгнула большая, раскрылась, и в нее спряталась средняя. Приносит Катя три чашки, смотрит…
Катя: Что такое? Пришла ты одна, потом вас стало три, а сейчас ты опять одна! Вот вы какие особенные матрешки, матрешки-проказницы, развеселили всех!
Воспитатель: Они подружились и стали вместе играть.
Воспитатель: - Откуда появились остальные матрешки? (прятались друг в дружке)
Воспитатель: Да, матрёшка – кукла не простая, кукла с секретом. В большой матрёшке живут её дочки мал мала меньше. Они живут вместе, заботятся друг о дружке, и если испугаются прячутся друг в дружке.
2-я Сказка «Познакомимся поближе»
Ребята, а вы хотите побывать у матрешек в гостях.
-Давайте рассмотрим матрешек (дети рассматривают, трогают матрешек, любуются)
- Ребята, скажите, а какая матрешка? (красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная, разъемная, сувенирная, праздничная, нарядная, гладкая, твердая)
- Ребята, из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Значит она какая? (деревянная)
- Посмотрите, а какое лицо у матрешки? (доброе и ясное)
- Какие глазки? Щечки?
- Во что одета матрешка? (платок, кофту, сарафан, фартук)
Дидактическая игра «Верю - не верю»
- Вы верите в то, что матрешка кукла добрая? Почему?
- Вы верите в то, что матрешка кукла с секретом? Почему?
- Вы верите в то, что матрешка может утонуть? Почему?
- Вы верите в то, что существует матрешка ростом больше вас? Почему?
Воспитатель: - Но откуда же в России появилась Матрешка? Хотите узнать? Тогда давайте отправимся в Музей матрешки.
2 слайд: Ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми внутри и называли их писанками.
3 слайд: Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад, но для народной игрушки – это не возраст. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.
4 слайд: Он увидел деревянную пустотелую куклу привезенную из Японии, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше.
5 слайд: Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёной. Это была первая русская матрешка - розовощекая «Девочка с петухом».
6 слайд: Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Мастера вытачивают матрешку из дерева липы, березы. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше.
7 слайд: Художники прорисовывают контур, закрашивают фон, затем раскрашивают различные детали и покрывают ее лаком. Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды.
8 -10 слайд: Существуют разные виды матрешек. Матрешки отличаются формой, размером, росписью.
11 -12 слайд: В 2001 году в городе Москве был открыт первый в мире и в России музей матрешки.
13 слайд: Сегодня матрёшку знают во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. Матрешка – желанная гостья в каждом доме.
3-я Сказка «Как матрешки обедали»
(Ставлю на стол набор кружочков (тарелочек) разной величины, вызываю по очереди детей, которые подбирают для матрешек тарелочки соответствующей величины)
- Ребята, матрешки решили пообедать, а где чья тарелка не знают. Давайте поможем подобрать тарелку для каждой матрешки соответствующего размера. (Дети раскладывают «тарелочки» и выясняется, что одной матрешке тарелки не хватило).
Воспитатель: Ой, ребята, я забыла вам сказать, что одна матрешка любит есть из квадратной тарелки. А определить ее мы можем на слух: та матрешка, в которой находятся много предметов и ест из квадратной тарелки (дети аккуратно покачивают и определяют матрешку; в ней прячется печенье, дети раскладывают по тарелочкам)
Воспитатель: - Давайте угостим матрешек - разложим по тарелочкам вкусное печенье (различные блоки Дьенеша). А кто какое любит - мы узнаем по подсказкам.
4-я Сказка «Русская матрешка» (Рассказывание стихотворения о матрешке по мнемотаблице)
Воспитатель: Матрешки любят сочинять про себя стихи. Одно такое стихотворение они зарисовали в виде картинок. Но одна матрешка никак не могла запомнить его. Давайте поможем ей. Сначала я расскажу, а потом вы.
5-я Сказка - инсценировка «Сказка про матрешек»
- Ребята, а вы хотите побывать в роли матрешек? Вы будете артистами. Я вам буду рассказывать сказку, а вы постарайтесь своим выражением лица показать характер героев. Давайте порепетируем. Покажите как мы радуемся, грустим, удивляемся.
Воспитатель: Жила-была Матрешка, да не одна, а целых пять! Имена у них были красивые: Настя, Лиза, Арина, Злата и – самая маленькая – Ксюшечка (выходят из-за ширмы)
Все они были кругленькие, друг на дружку похожие, мал мала меньше.
Жили, не грустили, всегда вместе неразлучные сестренки. Порой ручки друг другу протянут, встанут в хоровод. Весело вокруг становится. Так бы и жили матрешки, не тужили, если бы не приключилась с ними такая история.
Однажды старшая матрешка Настя сказала : - Надоело мне с Вами вместе хороводы водить, нянчиться, гулять, слезы вытирать. Хочу быть сама себе хозяйкой. Как ни старались сестренки-матрешки уговорить ее остаться, ничего не вышло, так и ушла Настя, помахав на прощанье платочком. Поплакали-погоревали девчушки, и остались вчетвером.
Снова водят хороводы, людей радуют, теперь Лиза за старшую и говорит однажды : - Скучно мне с вами, хочу мир посмотреть, себя показать.
Матрешки упрашивали Лизу остаться, но не согласилась она и ушла, махнув платочком. Поплакали-погоревали матрешки, оставшись втроем.
Снова хороводы водят, песни поют, правда, не так уже весело. Однажды и Арина говорит: - Сестрицы-матрешки, вместе нам хорошо, а порознь лучше. Хочу и я в город податься. Авось выбьюсь в люди, певицей стану. Уж и не отговаривали ее девчушки. Так ушла и Арина, взмахнув платочком. Вот и остались матрешки вдвоем.
Грустно им, хороводы уж не водят, песни веселые не поют. Тут и Злата решила уйти, ума-разума набираться, в школу податься. Помахала на прощанье маленькой Ксюшечке платочком и пошла в путь-дорогу.
Осталась Ксюшечка одна-одинешенька, страшно ей без сестер милых, грустно. Никто не защитит от напастей, песенку на ночь не споет. Погоревала Ксюшенька, но делать нечего, надо учиться жить-поживать в одиночку.
И тут вдруг раздался стук в дверь – и на пороге появились ее сестренки. Бросились они к Ксюшечке, расцеловались и решили, как можно чаще встречаться, друг о друге помнить и заботиться, дружить. Вместе-то оно всегда веселее.
Итог совместной деятельности (рефлексия)
-Вам понравились сказки матрешки. А, что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)
- Ребята, за ваше старание, матрешки дарят вам сладкие сюрпризы.