Людмила Сазонова
Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее «Чудо-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные :
закрепление знаний детей о свойствах воды: отсутствие собственной формы, вода — это жидкость, не имеет запаха, прозрачная, пар — это тоже вода, вода может растворять предметы, объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации.
Развивающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее „Чудо-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, закреплять умение работать с прозрачной посудой. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные :
воспитывать бережное отношение к воде, умение отстаивать своё мнение, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту.
Оборудование: игрушка Капитошка, карточки в виде капелек воды с загадками, иллюстрации на тему «Вода», прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, фильтрованая бумага, вещества: сахар, соль, масло растительное, сок, молоко.
Ход образовательной деятельности воспитателя с детьми.
1. Вводная часть.
Воспитатель : - Дети, а вы любите ходить в гости?
Дети: - Да.
Воспитатель : - Сегодня мы побываем в гостях, в мини-музее «Чудо-вода». Посмотрите, а кто же нас встречает?
Дети: - Капитошка.
Воспитатель : - Дети, Капитошка приготовила для нас волшебное ведёрко, а в ведёрке капельки, а на них загадки. Вот послушайте: люди ждут меня, зовут, а приду к ним — прочь бегут.
Дети:- Дождь.
Воспитатель : - Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, ищем, ищем, не найдём.
Дети: - Роса.
Воспитатель : - Течёт, течёт — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит.
Дети: - Речка.
Воспитатель : - Без досок, без топоров через реку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло!
Дети: - Лёд.
Воспитатель : - На дворе переполох, с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина — у неё теперь ангина
Дети: - Град.
Воспитатель : - Дети, вы догадались, что объединяет все наши загадки?
Дети: - Вода.
Воспитатель : - Правильно, а где в природе можно встретить воду?
Дети: - В морях, океанах, реках, озёрах, родниках, болотах.
Воспитатель : - В реках и озёрах вода без вкуса. Как она называется?
Дети: - Пресная.
Воспитатель :- А чем вода в морях и океанах отличается от воды в реках и озёрах?
Дети: - Она солёная.
Воспитатель : - Правильно, а какую воду для своих нужд использует человек?
Дети: - Пресную.
Воспитатель : - Как вы думаете, кому ещё на земле нужна вода?
Дети: - Растениям, насекомым, животным, птицам.
Воспитатель : - Правильно, без воды всё живое на земле погибнет.
Воспитатель : - Дети, Капитошка хочет с вами поиграть в игру «Хорошо — плохо». Сначала будем отвечать на вопрос «Почему вода — это хорошо?», а потом на вопрос «Почему вода — это плохо».
Воспитатель : - Вода - это хорошо, потому что.
Дети: - Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель : - Вода — это плохо, потому что.
Дети: - Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть.
2. Основная часть.
Воспитатель : - Молодцы, дети. А теперь Капитошка приглашает вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты с водой.
Воспитатель : - Дети, сегодня мы познакомимся с некоторыми свойствами воды.
Опыт 1. Посмотрите, из стакана с водой я медленно выливаю её на блюдце. Что происходит с водой?
Дети: - Вода течёт, льётся и растекается на блюдце.
Воспитатель : - Правильно. Почему вода растеклась по блюдцу?
Дети: - Вода жидкая.
Воспитатель : - Верно, если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А раз вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
Воспитатель : Опыт 2. - Дети, на столе лежит кубик. Если мы опустим его в пустой стакан, положим на стол, на блюдце, изменит ли он свою форму?
Дети: - Нет, в любом месте он останется кубиком, форма не меняется.
Воспитатель : Опыт 3. - Чтобы ответить на вопрос есть ли форма у воды, проведё м опыт: будем наливать воду в стакан, блюдце, баночку, бутылочку. Итак, что происходит с водой?
Дети: - Вода принимает форму предмета, в который её налили.
Воспитатель : - Правильно. Значит, вода не имеет собственной формы.
Воспитатель : Опыт 4. - Дети, посмотрите в одном стакане вода, в другом сок. Как можно это проверить?
Дети: - Можно попить, определить по цвету, понюхать, у воды нет запаха. Опыт 5. - Дети, посмотрите в одном стакане вода, в другом молоко. Сейчас мы с вами проведём ещё один опыт. В оба стакана положим ложки. В каком из стаканов ложка видна, а в каком нет?
Дети: - Ложка видна в стакане с водой.
Воспитатель : - Почему?
Дети: - Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 6. - А сейчас возьмём термос с кипятком и проведём опыт. Что это?
Дети: - Пар.
Воспитатель : - Дети, как вы думаете пар — это вода? А мы сейчас проверим: поместим над паром зеркало. Что это?
Дети: - Капельки воды, значит, пар — тоже вода.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять, к речке мы идём гулять
Мы хотим увидеть рыбок, и лягушек, и улиток
В речке будем мы купаться, и нырять, и кувыркаться
Быстро поплывём, как рыбки, все движенья — без ошибки
Мы по берегу, потом как улитки поползём
Как лягушки мы поскачем, словно лёгкий, звонкий мячик
А потом мы отряхнёмся, дружно за руки возьмёмся
Опыт 7. - Отгадайте загадки и узнаем, что лежит под салфеткой. Белый камень в воде тает
Дети:- Сахар.
Воспитатель : - В воде родится, воды боится
Дети: - Соль.
Воспитатель : - Жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода, на сковороде пенится, брызгается и шипит
Дети: - Масло растительное.
Воспитатель : - Правильно, дети, почему соль и сахар боятся воды?
Дети: - Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель : - Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если их поместить в воду. Возьмём стакан, нальём в него воду, бросим кусок сахара.
Дети: - Сахар растворился в воде.
Воспитатель : - А теперь насыплем в воду соль.
Дети: - Соль растворилась в воде.
Воспитатель : - Значит, воду можно назвать растворителем. А все ли вещества могут растворяться в воде? Если в воду налить масло, что произойдёт?
Дети: - Масло не растворилось, плавает на поверхности воды.
Воспитатель : Проведя опыты с солью, сахаром, маслом, с каким новым свойством воды мы познакомились?
Дети: - Вода одни вещества может растворять, другие нет.
Воспитатель : - Правильно, дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.
Воспитатель : - Дети, масло осталось плавать на поверхности воды. Можно ли пить такую воду?
Дети: - Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель : - Да, действительно, такая вода непригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: - Её нужно очистить от масла.
Опыт 8. - Да воду нужно очистить. Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды — это обычная салфетка. Вот как работает фильтр. Наливаем масленую воду в стакан с фильтром. Аккуратно убираем фильтр, какая стала вода?
Дети: - Вода стала чистой.
Воспитатель : - Куда делось масло?
Дети: - Масло осталось на фильтре.
Воспитатель : - Мы узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Итог.
Воспитатель : - Дети, человек ни дня не может прожить без воды. Вода — одно из самых удивительных веществ на планете. Что нового вы сегодня узнали о воде?
Дети: - Вода — это жидкость, вода не имеет собственной формы, вода может нагреваться, вода может растворять одни вещества и не растворять другие, воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель : - Да, действительно, вода — наш добрый друг и помощник.
Литература.
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников : Учебно-методическое пособие-Ярославль: Академия развитияя: 2003. 112 с.
2. Мини-музей в детском саду. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. «ЛИНКА – ПРЕСС» 2008.
3. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М. : ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. -72 с.