Елена Мирошникова
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Волшебный воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
«Коммуникация»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, невидимый, шелестят, колышутся, восточный, освежающий, духовые музыкальные инструменты.
4. Воспитывать культуру общения.
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)
2. Развивать танцевальное творчество, формировать умение придумывать танцевальные движения.
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушков.
Оборудование:
Посылка. Полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого ребёнка, трубочки для коктейля для каждого ребёнка, шарики воздушные на каждого ребёнка, веера и музыкальные инструменты на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» по одному на каждого, миски с водой на каждого; по 2 карточки 2 цветов-зелёная и красная; мыльные пузыри по количеству детей; игрушки, предметы плотные и полые; белые халаты и бейджики на каждого ребёнка; картинки с предметами, в работе которых используется воздух; карточки –схемы, таблицы для записи результатов опыта.
Группа
Воспитатель: Ребята, вы любите загадки? В моём сундучке находится отгадка на мою загадку. Попробуйте её отгадать: «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь, он невидимый, но всё же без него мы жить не можем!» (воздух)
(достаю из сундучка буквы)
- Что это? Правильно, а теперь составьте из букв отгадку. (дети составляют на ковре слово) Что у нас получилось? Молодцы, сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
(заходит Незнайка с воздушным шариком)
Незнайка: Здравствуйте, я Незнайка! Где это я оказался? Я только что был в гостях у своего друга Знайки и он подарил мне вот этот воздушный шарик (задумчиво) и сказал, что он удивительный. Ничего не понимаю, что в нём удивительного, обычный шарик!
Воспитатель: Незнайка,а воздушный шарик может тебе о чём то рассказать.
Незнайка: Нееет! Воздушные шары не умеют разговаривать!
Воспитатель: А ты знаешь, почему шарик называют «воздушный»?
Незнайка: Нет, объясните пожалуйста.
Дети: Потому что внутри шарика есть воздух.
Незнайка: А что такое воздух? Я его не вижу, не слышу и не чувствую, может его вовсе и нет!
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воздухе?
Дети: Он невидимый, прозрачный, не имеет формы, его нельзя потрогать. (ставятся карточки –схемы)
Воспитатель: А давайте, представим, что мы учёные-исследователи, работающие в лаборатории. Перед нами будет стоять задача: постараться с помощью опытов и экспериментов доказать, что воздух можно увидеть, услышать и почувствовать. Наденьте халаты и давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначало подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Воспитатель: Молодцы! А теперь я приглашаю вас и Незнайку в нашу лабораторию. (дети проходят в зал)
ЗАЛ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Воспитатель: В нашей научной лаборатории 3 мини-лаборатории: в первой мы докажем, что воздух можно увидеть, во второй, через эксперименты попробуем доказать, что его можно услышать и в третьей мини- лаборатории что воздух можно почувствовать.
(дети подходят к 1 лаборатории)
Воспитатель: Вы наверное слышали такое выражение «выйти сухим из воды». А как вы считаете, можно ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку? Давайте попробуем. Что происходит? Почему вода не намочила салфетку?
Дети: Воде помешал воздух.
Воспитатель: А что произойдёт, если наклонить стакан?
Дети: Пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода и намочит салфетку.
Воспитатель: Какой вывод сделаем?
Дети: Воздух занимает место в стакане и не даёт намочить салфетку.
Воспитатель: А чтобы увидеть воздух его надо поймать, возьмите пакетики. Что в нём? А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух,что надо сделать? (его надо поместить в «оболочку», ставиться карточка- схема)
Незнайка: А мне этот мешочек напомнил что то…летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух на речке! Это кажется надувной матрас, а ещё я видел спасательный круг!
Воспитатель: А почему надувной матрас не тонет в воде? (потому что внутри матраса воздух)
Воспитатель : Давайте поиграем в игру «Где спрятался воздух?» У вас на столах лежат различные предметы, нужно опустить их в воду и определить в каких предметах спрятался воздух, а результаты запишите в таблицу самостоятельно.
- Маша, что произошло с резиновой игрушкой? Почему?
-Катя, какой предмет у тебя утонул и почему?
-Вика расскажи какие результаты у тебя получились в конце опыта?
- Что происходит с предметами в которых есть воздух (Предметы в которых есть воздух не тонут, потому что воздух легче воды. ставится карточка-схема)
Воспитатель: Но будь осторожен, Незнайка,когда будешь плавать на надувном матрасе, если внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то ты можешь утонуть.
Незнайка: А внутри человека есть воздух?
Воспитатель: Давайте проверим, этот опыт вы будете проводить самостоятельно, а поможет вам в этом алгоритм действий
-Егор расскажи какие действия ты проделал в этом эксперименте? Как образовались пузырьки воздуха? Какой вывод сделаем? (Внутри человека есть воздух, мы дышим воздухом)
Воспитатель: А какие ещё можно пускать пузырики? (мыльные)
Физкультминутка с мыльными пузырями под музыку
Воспитатель: Что находится внутри мыльных пузырей?
Незнайка: Конечно мыло!
Воспитатель: Прав Незнайка? Почему? Правильно, мыльная пленка наполняется воздухом отрывается от петельки и парит в воздухе. Какие мыльные пузыри (прозрачные, лёгкие, парящие)
Воспитатель: Теперь я приглашаю вас в мини лабораторию, где можно услышать воздух. Возьмите бутылочки и подуйте в них. Что вы слышите (звук) Что это означает? (воздух помогает издавать звуки)
-Где люди используют это свойство воздуха? (в духовых инструментах) Возьмите различные музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим? Когда возникает звук? (воздух дрожит и возникает звук. карточка- схема)
Воспитатель: А теперь расположитесь поудобнее на ковре, закройте глаза и послушайте звуки. («Звуки природы»- шум ветра)
-Что вы услышали? Можем ли мы увидеть ветер? Правильно ветер невидимый, но мы можем увидеть признаки ветра. Какие? (облака плывут,флаги колышутся и т. д.)
-А почувствовать ветер можно? Какой ветер (холодный, сильный и т. д.)
-А можно самим создать ветер дома или в группе (веером помахать, рукой и т. д.)
- Попробуйте создать лёгкий ветерок, чтобы освежить себя, для этого возьмите веера. Легко помашем. Что почувствовали? А теперь сильнее. Какие у вас ощущения? Веер движется и подгоняет воздух, значит ветер это (движение воздуха. Карточка-схема)
Игра с веером и пёрышком
-Давайте попробуйте веером поднять пёрышко, что происходит? Значит какое ещё свойство есть у воздуха (он двигает предметы)
Воспитатель: Ветер в сказках наделялся волшебной силой,его сравнивали с богатырём,ласково называли озорником, часто обращались за помощью именно к ветру. Давайте вспомним стихи поэтов о ветре. (дети читают четверостишия о ветре)
-А ветер это хорошо или плохо? Когда ветер бывает хорошим (он опыляет растения, разносит семена и т. д)
-А когда бывает плохим (разрушает дома, потопляет корабли тд)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Отгадайка» Нужно отгадать загадки и объяснить используется ли воздух или его свойства при работе этого предмета.
-Молодцы!
Незнайка: Какие вы все сообразительные внимательные и наблюдательные!
Воспитатель:Незнайка, как ты думаешь воздух пахнет?
Незнайка:Конечно, я вот чувствую как пирогами пахнет!
Воспитатель: А вы как думаете? Давайте проведём опыт. Возьмите по одной капсуле (из-под киндера-сюрприза)и определите по запаху, что находится внутри капсулы. Игра «Узнай по запаху»
Какой вывод сделаем?
Дети: Воздух не имеет запаха, он движется и доносит до нас запахи. (карточка-схема)
Незнайка: Ой- ой- ой! Как запахло чесноком! Не хочу этот запах! Лучше я закрою нос и не буду дышать.
Воспитатель: Сможет ли Незнайка долго не дышать, почему (Всему живому нужен воздух без него все погибнут) А чеснок полезно понюхать и даже съесть его. Почему?
-Молодцы, мои юные исследователи! В нашей лаборатории, что мы доказали с помощью опытов? (что воздух можно увидеть, услышать и почувствовать.)
- Так что же такое воздух? (это газообразное вещество, не имеющее запаха вкуса и цвета)
Чтение стиха про воздух (ребёнок)
Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки- одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды.
-Ветер это движение воздуха
.-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
-Воздух не может двигать предметы.
-Человек не может жить без воздуха.
-Воздух имеет запах.
-Воздух дрожит и получается звук
-Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)
Незнайка: Вот спасибо! Как много я узнал сегодня нового о воздухе!
Воспитатель: А вам понравилось играть с воздухом? Какое у вас настроение осталось от игры: грустное, весёлое или удивлённое, выберите шарики с эмоциями, которые соответствуют вашему настроению и можно будет с ними поиграть.
Звучит музыка «воздушные шарики», дети выбирают и танцуют с ними
Незнайка: Я для вас приготовил сюрприз (звучит музыка «Сюрприз», вносит воздушного змея)
Воспитатель: Спасибо Незнайка за подарок! Ну вот нам пора возвращаться из лаборатории в свою группу «Ягодка», давайте переоденемся и пойдем на прогулку дышать свежим воздухом и запускать воздушного змея и Незнайку с собой возьмём
Незнайка: Мне у вас очень понравилось, вы помогли мне узнать много нового!