Заикина Наталья
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Жилище человека»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Жилище человека»
Составила воспитатель:
Заикина Н. Ю.
Цель: Расширить знания детей об истории жилище человека.
Задачи: Дать понятие о том, как изменялось и совершенствовалось жилище человека.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Жилище человека“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Упражнять в образовании прилагательных от существительных обозначающих строительный материал.
- Развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами.
- Формировать коммуникативные качества, дружелюбие.
- Воспитывать уважение к архитектурному наследию наших предков.
Форма проведения: Игра – путешествие
Интеграция образовательных областей :
Игровая, Коммуникативная, Познавательная.
Демонстрационный материал: презентация «Жилище человека», картинки с изображением сказочных домов, пещеры, землянки, избы, современного дома.
Раздаточный материал:
- картинки с изображением сказочных домов, первобытный человек, картинки пещеры, землянки, шалаша, избы, современного дома, разрезные картинки.
Ход занятия:
Организационный момент:
В-ль: Ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Пожелаем себе и им здоровья, улыбнулись друг другу. Создали хорошее настроение.
Станет рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- ДОБРОЕ УТРО!
А с чего должно начинаться доброе утро? Как вы думаете? (с добрых дел)
Игровой момент:
Стук в дверь
Ребята какой интересный конверт нам прислали.
- А кто изображен на нем?
(ответ детей)
- Я тоже думаю, что это от домовенка Кузи. Давайте откроем и посмотрим (конверте картинки с изображением сказочных домов, жилища для животных, птиц, насекомых, для людей).
- Поможем Кузе разобраться с картинками?
- Как это называется? (дома, жилища).
- Какие жилища вы видите на картинках? (для животных, насекомых, людей, сказочные).
Живым существам очень трудно без дома!
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут.
А птицы уютные гнёздышки вьют.
Живым существам без жилища – беда,
Но людям без дома – совсем никуда!
Много тысяч лет назад человек еще не умел строить дома.
Хотите узнать какие жилища были раньше?
Я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое. Вас ждет много увлекательных игр, вы узнаете много интересного.
- Ребята, а что такое «прошлое»?
(ответы детей)
А чтобы отправиться в путешествие мы закроем глаза и повернемся вокруг себя.
Вокруг себя повернись – в прошлом очутись.
Звучит музыка.
Картинка первобытного человека
Как построить дом надежный,
Человек еще не знал.
В первобытном мире сложном
Он жилье себе искал.
Рассказ педагога
В-ль: Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа дома не строит. А как использовать деревья, камни или глину, человек тогда не знал. Первобытному человеку было холодно. Потому что, в отличие от животных и птиц, он не имел теплой меховой шкуры, ни оперения. Нашему далекому предку со всех сторон угрожали опасности.
Человек стал искать. Где бы ему спрятаться. Искал – искал и нашел ПЕЩЕРУ. (изображение пещеры).
- Ребята, что такое пещера? (ответы детей)
В-ль: Заглянув в пещеру, человек понял, что это хорошее место, чтобы укрыться и от непогоды, и от опасных диких зверей.
- Ребята, как вы думаете из чего древний человек соорудил себе постель в пещере?
- Нет
В-ль: и тогда древние люди научились добывать огонь.
- Как же добывать огонь? (Огонь разжигают спичками).
В-ль: Но раньше не было спичек. Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки и ударов камней.
Хотите провести опыт?
- Для этого надо потереть ладонь о ладонь.
Чувствуете, как нагрелись ладони?
- Если тереть долго палочки, то они нагреваются, и получается огонь. А еще огонь добывали п помощью специальных камней. Их ударяли друг о друга и получали искорки огня.
Когда древний человек научился разводить огонь, он устроил в пещере очаг (изображение очага, а вход завесил шкурами убитых животных.
- Как вы думаете, для чего он это сделал? (ответы детей)
Игра: «Перетягивание каната»
Но не в любой местности были пещеры и человек стал думать, не построить ли себе жилище самому.
В-ль: Как называется жилища, которые строил себе древний человек в той местности, где рос лес и не было пещер? (ответы детей)
Правильно он научился строить ЗЕМЛЯНКИ
(Изображение землянки)
В-ль: Правильно, ребята, в местах где рос лес, и земля была относительно мягкая, древний человек выкапывал яму, обкладывал ее камнями, а над ней сооружал навес из веток. Такое жилище называлось землянкой. Позже стены землянки люди стали укреплять бревнами, а на крышу для тепла насыпать толстый слой земли.
- Чем пещеры отличаются от землянки?
- Как вы думаете, удобно ли человеку было жить в землянке? (ответы детей)
Игра «Преодолей препятствие»
В-ль: Да, ребята, жить под землей было сыро, неуютно, темно. Человек стал задумываться о новых постройках. Прошло много времени, прежде чем человек придумал строить вместо землянок дома из дерева.
- Как назывались такие дома? (ответы детей)
(Изображение избы)
В-ль: что делали для того, чтобы в избе было удобно жить?
(ответы детей) В избе делали пол, стен, потолок, крышу.
В-ль: Что делали в избе, чтобы было светло?
(ответы детей) окна
В-ль: Правильно, ребята, в избе были окна, но не стеклянные, как сейчас, а из тонких пропускающих тусклый свет пленок, которые получали из внутренностей животных.
Игра: «Рыбаки и рыбки»
Когда человек открыл свойства глины, стали появляться каменные дома (картинка).
После изобретения кирпича стали расти кирпичные дома (картинка).
Сейчас мы живем в современных многоэтажных домах.
Словесная игра:
Дом из камня – каменный;
Дом из стекла – стеклянный;
Дом из дерева – деревянный;
Дом в один этаж – одноэтажный;
Дом в пять этажей – пятиэтажный;
Дом из панелей – панельный;
Игра «Разрезные картинки»
Детям предлагается собрать картинки с изображением избы, пещеры, землянки и каменного дома.
Игра: «Разложи по порядку»
Дети раскладывают по порядку картинки с изображением жилищ человека в разные времена (пещера, землянка, изба, современный дом).
А теперь я вам предлагаю сконструировать дома будущего из геометрических фигур.
Наше путешествие закончилось.
Вокруг себя повернись – в саду очутись.
Что вам понравилось в путешествии?
Что нового вы узнали?
Что запомнилось?