Маргарита Гулевская
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие диалогической речи, грамматического строя речи.
Задачи:
• Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники».
• Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
• Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
• Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Приоритетная образовательная область (области) : речевое развитие.
Планируемые результаты (исходя из цели и задач) :
• У детей сформировано обобщающее понятие «семья»,«родственники».
• Дети употребляют в речи притяжательные прилагательные, предлоги (в на, под, за).
• Дети умеют составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных.
Целевые ориентиры: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для построения речевого высказывания и ситуации общения.
Материалы и оборудование (материально – технический ресурс) :
для воспитателя – ноутбук, презентация, мальчик (пупсик) ;
для детей – детали для домика из картона.
Содержание ОД по следующей структуре:
Введение в образовательную ситуацию.
Воспитатель:
Здравствуй, солнышко родное! (поднимают руки к солнцу)
Здравствуй, небо голубое! (Покачать плавно кистями рук)
Здравствуй, матушка-Земля! (Опуская руки вниз рисуем круг)
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я! (Поворачиваются друг к другу,
Мотивирование к деятельности, совместная постановка цели:
Воспитатель:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья).
Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жил-был мальчик, который жил один-одинешенек на свете. (ставит фигурку мальчика). А как вы думаете бывает так, что у человека никого нет (ответы детей)
Дети: нет
Актуализация знаний детей (опора на предыдущий опыт или знания).
Воспитатель: тогда мы изменим сказку, и у нашего мальчика появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком (предложить детям выставить фигурки членов семьи). А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.
Дети: семья
Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья? (ответы детей) .
Дети: это когда есть рядом мама, папа и другие любящие люди и т. д.
Воспитатель: а еще всех членов семьи называют родственниками - это люди, родные друг другу: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы.
Игра «оживите слоги в стихотворениях».
Ру-ру-ру-начинаем мы игру.
Ра-ра-ра на дворе у нас гора.
Ры-ры-ры-покатаемся с горы.
Ра-ра-ра-очень рада детвора.
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: уважать, защищать, ухаживать, любить.
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников!
Совместное «открытие» нового знания (обсуждение с детьми способов достижения цели; совместное решение проблемной ситуации; проблемное объяснение).
Воспитатель: А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Ребята, как вы думаете, как раньше люди хранили память о своих родственниках?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: У каждого из нас есть семейный альбом, в котором хранятся фотографии всех членов семьи. И сейчас я предлагаю вам составить рассказ о своей семье. (при затруднении в составления рассказа задаю вопросы)
• с кем ты живешь?
• сколько человек в твоей семье?
• какие члены семьи у тебя есть (мама, папа, бабушка и т. д.)
• кто самый младший, а кто самый старший в твоей семье?
• кто старше всех?
• кто младше всех?
• какой домашний адрес, профессия и место работы твоих родителей?
• с кем ты больше всего любишь играть?
Воспитатель : А еще раньше до фотоальбомов, так как было очень много родственников, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Дети: Не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…
Воспитатель: Каждый человек, когда только родится – совсем маленький ребенок – младенец. Года идут. Человек растете и из грудного превращается во взрослого человека. Взрослый человек создает семью.
Воспитатель: Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
Совместное выполнение действии (первичное закрепление нового знания в речи. Включение нового знания в систему знаний.
Задание «Кто кем приходится?»
-Кто для дедушки и бабушки – папа и мама (дочь, сын)
-Кто для дедушки и бабушки – мальчик и девочка (внук, внучка)
-Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (сын, дочь).
-Кто девочка для мальчика? (сестра)
-Кто мальчик для девочки? (брат)
Воспитатель : Ребята, а теперь давайте найдем четвертого лишнего.
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Совместное подведение итогов (соотнесение достигнутого результата с поставленной целью,анализ деятельности, вывод)
Воспитатель: теперь давайте вспомним про нашего мальчика, помните у него есть семья, давайте поселим эту семью в красивый дом, где они все счастливо будут жить!
Давайте подойдем к столу, здесь разложены детали дома, их нужно наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом ( инструкция: сначала наклеивается основа дома, затем наклеивается крыша, потом окна и двери, наклеивается все в определенной последовательности, аккуратно и красиво)
Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали?
Что же такое семья?
Кто такие родственники?
Как люди должны жить в семье?