Татьяна Бутко
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Развитие фонематического слуха. Звуки [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие фонематического слуха
посредством ознакомления со звуками ж — ш».
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей Дидактическая игры, упражнения, проблемная ситуация (введение в тему и постановка цели, продуктивные (создание букета)
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Игровые (игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация). Словесные (рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, д/игры с наглядным материалом). Наглядные (рассматривание иллюстраций, картинок, показ). Практические (подражательные упражнения, игры)
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, познавательное развитие (Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, физическое (становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, художественно-эстетическое. (Становление эстетического отношения к окружающему мир).
4. Возрастная группа: старшая
5. Цель: Формирование умений дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях.
6. Задачи:
6.1 Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах;
Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
6.2 Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш]; развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ;развивать мышление, память, связную речь.
6.3 Воспитывать внимательное уважительное отношение к окружающим людям, стремление прийти на помощь в трудной ситуации; формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным для ребенка ситуациям; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
7. Планируемые результаты:
7.1 Умеют отчетливо произносить слова со звуками [ж] и [ш], дифференцировать звуки [ж] и [ш]в словах, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7.2 Разовьют фонематическое восприятие, способны самостоятельно на слух выделять слова со звуками [ж] и [ш].
7.3 Овладеют навыками уважительного отношения к окружающим людям, способны прийти на помощь в трудной ситуации.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Интерактивная доска, презентация, игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи, карточки с картинками, вазы (игра, круги зелёного, желтого и красного цвета.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Дидактические игры и упражнения
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Воспитатель читает детям стихотворение:
Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ.
Всем нашлось и место, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Веревка по земле ползет, Вот язычок, открытый рот, Всех укусить, готова Я, Его поймал я на цветке, Потому что Я - (ЗМЕЯ) (выставляется игрушка)
Зажал, как следует в руке. Жужжит он: «Попрошу без рук, Я не железный, я же – … (ЖУК)» (выставляется игрушка)
1.2 Мотивация деятельности детей Воспитатель сообщает о том, что звуки [ж] и [ш] спорят кто из них главнее. Предлагает не ссориться, потому что в русском языке все звуки важны и нужны.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Педагог предлагает доказать, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель предлагает сделать зарядку для языка и губ.
Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Улыбка» 2. Упражнение «Чьи зубы чище?» 3. Упражнение «Лошадка»
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания После артикуляционной гимнастики воспитатель предлагает игры со звуками «Ж- Ш»
Дидактическая игра «Поймай звук» Воспитатель просит взять карточки, на которых изображены змея и жук. Воспитатель называет слова, а дети, если слышат звук – ж, поднимают карточку с жуком, звук – ш, поднимают карточку со змеёй.
Пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок, шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди.
Игра «Добавь слово» Воспитатель читает предложение, а дети должны его закончить, добавить слово, которое подходит.
Жук упал, и встать не может, Ждет он, кто ему… (поможет). Прицепившись к задней шине, Мишка едет на… (машине).
Воспитатель предлагает запомнить и назвать слова из данных предложений, в которых есть звуки «ж - ш».
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель предлагает поиграть в игру, которая называется «Четвертый лишний» (презентация) На слайде четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж- Ш», которые прячутся, одна из картинок лишняя, дети должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя. Картинки: шапка, шарик, зебра мышка. Картинки: платье, шкатулка, шуба, шоколад. Картинки: жираф, жук, желудь, лиса.
После выполненных заданий воспитатель предлагает детям отдохнуть на лугу.
Игра «Жук» (Физминутка) На лужайке, на ромашке Жук сидел в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, Низко -низко наклоняюсь.
После игры воспитатель сообщает о том, что Жужу и Шушу помирились и предлагает гостям на память подарить букеты. (дети называют, что изображено на картинке, определяют какой звук «ж» или «ш» есть в слове и прикрепляют на нужную вазу цветок, если сделали ошибку – воспитатель спрашивает чья это картинка и исправляет ошибку)
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Как вы считаете все ли у нас получилось?
Значит ли это, что нам удалось добиться цели?
-Что мы для этого сделали?
Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать один из кругов, если вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, то покажите зеленый сигнал, а кто выполнил все задания, но ему было немного сложно – желтый, а кто считает, что не справился – красный.)
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Чтение художественной литературы. Проведение дидактических игр, рассматривание лексических альбомов.