Любовь Кононенко
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Словарная работа: Макитра, станица, лучина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы: Аудио запись Кубанского Казачьего хора, старинные фотографии, куклы в национальной одежде – казака и казачки.
Ход занятия:
Дети с воспитателем проходят в музейную комнату и садятся.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
- Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?
Дети: На Кубани, Доне.
Воспитатель: Правильно. Казаки, поселившиеся на Кубани, так и называются Кубанские казаки.
- Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань.
И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Кубанской земле казаки.
Мы пришли в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живла старинная казачья семья.
- А что такое хата? (ответы детей)
- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака).
Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: С уважением относиться к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.
- Как на Кубани обращались к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.
- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках?
Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.
Терпи, казак, – атаманом будешь.
Казачье братство – милее богатства.
Казак в беде не плачет.
Казаку честь – родину беречь.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.
- А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)
- Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)
- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (рассматривают утварь на печи).
- В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.
(Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах казака и казачку)
- А вот и гости к нам пришли, казак с казачкой (дети рассматривают кукол).
- «Проходите, гости дорогие!»
- Красному гостю – красное место!
- Гость на порог – хозяину радость!
- Ребята, они хотят нам поведать о жизни казачьей, что когда после трудового дня, военных походов казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабы вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела.
С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Проводится игра «Иголка, нитка и узелок»
Ход игры
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жары не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, – на стол мечи».
Печь нам – мать родная,
Хлебом не корми, только с печи не гони.
- Зимой в мороз даже кур под печкой держали.
А сейчас, наши гости хотят послушать, как вы отгадываете интересные и познавательные загадки…
Как называлось казачье поселение? (Станица.)
Где раньше казаки мылись? (Печь, баня, река.)
Где спали младенцы? (Колыбель.)
С помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (Рушник.)
Из чего поили чаем гостей? (Самовар.)
Воду приносили из чего? (из колодца.)
В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (Чугун)
С помощью чего казачки носили ведрами воду из колодца? (Коромысло.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо представили то, что когда-то, давным-давно, когда вас еще не было на свете о том, как жили наши предки. Теперь я знаю, что они бы гордились вами.