Ирина Шемерянкина
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чародейкою зимою околдован, лес стоит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование техник рисования зимних деревьев.
Задачи:
Образовательные :
Совершенствовать технику рисования зимнего дерева, (смятой бумагой, тычок сухой кистью).
Формировать умение изображать дерево, точно передавая строение (ствол и ветви) и пропорции, передавать цветовою гамму зимы, используя в рисование дерева различные художественные материалы. Совершенствовать навык построения пейзажной композиции.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Чародейкою зимою околдован, лес стоит“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Новогодние окна. Украшение окон на Новый год
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивающие: Развивать творческий замысел и фантазию, интерес к творчеству. способствовать развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.
Воспитательные: Воспитывать умение видеть и понимать прекрасное, радоваться красоте природы, окружающему миру. Воспитывать интерес к живописи. Воспитывать интерес к природе родного края.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально коммуникативное развитие».
Предварительная работа: Слушание музыки (Времена Года — Зима» А. Вивальди, П. И. Чайковского, рассматривание фоторепродукций зимнего леса, чтение стихов о зиме, наблюдение на прогулке, художественное слово.
Материалы и оборудование: Тонированный лист А4, фоторепродукции картин Шишкин «Зима в лесу», Янов «Русская зима», Б. Кустодиев «Лыжники»).
Содержание образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в художественную галерею, но прежде чем отправится в путешествие в мир искусства я предлагаю вам послушать стихи о зиме.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенина.
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
И. Суриков.
Воспитатель: Послушаем еще отрывок из рассказа писателя Г. Скребицкого о волшебстве зимы.
«…Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, прикрылась и уснула как в сказке. Ходит земля по горам, по долам, ходит не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут то там свою волшебную картину исправит.
Заглянула зима в лес. «Уж его – то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!» обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются. Раздвинуло солнышко сизую тучку. А под его ласковым взглядом все еще краше становиться.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь! Любуется солнышко картиной Зимы – глаз оторвать не может…»
Г. Скребицкий. «Четыре художника.»
Воспитатель: Вот так по – разному поэты и писатели чувствуют зиму, передают ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты и писатели – в словах, композиторы – в звуках. А как передают зимнее настроение художники? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно художники передают зимнее настроение в красках. Предлагаю начать наше путешествие в мир искусства и полюбоваться красотой зимней природы.
(Показ слайдов с репродукциями картин художников Шишкин «Зима в лесу», Янов «Русская зима», Б. Кустодиев «Лыжники»)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину и расскажите о своем настроение, которое навевает вам зимний пейзаж, написанный художником И. И. Шишкиным. (стала немного грустно, печально, морозно, холодно.)
Воспитатель: (Искусствоведческий рассказ воспитателя) Художника удивила красота зимнего леса в снежном наряде и тишина –лес уснул крепким спокойным сном. Заснеженный лес старый, непроходимый, все тропинки покрыты снежным, белым покрывалом. Огромные деревья похожи на богатырей, они охраняют покой и тишину лесного царства, маленькие кустики прижались к их стволам и как будто то просят «Не дайте нас в обиду зимним морозам и ветрам».
Тишина! — шепнула белая поляна.
Тишина! — вздохнула, вея снегом, ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель.
С. Черный.
Холодно, морозно все в этом лесу застыло, замерло, отдыхает, набирается сил в ожидании весны.
Воспитатель: Какие краски использовал художник, когда писал свою картину? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, художник использовал холодные тона красок, белый, серебристый, серый. И только кое где стволы деревьев коричневые, теплые, говорят нам что лес живой и отдыхает.
Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию картину художника Юлия Клевера «Зимний пейзаж с рекой и домами».
Воспитатель: Всмотритесь в картину и расскажите о своем настроение. (Ответы детей; грусть, холод, страх)
Воспитатель: Правильно в этой картине художник показал нам суровую, морозную, ледяную, ветреную зиму. О чем на этой картине можно сказать «низкое», «серое», «облачное»? (Ответы детей)
Воспитатель: Художник в своей картине «Зимний пейзаж с рекой и домами» передал всю суровость, таинственность, загадочность зимней природы.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и посмотрите еще одну картину.
Намело, на вьюжило
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах,
В белой шубке ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
(слайд с фоторепродукцией картины Б. Кустодиева «Лыжники»)
Воспитатель: Посмотрите на картину Б. Кустодиева «Лыжники». Какая по настроению это картина? (яркая, громкая, светлая, веселая).
Воспитатель: (Искусствоведческий рассказ воспитателя) Зимы бывают разными, и год на год не похож. Даже в течение одной зимы часто меняется погода. От этого меняется наше настроение. Когда выпавший снег полежит- полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно и тоскливо. Но вот опять заснежило, и повалил густой пушистый снег. И нам становиться радостно и весело, празднично.
Художник написал просто хороший зимний день, настоящая русская зима, звенящий зимний воздух (вон как цвет звучит на зимнем фоне) и облака будто подернутые морозом щеки. И, конечно, цвет, к краскам неба добавился желтый цвет, и небо слало тепловатым, мягким. Громкость задает цвет, чистый цвет, крупные яркие пятна цвета. Здесь наглядно показан контраст по цвету. Все внимание приковано к цвету. Что за сказочная картина открылась перед ним!
Воспитатель: Расскажите, что так порадовало художника (ответы 2 – 3 детей).
Какую зиму изобразил художник? (снежную, яркую, морозную).
На что похож снег на деревьях (шапку, шубу)
Воспитатель: Дети, а как художник рассказывает о красоте зимы? (Ответы детей).
Какие основные средства выразительности он использует? – цвет.
Воспитатель: Какие цвета использовал художник, когда, рисовали зиму? (Белый, синий и его оттенки (голубой, розовый, желтый, зеленый, оттенки коричневого.) (дети свои ответы сопровождают показом нужного цвета на цветовой палитре)
Воспитатель: Что вам хотелось делать, глядя на эту картину? ( Предполагаемые ответы детей: петь, танцевать, легко и плавно кружась, бежать на улицу и кататься на лыжах, нарисовать такую же чудесную картину.)
Воспитатель: Мы с вами увидели, услышали, как художники, поэты, писатели, композиторы почувствовали и с своих произведениях передали разные напевы зимушки-зимы: то тихие, спокойные, то громкие, звонкие, то грустно-печальные.
Физкультминутка: А сейчас я вам предлагаю вам отправится на прогулку по зимнему лесу.
Весь засыпан снегом лес. (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка. (машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)
Пальчиковая гимнастика: Подготовим пальчики к работе
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком
Продуктивная деятельность : Пройдем в изостудию и сотворим свои зимние напевы. Возьмем кисти и нарисуем свою песню о зиме. Подумайте о какой зиме вы хотите рассказать и в каких техниках вы будете изображать деревья. (Тычок жесткой кистью, смятой бумагой). Постарайтесь и краски подобрать такие, чтобы мы узнали о вашем замысле. (Звучит музыка П. И. Чайковского.)
Рефлексия:
Воспитатель:
Какие картины вы нарисовали?
Какое зимнее дерево получилось у вас?
Какое чувство вы испытываете от своей картины?
Выберите картину которая вам понравилась больше всего и расскажите о ней. (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте полюбуемся нашими картинами, деревья получились у нас сказочные, волшебные и у каждого получилась свое неповторимое дерево в зимнем уборе, наряде.
Воспитатель: Я предлагаю вам в изостудии устроить выставку зимнего леса пригласить полюбоваться вашими картинами родителей и ребят из другой группы.