Арефьева Елена
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по экологии «Берегите лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии
на тему:
«Берегите лес».
Цель: формировать у детей осознанное, бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по экологии „Берегите лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Формировать представление детей о значении леса в природе и в жизни человека. Формировать представления о взаимосвязях животного и растительного мира в лесу.
Развивающие:
Развивать знания детей о лесе и его обитателях. Закрепить с детьми правила поведения в лесу. Развивать память, мышление, воображение, речь, наблюдательность.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к обитателям леса.
Предварительная работа: чтение художественной и познавательной литературы; рассматривание иллюстраций о природе (животном и растительном мире); заучивание стихотворений, загадок; наблюдение в природе; разучивание природоведческих игр.
Оборудование: использование ИКТ (демонстрация презентации); плакат «сухое (несчастное дерево)»; карточки «следы зверей»; раздаточный материал – схема «Пищевые цепочки леса», эмблемы юных экологов «Береги природу».
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие по лесу. А поможет нам в этом – волшебный экран (слайд 1).
- А вы знаете, что такое лес?
Дети:
Лес – это общий дом для растений и животных.
Лес – это чистый воздух.
Лес - это пение птиц.
Лес – это красота деревьев и цветов.
Воспитатель:
Для чего люди ходят в лес?
Дети:
Люди ходят в лес, чтобы отдохнуть. В лесу можно собирать грибы и ягоды. В лесу можно гулять, слушать пение птиц, любоваться красотой природы. В лесном озере можно ловить рыбу (слайд 2).
Воспитатель:
Прогулки в лесу очень полезны для здоровья людей и мы должны сохранять чистоту и порядок в нем.
2. Основная часть.
Воспитатель:
Леса бывают разные: хвойные, лиственные, смешанные. В них растет много разных растений и самые главные среди них это деревья (слайд 3).
- Какие деревья растут в хвойных лесах?
Дети:
В хвойных лесах растут: ели, сосны, лиственницы, кедры, пихты.
Воспитатель:
- Какие деревья растут в лиственных лесах?
Дети:
В лиственных лесах растут: березы, дубы, осины, клены, липы, рябины.
Воспитатель:
А мы находимся с вами в смешанном лесу. В нем растут лиственные и хвойные деревья.
- Ребята, внимание, перед нами «сухое (несчастное дерево)» (воспитатель показывает изображение дерева на плакате).
- Мы можем ему помочь? Что мы можем сделать для него?
Дети:
Дерево нужно полить; засыпать корни землей; перевязать поломанные веточки; замазать раны; добавить удобрение; срезать сухие ветки; пожалеть; окопать; еще раз полить (на каждое предложение детей воспитатель прикрепляет к дереву зеленый листочек).
Воспитатель:
- Ребята, наше дерево ожило, на ветках распустились листочки. Ваши добрые дела и пожелания помогли дереву. Молодцы ребята!
Воспитатель:
Идем дальше. В лесу под деревьями растут кустарники (внимание на экран слайд 4.) Назовите их.
Дети:
Это лещина, шиповник, калина, можжевельник.
Воспитатель:
Еще ниже на земле растут ягоды, грибы, цветы, травы. Посмотрите на экран. Какие ягоды растут в лесу? (слайд 5)
Дети:
В лесу растет земляника, брусника, клюква, черника, ежевика, малина.
Воспитатель:
Лесные ягоды очень вкусные и полезные.
-Какие грибы растут в лесу? (слайд 6).
Дети:
В лесу растут маслята, волнушки, подберезовики, белый гриб, лисички, мухоморы, бледные поганки.
Воспитатель:
А какие из этих грибов ядовитые?
Дети:
Ядовитые грибы: мухоморы, бледные поганки.
Воспитатель:
Вы когда - нибудь собирали ягоды и грибы? Какие нужно знать правила?
Дети:
- Нельзя собирать ядовитовые ягоды и грибы. Нельзя топтать ягоды и грибы. Грибы нужно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.
Воспитатель:
Молодцы, правила вы знаете. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть на лесной поляне.
3. Физкультминутка (дети становятся в круг, выполняют действия по тексту).
«На лужайке, по - утру мы затеяли игру.
Я подснежник, ты вьюнок, собирайтесь в наш венок.
А теперь мы ручейки. Побежим в перегонки.
Прямо к озеру спешим. Станет озеро большим.
Собирайтесь в круг опять. Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи. Мы резвы и горячи!
(после игры дети проходят на свои места).
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года?
Дети:
Сейчас время года весна.
Воспитатель:
Весной, в лесу расцветают цветы – первоцветы. Назовите их (слайд 7)
Дети:
Это подснежник, хохлатка, медуница, ветреница, мать - и - мачеха, лесная фиалка, ландыши.
Воспитатель:
Скажите! Мы будем их срывать?
Дети:
Мы не будем их срывать, мы будем ими любоваться и оставим насекомым.
Воспитатель:
Правильно, я согласна с вами. Идем дальше в «царство» птиц и зверей. Сейчас вы услышите пение лесных птиц (запись пения птиц). Так поют птицы, когда им хорошо, когда они в безопасности. Где птицы в лесу делают гнезда?
Дети:
Птицы делают гнезда на деревьях, в кустах, в траве.
Воспитатель:
Какие бывают птицы? (слайд 8)
Дети:
Птицы бывают перелетные и зимующие.
Воспитатель:
Назовите перелетных птиц?
Дети:
Кукушка, соловей, иволга, жаворонок, дрозд.
Воспитатель:
Назовите зимующих птиц.
Дети:
Снегирь, синица, дятел, сова, сорока, ястреб, глухарь.
Воспитатель:
Как люди помогают птицам зимой?
Дети:
Люди подкармливают птиц, делают кормушки.
Воспитатель:
Я предлагаю поиграть в игру «4-ый лишний»
- Соловей, синица, снегирь, сова.
- Дятел, иволга, жаворонок, дрозд.
- Сорока, глухарь, дятел, кукушка.
- Иволга, соловей, дрозд, сова.
Воспитатель:
Рядом с птицами, в лесу живут звери (слайд 9). Большие и маленькие, травоядные и хищники. Догадайтесь, кто они, отгадайте загадки.
- Лесом катится клубок, у него колючий бок. Он охотится ногами, за жуками и мышами (ежик).
- Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки (мышь).
- Это что за зверь лесной встал, как столбик под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы? (заяц).
- Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет? (лиса).
Воспитатель:
А кто прячется в глуши лесной, поможет нам узнать игра «чьи следы?» (дети рассматривают изображения следов зверей, называют, кому они принадлежат).
Дети:
Это волчьи следы, медвежьи следы, лосиный след, беличьи следы.
Воспитатель:
В лесу живут самые маленькие живые существа. Кто они? (слайд 10)
Дети:
Это насекомые.
Воспитатель:
Какие насекомые живут в лесу?
Дети:
В лесу живут – муравьи, комары, гусеницы, кузнечики, божьи коровки, пчелы, стрекозы, бабочки, жуки.
Воспитатель:
Какую пользу приносят насекомые?
Дети:
Насекомые опыляют цветы. Пчелы делают мед. Насекомые это корм для птиц и животных.
Воспитатель:
Кого из насекомых называют «санитарами леса»?
Дети:
Муравьев и божьих коровок.
Воспитатель:
Какую пользу они приносят?
Дети:
Они поедают вредных насекомых, очищают лес.
Воспитатель:
Среди обитателей леса существует тесная взаимосвязь, они не могут существовать друг без друга. Растения, насекомые, птицы, звери находятся в пищевой зависимости друг от друга, как звенья цепочки. Сейчас вы составите такую цепочку (у каждого ребенка на столе лежит схема обитателей леса, их нужно последовательно соединить линиями) (слайд 11)
Воспитатель:
Кто самый главный в этой цепи?
Дети:
Самые главные – это растения (дети объясняют эту зависимость) (слайд 12)
Воспитатель:
Дети, кто следит за порядком в лесу?
Дети:
За порядком в лесу следит лесничий (слайд 13).
Воспитатель: Что он делает?
Дети:
- Лесничий охраняет лес от пожаров и браконьеров. Подкармливает зимой диких животных.
- Очищает лес от сухих веток и деревьев.
- Сажает молодые деревца.
Воспитатель:
Нужно помнить, что лес нужен всем и людям и животным. Лес нужно беречь, ценить и охранять. Но некоторые люди забывают об этом и специально для них придумали знаки, как нельзя себя вести в лесу (на экране появляются знаки, дети называют их) (слайд 14)
Дети:
- Нельзя разрушать муравейники;
- Нельзя ломать ветки деревьев;
- Нельзя рвать цветы;
- Нельзя трогать животных;
- Нельзя ловить насекомых;
- Нельзя разрушать гнезда;
- Нельзя загрязнять водоемы;
- Нельзя разжигать костры;
- Нельзя мусорить в лесу.
Воспитатель:
Человек в лесу не хозяин, а гость, он должен приходить в лес с добром и не мешать лесным обитателям. Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?
Дети:
Это Красная книга (слайд 15).
Воспитатель:
Правильно. Это Красная книга природы. В ней перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть с нашей земли. Красный цвет, как сигнал предупреждает нас: «Осторожно! Природа в опасности. Люди берегите ее. Если погибнут растения, животные, погибнет и человек»
Воспитатель:
Наше путешествие по лесу подходит к концу. Мы закончим его стихотворением. Е. Каргановой (рассказывают дети)
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело
И береза зеленела,
И под елкой жил смешной, колючий еж
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил веселый дождь.
4. Заключительная часть.
Воспитатель:
Вам понравилось наше путешествие?
Дети:
Понравилось!
Воспитатель:
В каком лесу мы побывали с вами?
Дети:
В смешанном лесу.
Воспитатель:
Ребята, вы молодцы. Много знаете о природе. Вы добрые и воспитанные дети. Я очень надеюсь, что вы будете любить и беречь природу. Поэтому сегодня я принимаю вас в отряд «Юных экологов» и дарю на память эмблему экологов. Берегите природу!
Приложение
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»,Санкт-Петербург, «Детство-пресс»,2010г
2. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва «Просвещение»,2012г.
3. Шорыгина Т. А.»Деревья, какие они»,Москва издательство «Гном и Д», 2010г