Ольга Мастьянова
Конспект образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Народы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Народы, проживающие в России.
Цель: Расширение знаний детей о Родине, ее жителях и их национальных особенностях.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Обучать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми в старшей группе „Народы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Оборудование: Карта Российской Федерации; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки.
Ход мероприятия:
Звучит в аудиозаписи песня о Родине.
Воспитатель: Ребята, а что такое Родина? Что это слово значит для вас? (дети отвечают). Правильно, Родина — это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
Воспитатель читает стихотворение «Наш дом»:
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Номы всегда © тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
(Е. Аксельрод)
Воспитатель: Скажите пожалуйста, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
Рассматривание карты России.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
1. Наша страна называется … (Россия)
2. Наша страна очень… (большая, огромная, великая)
3. В ней много… (рек, озёр, животных, лесов, городов, станиц, людей)
4. Люди, которые живут в нашей стране, называются… (россияне)
Воспитатель: Наша страна великая, сильная, большая и красивая. Но ведь страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой многих народов, проживающих в ней. Люди, каких национальностей живут в нашей стране? (русские, казахи, кыргызы, татары, чукчи, адыги, армяне и др.). У каждого народа свой язык на котором они говорят, они имеют свою историю, культуру и традиции. Что такое народные традиции? (ответы детей). Это те действия, которые передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ, особых памятных дат и так далее.
Воспитатель: Какие русские народные праздники вы знаете? (масленица, Рождество, Пасха и др.). А у армян «Затик» -Армянская Пасха, «Армянский тонацуй» - годовой цикл национальных праздников, у адыгов «День адыгов», у евреев «Ханука» и т. д. У каждого народа свои народные традиции. Все эти различия не делают какой-то народ лучше, а какой-то хуже, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по маленькой капле вносит свой клад в сокровищницу культуры и истории нашего великого государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы, обычаи и праздники. Но у всех нас одна Родина – Россия.
стихотворение «Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
(В. Степанов)
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на русский национальный костюм. Как одеты эти женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины, кафтан, шапка, штаны у мужчины). Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые и добрые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда у чукчей очень теплая. Как вы считаете, почему? (на Севере очень холодно). А как же одеваются люди на Кубани? (дети: майки, шорты) Почему? (тепло, жарко). А какие раньше костюмы у жителей Кубани – кубанцев? (рассматривание национального костюма). Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. (Показ костюма казака и казачки). Но любая национальная одежда всегда подходила под особенности местности и быта этих народов. Ребята, а такой костюм вам знаком? Чей он? (казаков).
Воспитатель: Кто такие казаки? Где они живут?
Русская народная игра «Расписной платочек».
Взявшись за руки, в хоровод, дети идут переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята хаотично бегают по «лугу». По окончании музыки они закрывают глаза ладошками и приседают на корточки. Воспитатель выборочно накрывает большим расписным платком ребенка. Остальные угадывают, кто спрятался под платком.
Воспитатель: У каждого народа есть свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, адыгский или армянский, и обязательно русский язык. Потому что русский — это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Воспитатель читает стихотворение.
В день солнечный июльский —
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой —
Деревья до небес!
Могуч язык наш русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти —
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Рассматривание книг со сказками разных народов России.
Воспитатель: Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.) Правильно, в них добро всегда побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.) Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, уважают друг друга и всегда приходят друг другу на помощь.
Рассматривание изделий народных промыслов.
Воспитатель: Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, Филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.) Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России — резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла — кувшины, кинжалы.
Воспитатель: У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы детей.) Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У адыгов — чемлибж, щипс, куае. У армян — долма, бастурма, кята. А что любят на кубани? (борщ, вареники, пироги, мясо, соус и т. д.)
Воспитатель: отлично, ребята! Сегодня вы узнали, что в нашей стране — России и на Кубани живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!