Наталья Челнокова
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Чудесные свойства соли«
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности с детьми старшего возраста
(опытно-экспериментальная деятельность)
Тема: «Чудесные свойства соли».
Цель: развивать познавательную активность в процессе проведения опытов, расширять практические знания о соли и ее свойствах, качествах и применении.
Образовательные задачи :
- закрепить знания детей о свойствах соли, об использовании её человеком.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста „Чудесные свойства соли„» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать наблюдательность, познавательный интерес, воображение, связную речь, умение обобщать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов;
- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий; беседа о добыче соли; чтение художественной литературы о соли; загадывание загадок.
Оборудование: мешочки с солью, камешками, паралоном, ёмкости с солью, стаканы с водой, чайные ложки, лупы, яйца, одноразовые тарелки, трубочки, кисточки, краски акварельные, листы цветного картона, фартуки, одноразовые шапочки по количеству детей. Мультимедийная доска, компьютер, мяч, мольберт, смайлики разного цвета, медали «Юный исследователь» по количеству детей.
Активизация словаря: соль, вещество, растворить, кристалл, сыпучая, пресная
Проведение образовательной деятельности :
Игра «Подари хорошее настроение».
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг!
Мячик ты передавай,
Имя друга называй!
(Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, называют имя друга)
Воспитатель: Теперь я вижу, что у всех отличное настроение, и пусть оно не покидает нас весь день.
На экране картинка сказки.
Воспитатель: Я расскажу вам интересную историю
Ребята, а знаете, что в некоем городе жил-был купец, у него было три сына. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
И вот однажды нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. Младшему сыну Ивану дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отплыл от берега и скоро нагнал своих братьев.
Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль к одному неведомому острову.
Вылез он на остров, и пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.
Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к царю, чтобы он позволил ему торговать солью; а для показа понес узелок своего товара — русской соли.
А царь этого города про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар? И попросил Ивана рассказать все про соль и какими свойствами обладает.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Ивану раскрыть все секреты соли.
А как вы думаете, где мы можем узнать все секреты соли и провести самостоятельные исследования?
Дети: В научной лаборатории (картинка лаборатории)
Воспитатель: Кто работает в лаборатории и чем занимаются в лаборатории
(ученые, лаборанты. Они исследуют, проводят опыты, изучают, делают выводы).
Воспитатель: Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдем и чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом.
Воспитатель:
Я вам предлагаю сейчас туда отправиться
Давайте произнесем волшебные слова:
Хлоп – хлоп, топ – топ, повернись,
И в чудо – лаборатории очутись.
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты (дети переходят к другим столам).
Встречает нас научный сотрудник Ольга Николаевна.
Ольга Николаевна:
- Здравствуйте, ребята,
Вас приветствует лаборатория!
Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было.
Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!
Что вас к нам привело?
Дети: Нас заинтересовал вопрос: «Для чего нужна соль и какие у нее свойства?» Вы можете нам помочь?
Ольга Николаевна: Конечно, помогу.
Но сначала давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.
Дети:
Правила безопасности для детей:
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Каждую вещь клади на место.
4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5. Делать все нужно дружно!
Ольга Николаевна: А, самое главное, не забудьте надеть специальную одежду.
(Дети одевают фартуки. Проходят в «лабораторию»).
Ольга Николаевна: А вы знаете, что такое соль?
Дети: Соль – это пищевой продукт, приправа к нашей пище. Соль – вещество белого цвета.
Ольга Николаевна: Соль таит в себе много удивительных и далеко не всем известных свойств. Без соли не может жить не один живой организм. Соль помогает пищеварению, влияет на работу мышц и нервной системы. Однако важно помнить, что переизбыток поваренной соли в рационе человека так же вреден для его здоровья.
Соль позволяет сохранить выращенные летом овощи.
- Вы знаете, что на зиму всегда запасают квашеную капусту, соленые огурцы и помидоры? (Да)
Соль употребляют не только как приправу, но и как лечебное вещество. В сочетании с водой, соль снимает воспаление. Очень полезны ванны с морской солью. Если вдыхать соль в определенных количествах, она оказывает лечебное воздействие на организм. Для этих целей люди специально устраивают соляные пещеры.
- Есть несколько видов соли (показывает)
Пищевая – делает нашу еду очень вкусной;
Морская – ее тоже можно употреблять в пищу, применяют ее в медицине и косметологии;
Каменную соль добывают в горных месторождениях;
Технической солью посыпают дорогу от гололеда зимой.
Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
- Ребята, вы уже кое-что знаете о соли. А хотите проверить себя?
Перед вами цветные мешочки. Попробуйте на ощупь определить, в котором из них спряталась соль.
Дидактическая игра «Три волшебных мешочка».
Ольга Николаевна: В каком мешочке соль? Как вы догадались? (ответы детей)
- Молодцы, вы правильно все определили мешочек, в котором находится соль.
- Итак, внимание, давайте узнаем: «Из чего состоит соль?»
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Ольга Николаевна: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
- Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
- Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит».
Ольга Николаевна:
- Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали? (хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).
Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду».
Ольга Николаевна:
- Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? (впиталась)
Вывод: Соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде).
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
Ольга Николаевна:
- Есть у соли такой секрет : соленая вода выталкивает предметы. В солёной воде легче плавать. Хотите проверить? (Да).
- Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо опустилось на дно).
- Растворим много соли в другом стакане. Теперь опустите в него яйцо и посмотрите, что происходит? Что вы видите? (Яйцо плавает).
Какой вывод мы сделаем?
Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.
Физминутка «Соленый-несоленый».
Дети подпрыгивают, услышав продукт, который можно солить и хлопают в ладоши, услышав продукт, который не нужно солить.
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Воспитатель: Сколько много интересного вы сегодня узнали. Соль – не только Волшебница, она ещё и Художница. При помощи соли можно создавать интересные и красивые творческие работы.
Приглашаю вас в творческую мастерскую.
Дети рисуют.
Воспитатель: Как красиво у вас получается!
Рефлексия «Понравилось занятие»
(Дети прикрепляют смайлики на прямоугольники разного цвета)
Дети стоят в кругу. Передают мяч и произносят пожелания друг другу.
А теперь мы улыбнёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание:
«Знания ищи всегда! Умным будешь ты тогда!»
Воспитатель раздаёт медали «Юный исследователь».