Юлия Степанова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии «Спасти заколдованную принцессу»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные :
- учить детей целенаправленному, последовательному рассматриванию отдельных эпизодов картины, составлению описательного рассказа;
- активизировать словарный запас детей;
- формировать умение придумать фантастические сказочные образы, используя метод ТРИЗ.
Развивающие :
- развивать связную речь дошкольников, стимулировать речевое творчество детей.
- развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологии „Спасти заколдованную принцессу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- развивать логическое мышление, творческую активность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к сказкам.
- воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Материал: кукольный дворец, картина с изображением природы, волшебный сундучок, изображения принцессы и принца, таблица для морфологического анализа, палочка, предметные картинки (роза, велосипед, мороженое, игрушка-лягушка, модель для составления загадки.
Ход совместной деятельности воспитателя и детей : на столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
1. Организационный этап
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что такое сказка? Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. А вы любите сказки?
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
В сказке может всё случиться.
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
Воспитатель: - В одном сказочном дворце жила прекрасная принцесса. Заколдовала ее злая колдунья, и уснула принцесса крепким сном. Никто не может ее разбудить. Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы разбудить принцессу?
Воспитатель: - Верно, нужно разрушить злые чары колдуньи, а для этого нам нужно попасть в сказку. Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие к сказочному дворцу.
2. Основной этап
Звучит волшебная музыка, воспитатель показывает картину «Весенний сад», которая закрыта 4-мя листами.
Воспитатель: - Чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Вы готовы? Тогда слушайте.
Вокруг дворца – сад, но он от нас спрятан, он тоже заколдован. Попробуем его расколдовать? Я вам открою одну часть сада, что вы на ней видите?
Воспитатель убирает поочередно по одному листу с картины,
дети по желанию описывают каждую часть картины.
Воспитатель: - Ах, какой красивый сад! Кто хочет рассказать нам о саде, растущем вокруг дворца.
Дети составляют цельный рассказ по картине
Воспитатель: - А теперь заглянем во дворец. Как тут тихо, никого нет.
Подождите, не спешите, наклонитесь, кто-то там, в траве сидит. Кто это ребята?
Воспитатель: - Почему-то лягушка загрустила? Предлагаю придумать слова-рифмы к слову лягушка, и развеселим её.
Например, лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы с заданием справились, но наша царевна-лягушка всё равно грустная. А вы можете составить загадку про царевну-лягушку с помощью модели?
Что прыгает так же, как лягушка — …
Кто ныряет так же, как лягушка — …
Что плавает так же, как лягушка – …
Воспитатель: - Молодцы ребята, хорошую загадку составили. Но, царевна-лягушка всё равно печальная. Как вы думаете почему? А где живет лягушка? На болоте.
Воспитатель предлагает отнести лягушку на болото, возле замка.
Воспитатель: - Продолжим дальше путешествовать по дворцу. Какая красивая комната. Как вы думаете, что делала принцесса в этой комнате?
Здесь чудесный сундучок
Всем ребятам он дружок
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
Воспитатель: - Что-то лежит в нашем сундучке. А тут письма, в которых наша спящая принцесса рассказывает нам, что она любит. В каждом находятся символы. Давайте рассмотрим их и угадаем, что же любит наша принцесса.
Воспитатель: - Я вам предлагаю игру, которая называется «Хорошо – плохо»
В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.
В розе хорошо то, что она, … а плохо то что …
Морожено, а плохо …
В велосипеде хорошо то, что, а плохо то что …
Воспитатель: - Молодцы ребята. Мы с вами знаем, что все сказочные герои обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть слово обозначающие характер колдуньи, а вы должны назвать слово с противоположным значением, обозначающие характер принцессы.
Злая колдунья – добрая принцесса
Ленивая колдунья – трудолюбивая принцесса
Грубая колдунья – вежливая принцесса
Грустная колдунья – веселая принцесса
Радостная колдунья – печальная принцесса
Старая колдунья – молодая принцесса
Воспитатель: - Ребята отгадайте о ком эта загадка?
Юная принцесса взяла веретено,
Укололо пальчик ей оно.
Девушка уснула на много лет,
это злая мачеха предсказала ей.
Воспитатель: - Вы правы это спящая красавица. Смотрите, она спит (заглядывают в замок). Кто же ее расколдует?
Воспитатель: - Вы хотите узнать, какой принц ее расколдует.
Дети подходят к мольберту, на котором таблица
для морфологического анализа.
- Кто это? - старик, мальчик, юноша
- Какой головной убор носит? - Кепка, шапка, корона.
- На чем он приехал? - на машине, на коне, на слоне.
При помощи морфологического ящика дети должны составить
необычный образ принца.
Воспитатель: - Расскажите о принце. Как его зовут? Как вы думаете, какое у него настроение?
Воспитатель: - У нас получилась интересная сказка, но надо придумать конец, как же она закончиться?
3. Заключительный этап
Воспитатель: - Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: - Что вам особенно понравилось, запомнилось? Что было для вас трудно? А для чего мы это делали? Где вы сможете применить полученные знания?