Наталья Доронина
Конспект образовательной деятельности «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие фонематического восприятия, подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи.
Программное содержание:
Образовательные задачи :
• Актуализировать словарь по теме «Транспорт».
• Закреплять признаки согласных звуков, составляя характеристику звуков [Т] - [Т’].
• Упражнять в дифференцировке твёрдых и мягких согласных, воспринимаемых на слух.
• Отрабатывать умение узнавать данный звук на фоне слова и определять примерное место звука в слове.
• Работать над составлением предложений из набора слов, узнавать предлог на фоне предложения.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие паровозиков Томаса и Тишки“» размещена в разделах
• Продолжать учить делить слова на слоги.
• Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
• Совершенствовать координацию речи с движением.
Оздоровительные задачи:
• Способствовать здоровье сбережению, используя самомассаж лица, упражнение для тренировки глазодвигательных мышц.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать умение слышать и слушать других, способствующих закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
Предварительная работа:
• Логопедическое занятие «Знакомство со звуками [Т] - [Т’]».
• Занятия по лексической теме «Транспорт».
• Разучивание физминутки «Поезд».
• Просмотр мультфильмов из сериала «Паровозик Тишка».
Оборудование (демонстрационное) и материалы (раздаточные) :
• телевизор, ноутбук;
• На электронном носителе: отрывок из м/ф «Томас и друзья», слайды с изображениями жителей Паровозовска, Тишки, слайды с изображением препятствий и свободной железной дороги; аудиозаписи заданий и звуков поезда;
• Индивидуальные зеркала;
• Условные обозначения для составления характеристики звука;
• Изображения Томаса, Тишки, склада, транспорта, прикрепляющиеся на ковролин;
• Ковролин;
• Мяч;
• Изображение железной дороги в виде знака бесконечности;
• Пеналы для составления схем и кассы для каждого;
• Условные обозначения для составления схемы слова;
• Картинки, с изображениями транспорта для Д/И «Где спрятался звук?» и Д/И «4й лишний»(трамвай, самолёт, троллейбус, автобус, такси, вертолёт, метро, катер, теплоход, тепловоз);
• «автобусы» для Д/И «Где спрятался звук?»;
• «вагоны» для Д/И «Поезд»;
• Дед Тихон – кукла на ладошку;
• Разноцветные паровозики зелёные, жёлтые и красные (по 6 шт. каждого цвета).
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Дети входят, приветствуют гостей и садятся за столы.
Логопед: - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие вместе…С кем мы отправимся в путешествие вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма.
Показ фрагмента из м/ф «Томас и друзья».
Логопед: - Кто догадался, с кем мы отправимся в путешествие? (с паровозиком Томасом).
2. Самомассаж лица.
Логопед: Томас очень трудолюбивый паровозик, очень ответственный, поэтому Большой Начальник дал ему трудное и важное задание: доставить на остров новый транспорт с большой земли. Сначала Томас должен пересечь море. Пока Томас переправляется через море на пароме, мы с вами сделаем самомассаж лица. Поставьте зеркала так, чтобы вы видели своё лицо и могли правильно выполнять движения.
Итак, Томас отправился в путь (погладить лоб обеими руками от середины к вискам).
Рельсы – рельсы, (растирать лоб горизонтальными движениями указательных пальцев (противоходом)
шпалы – шпалы, (растирать лоб вертикальными движениями указательных пальцев (противоходом)
Томас выехал с вокзала. (растирать лоб спиралевидными движениями указательных и пальцев от середины к вискам)
Остров он покинул свой, (рисовать «очки» вокруг глаз поглаживающим движением указательных пальцев)
Чтобы привезти домой (поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)
Самолёты (погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)
и трамваи, (растереть по спирали подбородок от середины по направлению к ушам указательными пальцами обеих рук)
Вертолёты (пальчиковый «душ» по щекам)
и такси, (погладить указательными пальцами от середины верхней губы к углам рта)
И другой полезный транспорт, (погладить указательными пальцами от середины нижней губы к углам рта)
Что Начальник попросил. (погладить лоб, щёки, подбородок сверху вниз двумя руками.)
Логопед: Где же Томас?
3. Составление деформированных предложений.
Логопед: Томас уже добрался до славного города Паровозовска, где живут только паровозы. Множество паровозов встречали его у ворот города
(слайд №1, и, конечно же, среди них был наш старый знакомый паровозик Тишка. Сразу посыпались вопросы:
- Как добрался? – Как дорога? Но, Томас очень устал, хотел спать, поэтому он сказал:
- Пароме, плыл, на, Томас.
- Железной, по, Томас, дороге, ехал.
Никто ничего не понял. А, вы поняли, что сказал Томас? (Нет) Почему? (Томас сказал все слова вперемежку).
Логопед: Давайте, составим из этих слов правильные предложения, чтобы было понятно, что сказал Томас.
Составление предложений:
Томас плыл на пароме. Томас ехал по железной дороге.
(Подсчёт слов в каждом предложении)
Логопед: Назовите 1е слово, 2е и т. д., сколько слов в предложении?
Какое маленькое слово в этом предложении? (на, по)
Логопед: Утром, когда Томас хорошо отдохнул, к нему пришел паровозик Тишка и они отправились на транспортный склад.
4. Зрительная гимнастика.
Логопед: Томас и Тишка встали на рельсы и поехали.
А мы, ребята, давайте глазками проследим их путь. (На доске карта с железной дорогой в виде восьмёрки, под звуки поезда (запись) логопед указкой ведёт по дороге, дети следят глазами).
Логопед: Вдруг перед паровозиками опустился шлагбаум.
(слайд №2).
(Включается аудиозапись) : - Шлагбаум откроется, если произнести нужный звук, а какой, догадайтесь сами. Этот звук согласный, потому что есть преграда, язычок поднимается наверх и стучит, как молоточек, бывает твёрдым и мягким, он глухой.
Тишка и Томас глубоко задумались, задание оказалось для них слишком сложным. Ребята, а вы сможете помочь паровозикам (Да)
Какой это звук? ([Т])
- Давайте проверим, правильно ли мы угадали, составим схему звука [Т].
5. Характеристика звука [Т].
Ребенок выкладывает на доске условные обозначения.
Логопед: Какой буквой обозначаем звук [Т] (обозначаем буквой Т).
Какой это звук гласный или согласный? (он согласный, потому что есть преграда для воздуха – язычок) (Выкладывается «язычок-молоточек»).
Каким бывает звук [Т]? (твёрдым). (выкладывается синий квадратик)
(мягким). (выкладывается зелёный квадратик).
Какой это звук глухой или звонкий? (глухой, голосок спит, не просыпается (выкладывается перечёркнутый колокольчик).
Логопед:- Теперь, чтобы шлагбаум открылся, произнесё м все вместе: ттттттт.
(Слайд №3).
- Спасибо, ребята, - сказали паровозики и поехали дальше. Не успели они набрать скорость, как…
Слайд №4.
6. Д/И с мячом «Добавь звук [Т]».
Аудиозапись: Если вы выполните следующее задание, то дорога починится сама.
Логопед: - Ребята, Томасу и Тишке опять требуется помощь. Вы готовы помочь? (Да).
Дети становятся полукругом.
Логопед читает начало слова, ребёнок добавляет звук [Т] и говорит целое слово. Слова: самолё, вертолё, пило, машинис, биле, паке… .
Логопед: Выберите слова, обозначающие транспорт? (самолёт, вертолёт) Выберите слова, обозначающие профессии людей, работающих на транспорте? (машинист, пилот).
Слайд №5.
Логопед: Паровозики сказали : - Спасибо, ребята, - и двинулись дальше.
7. Д/И «Где спрятался звук?».
Слайд № 6.
Аудиозапись:
Здесь автобус на пути –
Паровозу не пройти,
Чтоб автобус тот убрать,
Место звука [Т] узнать
Надо в заданных словах,
После – мчи на всех парах!
Логопед: Чтобы помочь паровозикам, надо услышать, где спрятался звук [Т] в начале, в середине или в конце слова. А помогут нам специальные автобусы, которые лежат у вас на столах.
Логопед показывает картинки (трамвай, самолёт, троллейбус, автобус, такси, вертолёт, метро, дети обозначают место звука в слове синим квадратиком.
Слайд № 7.
- Спасибо, ребята! - и паровозики двинулись дальше.
8. Д/И «4-й лишний» (различение [Т] и [Т’]).
Логопед: Вдруг – на пути семафор. Горит красный свет – это значит? (хода нет).
Слайд №8
Аудиозапись: Послушайте слова со звуками [Т] и [Т’], назовите лишнее, тогда загорится зелёный свет.
Логопед называет транспорт, выкладывая на доску, соответствующие картинки:
• Трамвай, катер, самолёт, метро (лишнее слово «катер», потому что в нём звук [Т’], а в остальных [Т]);
• Теплоход, тепловоз, катер, троллейбус (лишнее слово «троллейбус», потому что в нём звук [Т], а в остальных [Т’])
Слайд №9.
Логопед: Паровозики сказали : - Спасибо, ребята, вы молодцы! Не оставляйте нас, иначе мы не сможем добраться до склада - и заспешили дальше.
Логопед: Мы не оставим наших героев, правда, ребята? (Да)
9. Физминутка «Поезд»
Логопед: А теперь, выходите, садитесь в вагоны, прокатимся!
Дети делают два поезда: встают друг за другом и берут за локти, стоящего впереди. У ребят, стоящих первыми в руках паровозики Томас и Тишка. Двигая руками вперёд-назад, маленькими шагами перемещаются по кругу или заданной траектории, постепенно ускоряя темп от медленного до быстрого шага.
Чух-чух, чух-чух
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит.
- Тороплюсь! – гудит –
Тороплюсь, тороплюсь, Тороплюуууусь! (Э. Мошковская)
10. Составление схемы слова.
Дети садятся за столы.
- Вот и подъехали Томас и Тишка к складу. А на нём большой замок.
(На ковролине открывается изображение склада с большим замком)
Появляется кукла – сторож Тихон
Логопед: - Здравствуйте, я сторож Тихон. Замок на моем складе не простой, а закодированный. Откроется, если правильно составить схему моего имени.
Один ребёнок выкладывает схему на доске, остальные на столах.
Логопед:
- Тихон – это слово? (Да – это имя). Выкладываем … (одну длинную полоску.)
Сколько слогов в слове Тихон? (2)
Назовите 1й слог. (ТИ)
Назовите 2й слог. (ХОН)
Выкладываем (2 коротких полоски).
Назовите 1й звук. ([Т])
Он гласный или согласный? (Согласный)
Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
Как обозначим? (Синим квадратиком)
Выкладывают синий квадратик.
Остальные звуки аналогично.
В заключении повторяется, сколько в слове Тихон слогов, с опорой на схему подсчитывается количество звуков, называются все звуки слова по очереди.
Тихон благодарит детей за выполненное задание и «уходит».
11. Д/И «Поезд» (деление слов на слоги).
Дети стоят перед ковролином.
Логопед: - И замок открывается! (Открываются «ворота»).
Детям предлагается выбрать любую картинку с изображением транспорта : самолёт, автобус, катер, трамвай, автомобиль, велосипед, паровоз, такси, катамаран).
Теперь поможем Томасу загрузить вагоны.
Смотрите на вагонах отметки: 2 чёрточки, 3 чёрточки, 4 чёрточки.
- Кто догадался, как и в какие вагоны будем размещать выбранный вами транспорт? (Если в названии 2 слога – в вагон, где 2 чёрточки, 3 слога – 3 чёрточки, 4 слога – 4 чёрточки).
- Спасибо, ребята! Спасибо, Тишка! - прогудел Томас, - мне пора возвращаться домой. До свидания! И счастливый Томас повёз груз домой. (Включается аудиозапись звуков удаляющегося поезда).
И Тишка с нами прощается, ему тоже пора домой, в Паровозовск.
- До свидания, Тишка! (Картинки паровозиков убираются).
12. Заключительная часть.
- Про какой звук мы сегодня говорили, помогая Томасу и Тишке? (Про звук [Т]). Повторяется характеристика звука.
- Посмотрите, Тишка оставил вам маленькие разноцветные паровозики.
Кому было интересно и легко – возьмите зелёный паровозик,
Кому было интересно и немного сложно – возьмите жёлтый паровозик,
Кому было сложно – возьмите красный паровозик.
Дети выбирают паровозики, прикрепляют свои паровозики на ковролин.
Логопед подводит итог, если все паровозики зелёные :
- Посмотрите, у нас все паровозики зелёные. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут жёлтые или красные паровозики спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).
А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.