Татьяна Спирина
Конспект образовательной деятельности по этикету «Посуда и столовые приборы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить представления детей о посуде и столовых приборах, о их значимости в сервировке стола (служат для того, чтобы человеку было удобно принимать пищу, стол при этом должен выглядеть красиво и быть приятен окру-жающим).
Задачи: Развивать умения различать посуду по назначению : для приго-товления пищи и для еды; столовая, чайная, кофейная, для напитков или фруктов (игрушечная и настоящая); по материалу изготовления (стеклянная, деревянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, хрустальная, пласт-массовая, бумажная). Тарелки могут быть глубокими, мелкими, десертными, закусочными, пирожковыми (хлебными, подставными, столовыми. Воспитывать аккуратность, внимательность.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по этикету „Посуда и столовые приборы“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Методы и приемы: рассказ воспитателя, показ способа действия, демонстрация иллюстраций.
Приборы и материалы : картинки с изображением разнообразной посуды,
Закрепление содержания вне занятия. Рекомендуются различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время ежедневной сервировки стола и принятия пищи. Все это поможет детям запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» напомнит им о том, что посуду следует всегда содержать в чистоте не только для выполнения гигиенических требований, но и для соблюдения этикета.
Работа с родителями. Порекомендуйте родителям обратить внимание ребенка на имеющуюся в доме посуду, рассказать о ее назначении и материалах, из которых она изготовлена, узнайте, какая посуда ему нравится больше и почему.
Следует приучать дошкольника мыть посуду. Нельзя его ругать, если он при этом что-то разобьет. Обычно в этом возрасте дети стараются все делать правильно, и не получается у них только потому, что они еще не овладели не-обходимым навыком. Чем больше времени ребенок потратит на обучение мытью посуды, тем быстрее и прочнее освоит это умение. Крик и недовольство взрослых лишь отобьют у него всякое желание помогать в работе по дому, внесут неуверенность в его действия и поступки.
Ход занятия:
Сервировка стола — искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребенок с удовольствием поможет взрослым накрыть стол. Для этого, прежде всего, необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления и по назначению. Есть посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная (керамическая, даже пластиковая и бу-мажная; Из фарфора и хрусталя сделана самая красивая и нарядная посуда.
В одной посуде мы готовим еду — это, к примеру, кастрюли, сковороды, горшочки, из другой—едим и пьем, называя ее столовой, чайной, кофейной.
Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, в котором много жидкости и которое обычно подают горячим. Глубокая тарелка размером поменьше называется десертной.
Мелкие тарелки тоже различны по размерам, и каждая из них используется для определенных блюд. Самая большая — столовая — для вторых горячих блюд: мяса, рыбы, дичи. К ним добавляется гарнир: картофель, овощи, рис, макароны. Иногда мелкую столовую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом.
В тарелку поменьше — закусочную — кладут салаты и холодные закуски: колбасу, ветчину, сыр, шпроты. Тарелка, которая еще меньше, называется хлебной или пирожковой. Она нужна для того, чтобы пирожок или кусок хлеба не лежал на столе. Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка.
Для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе : чашку на блюдце. Тогда капельки чая никогда не попадут на скатерть.
Для холодных жидкостей — воды, сока, киселя, компота — удобны бокалы и стаканы.
Какая еще посуда есть в вашем доме? Для хлеба на стол ставится хлебница, для масла — масленка, для сыра — сырница. А для чего нужны салатница, супница, селедочница, икорница, сахарница, кофейник, молочник, большой и маленький фарфоровые чайники? Все это для того, чтобы удобно было есть и пить.
Но одной посуды недостаточно — нужны столовые приборы : ножи, вилки, ложки. Самые большие из них — столовые нож и вилка — предназначены для вторых горячих блюд. Для салатов, овощей и холодных закусок — закусочные нож и вилка размером поменьше столовых. Рыбными ножом и вилкой едят рыбу. Чтобы отделить рыбу от косточек, на кончике ножа сделаны специальные изгибы, а в середине вилки, между вторым и третьим зубчиками, — углубление. Чтобы не разрезать тонкие рыбные кости, рыбный нож, в отличие от столового, тупой. Для фруктов и фруктовых салатов используются десертные или фруктовые столовые приборы. Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши; для бульона, компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше — десертная; для чая и кофе — чайная или кофейная ложечка. Половник необходим для разливания супа, нож для масла, лопаточка для торта, щипцы для сахара, вилочка для лимона, ложка с длинной ручкой для варенья — все эти приборы в нужный момент, оказываясь на столе, помогают нам красиво и правильно есть. Кроме того, на стол ставятся приборы для специй — соли, горчицы и перца — и к ним маленькие ложечки. На праздничный стол не ставят солонку с дырочками: вытрясать соль из такой солонки не совсем удобно, гораздо проще достать ее ложечкой,