Галина Незнанова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
▼ Скачать
Цель: формирование познавательной активности и учебной мотивации, учитывая психофизические особенности, индивидуальные возможности и субъективный опыт дошкольников.
Коррекционно-образовательные задачи :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- обобщение, углубление, закрепление и систематизация знаний детей об игрушках;
- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
- расширение и обогащение активного словаря.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие задачи :
- развитие интонационной выразительности речи путём формирования просодических компонентов речи;
- развитие психических процессов путём использования приёмов сенсомоторики, ритмопластики;
- развитие общих речевых навыков
- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- дифференциация и адекватная интерпретация эмоционального состояния других людей, персонажей;
- воспитание коммуникативных навыков, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга;
- воспитание бережного отношение к игрушкам.
Ход образовательной деятельности:
Введение в образовательную ситуацию (организация детей).
Дети играют. Раздаётся звонок телефона. Воспитатель берёт трубку, слушает. Подходя поближе к детям и жестом приглашает их послушать разговор.
-Здравствуй, Смурфик! Ты хочешь прийти к нам в гости? Приходи, мы тебя ждём! У тебя проблемы? Мы постараемся тебе помочь, да, дети? –Ответ детей. – Ты уже зашёл к нам в группу? Мы тебя встречаем.
Воспитатель вместе с детьми выходит в раздевалку, там сидит на стуле Смурфик с пакетом. Все вместе заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на грустный вид Смурфика и спрашивает, что у него случилось.
Создание проблемной ситуации. Постановка цели, мотивирование деятельности. Проигрывание психологической ситуации и предложение помощи.
Смурфик: «Я играл со своими игрушками, но они почему-то очень быстро сломались… и теперь мне не во что играть…
Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие игрушки принёс Смурфик и определить, что же с ними случилось.
Дидактическая игра «Чего нет?»
Цель игры - формирование навыка образования существительных в родительном падеже.
Ход игры - дети берут по одной игрушке из пакета Смурфика и, рассмотрев игрушку, описывают одним предложением отсутствие деталей (по образцу воспитателя).
- У машины нет колеса.
- У куклы нет руки.
- У пирамидки нет колечка.
- У самолёта нет крыла.
- У лошадки нет уха.
Воспитатель спрашивает у детей, как они могут помочь Смурфику.
Используется принцип нравственного обогащения (воспитательное значение деятельности, т. к. оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность).
Предположительные ответы детей: «Починить игрушки, пришить кукле руку, приклеить крыло самолёту, найти кольца для пирамидки и т. д.» .
Воспитатель говорит, что можно и так помочь, но он не научится любить и беречь игрушки, если ему просто каждый раз чинить их и опять может их сломать. Что же можно ещё сделать?
(Необходимо подвести детей к пониманию того, что Смурфика нужно научить бережно относиться к игрушкам, уважать труд тех, кто эти игрушки сделал, используя принцип сотрудничества, задавая детям открытые и альтернативные вопросы:
- А какие игрушки вам нравятся?
- Как научить Смурфика беречь игрушки?
- Как вы сами бережёте свои игрушки? (складываем их на место, не бросаем их на пол, не наступаем на них и т. д.).
Воспитатель приглашает Смурфика в путешествие по стране игрушек.
Упражнение на согласование речи с движением «Паровоз», Э. Мошковская.
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух!
Паровоз пыхтит, -тороплюсь, - гудит!
Дети вместе со Смурфиком «едут» в группу.
Использование принципа апперцепции (опора на предыдущий опыт детей, его сложившиеся интересы).
Пальчиковая гимнастика «Магазин игрушек», Н. М. Быкова.
Цель - развитие мелкой моторики кистей рук и пальцев, закрепление названий игрушек, закрепление правильного употребления имён существительных в форме множественного числа в именительном падеже.
Как игрушек в магазине видел много я, друзья!
Перечислю то, что видел, то, что смог запомнить я:
Куклы, кубики, шары, пирамидки и мячи,
Мишки, роботы, ракеты, самолёты, корабли.
(дети загибают пальцы каждой руки по очереди, чётко проговаривая слова.
Воспитатель предлагает перечислить, что продаётся в магазине.
Закрепление умения образовывать имена существительные во множественном числе родительного падежа.
На вопрос «Что продаётся у нас в магазине?» дети перечисляют –
Мячи, куклы, машины, пирамидки.
Дидактическое упражнение «Я купил в магазине…»
Цель - закрепление умения детей образовывать имена существительные множественного числа в родительном падеже.
Смурфик: «Я купил одну машину».
Дети «покупают» много – машин, кукол, пирамидок, самолётов, мячей и т. д.
Проектирование решения проблемной ситуации. Погружение детей в деятельность :
- вопросы поискового характера;
- ситуация выбора
- ситуация затруднения (учим детей рассуждать).
Воспитатель предлагает детям рассказать Смурфику, из чего делают игрушки.
Дидактическая игра «Из чего – какой?»
Цель игры - обогащение словаря прилагательных, формирование умения детей образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры - дети подходят к столу с разнообразными игрушками, берут по очереди по одной игрушке и составляют предложение по образцу :
- медведь – меховой, потому что он сделан из меха;
- кораблик – бумажный, потому что он сделан из бумаги;
- робот – пластмассовый, потому что он сделан из пластмассы;
- матрёшка – деревянная, потому что она сделана из дерева;
- лошадка – глиняная, потому что она сделана из глины;
- мяч – резиновый, потому что он сделан из резины;
- куколка фарфоровая, потому что она сделана из фарфора;
- колокольчик – металлический, потому что он сделан из металла.
Вопросы: «Дети, а какие игрушки нельзя давать маленьким детям? Почему? А почему нельзя делать игрушки для детей из стекла?»
Дети отвечают, при затруднении вместе с воспитателем ищут верные ответы, объясняя ситуацию.
Игра малой подвижности «Мяч поймай – на вопрос отвечай»
Цель игры – упражнять детей в умении образования относительных прилагательных, запоминание новых слов, введение в активную речь новых прилагательных.
Ход игры - дети становятся в круг, воспитатель (или ребёнок старшего возраста) бросает мяч, дети продолжают предложения:
- медведь из меха – меховой, (по аналогии с игрой «Из чего – какой?»
Аурикогимнастика (самомассаж ушных раковин)
Цель - мобилизация энергетических сил организма, пробуждение к работе внутренних резервов, активизация деятельности клеток головного мозга.
- растереть ладони друг о друга до ощущения тепла;
-«Лепим ушки» - массаж ушных раковин одновременно большими и указательными пальцами от мочек вверх.
«День рождения» - потягивать ушки кверху, 7-8 раз.
«Чебурашка» - растягиваем ушки в стороны, 7-8 раз.
«Ушки спрятались» - оба уха охватываются плотно ладошками, плотно прижать ладошки, сделать несколько круговых движений.
Ритмопластика «Слова на ладошках»
Слова Н Пикулевой, музыка Е. Попляновой.
Первый этап – работа на невербальном материале.
Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Дети хлопают ритмический рисунок по схеме: --- - - --- ---
Второй этап – работа на вербальном материале.
Цель данного этапа – формирование умения слушать речь взрослого, обучение неосознанному членению слов на слоги, по слоговому проговариванию слов.
Способствовать развитию просодических компонентов речи – интонации, темпа, ударения, речевого дыхания, ритма речи, используя приёмы фонопедической гимнастики по методу В. В. Емельянова.
Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произнесении гласных звуков А и У.
Ход - Я найду слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке!
Дети поют фразы по образцу, прохлопывая ритм ладошками:
Миш-ка, Миш-ка, Мишень-ка, Мишень-ка!
Ку-колка Ма-ша, де-вочка на-ша!
Выполнение действий, подведение детей к новому знанию.
Смурфик увидел много игрушек и захотел их забрать себе: «Это – мои игрушки!» Называя игрушки, он путает мужской и женский род, что вызывает смех детей : «Это моя мяч! Это мой пирамидка!» и т. п.
Воспитатель предлагает детям научить Смурфика правильно называть игрушки и показать ему, как можно делиться игрушками и не жадничать.
Воспитатель спрашивает у детей, хотят ли они иметь не жадного друга? Как можно научить Смурфика не жадничать?
Дидактическая игра «Я – не жадина»
Цель игры - дать детям знания о мужском и женском роде имён существительных, воспитывать нравственные качества – желание поделиться игрушкой.
Ход игры - дети по очереди берут любую игрушку и дают её кому-нибудь из детей или Смурфику со словами:
Это – твой Мишка.
Это – твоя матрёшка.
Это – твой мяч.
Это – твоя машина и т. д. Каждый ребёнок производит действие с игрушками, после чего воспитатель спрашивает у детей, приятно ли им было поделиться с другом игрушкой? Понравилось ли им то, что Смурфик научился не жадничать?
Дидактическое упражнение «Он – она»
Цель - закрепить в речи детей употребление мужского и женского рода имён существительных.
Ход - на магнитной доске – много картинок-изображений игрушек.
Задание: назвать правильно род игрушки и перенести картинку с изображением игрушки мужского рода на левую сторону доски, а картинку с изображением игрушки женского рода на правую сторону доски.
Дети по очереди подходят и, назвав правильно род игрушки, переносят картинку. Первым задание выполняет Смурфик.
Это – машина, она моя.
Это – самолёт, он мой, и т. д. Воспитатель при неправильном произнесении поправляет детей.
Смурфик говорит детям, что он теперь знает много об игрушках и как с ними играть, чтобы они не ломались. Дети рассматривают серию картин, рассказывая о способах игр с каждой игрушкой, Смурфик начинает первым, а дети – продолжают по образцу. Решаются несколько задач – активизируется глагольный словарь, закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных, подбор эпитетов.
Воспитатель предлагает проверить ещё раз знания Смурфика и детей, предложив им поиграть в игру «Скажи наоборот».
Цель игры – обогатить словарь детей словами-антонимами.
Ход игры – Смурфик берё т игрушку и говорит: «Кошечка белая», ребёнок ищет игрушку о которой он может сказать «чёрная».
- Кошечка белая, а собачка – чёрная.
- Самолёт большой, а погремушка – маленькая.
- Матрёшка новая, а кукла – старая.
- Медвежонок мягкий, а кубик – твёрдый.
- Машина тяжёлая, а шарик – лёгкий.
Смурфик увидел макет комнаты, в которой нет игрушек и спросил у детей, смогут ли они ему помочь правильно расставить игрушки.
Принцип активности детей в образовательном процессе – дидактическая игра «Расставим игрушки по местам».
Цель игры – правильное употребление предлогов.
Ход игры – один ребёнок ставит игрушку, а другой – называет, куда поставлена игрушка.
- Корабль – на полке.
- Неваляшка – на столе.
- Грузовик – под столом.
- Юла – на полке.
- Мишка – на стуле.
- Мяч – под столом.
- Пирамидка – под стулом.
- Шар – на шкафу.
- Автомобиль – в шкафу.
Сенсомоторика (развитие координации движений и графических навыков, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия).
Первый этап – «рисование» в воздухе обеими руками одновременно, синхронно, различных фигур – двух круглых мячей, двух овальных шаров и т. д.
Второй этап –рисование обеими руками одновременно на листе бумаги двух кругов.
Третий этап – штриховка нарисованных фигур, вертикальная и горизонтальная.
Воспитатель предлагает детям проверить, как Смурфик запомнил правила обращения с игрушками и сможет ли он наощупь узнать, какая игрушка лежит в коробке?
Дидактическая игра «Фокусники»
Цель игры – развитие связной речи, составление описательных рассказов из трёх предложений.
Ход игры – один ребёнок садится перед коробкой с двумя отверстиями по бокам, внутри лежат мелкие игрушки. Необходимо двумя руками взять одну игрушку и, не называя её, описывать так, чтобы дети могли по описанию узнать, о чём говорится.
Первым садится Смурфик, по образцу его рассказа дети составляют по очереди свои рассказы.
Подведение итогов, анализ деятельности. Рефлексия. Осмысление.
Самоанализ деятельности и её результатов.
Вопросы воспитателя детям:
- Что мы делали сегодня?
- Довольны ли вы результатом вашей встречи со Смурфиком?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Чему вы научили Смурфика?
- Как вы думаете, он будет вам благодарен?
- Научился ли он бережно относиться к игрушкам?
- Кому вы расскажете о своих успехах?
- Что чувствует наш гость?
Воспитатель предлагает детям спеть валеологическую песенку:
Хорошо, хорошо солнышко смеётся,
А под солнышком всем весело живётся!
Дети складывают ладошки с растопыренными пальчиками, шевелят ними, как солнышко лучами (развитие умения сочетать движения с речью). Воспитатель спрашивает у детей, какое у них настроение после встречи со Смурфиком? Предлагает взять им листочки с лицами и нарисовать настроение.
«Хотим мы быть весёлыми, красивыми, здоровыми!»
Дети садятся за столы и рисуют своё настроение.