Ольга Викторовна Горячевская
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Притяжательные прилагательные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе.
Тема: Притяжательные прилагательные.
Цели:
Коррекционно-образовательные: совершенствование навыков словообразования, закрепление умения детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
закрепление, уточнение и расширение знаний о диких животных.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Притяжательные прилагательные“» размещена в разделах
Коррекционно - развивающие: развитие внимания и памяти;
развитие словесно-логического мышления
Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к живой природе;
формирование доброжелательности, инициативности во время образовательной деятельности.
Оборудование: предметные картинки диких животных, «лакомства», пособия к играм «Кто где живёт», «Накорми животных», «Чьи следы?», «Чудо животное».
Ход:
Организационный момент.
Пальчиковая речевая игра "Здравствуй" (по стихотворению Т. Сикачёвой)
Логопед: Я здороваюсь везде-
Дома и на улице,
Даже "Здравствуй" говорю
Я соседской…
Логопед и дети:. курице (Дети показывают "крылышки")
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок")
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок")
Здравствуй, Утро! (Жест вправо)
Здравствуй, День! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)
Ребята, как замечательно у нас с вами получилось! Понравилось вам здороваться стихами? (Ответы детей). А с кем мы ещё не поздоровались? (Ответы детей).
1. Постановка цели занятия.
-Посмотрите внимательно и назовите, кто нарисован на этой картине? (Лиса, медведь)
Назовите их одним или двумя словами. (Звери, дикие животные)
-Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу, боятся человека, сами добывают себе еду и строят жилища)
- Сегодня мы вспомним и узнаем много интересного о диких животных.
-А ещё мы продолжим правильно отвечать на вопросы: Чей? Чья? Чьи?
Вопросы слушайте внимательно
И тогда ответите замечательно.
Чей? Чья? Чьи?
Ответы в рифму говори.
Чья? – Лисья. Чей? – Заячий. Нужно чётко произносить конец названного слова.
2. Дидактическая игра «Зоопарк».
- А сейчас мы поиграем в «Зоопарк». В зоопарке все звери сидят в клетках. Чья эта клетка? (Лисья)
По аналогии дети называют притяжательными прилагательными клетки волка, белки, зайца, оленя, медведя, рыси, лося. - Между чьими клетками стоит лисья клетка? – Лисья клетка стоит между беличьей и волчьей.
3. Дидактическая игра «Чья клетка пустая?»
-Закройте глаза, я выпущу из клетки одного из животных. Чья клетка пустая?
4. Игра «Накорми животных».
- Но вот настало время обеда, всем животным принесли еду.
Это морковь, трава, орехи, мясо, ягоды. Давайте правильно раздадим еду.
Малина - это чья еда? – Медвежья.
Орехи – беличья.
Морковь – заячья.
Мясо – волчья, лисья, рысья.
Трава – оленья.
5. – А теперь отправимся в лес.
Физминутка «Автобус» (диск Е. Железновой «Аэробика для малышей» дорожка 1)
6. Игра «Чьи следы?»
- Вот мы с вами и добрались до лесной полянки. Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы слышите? Что вы видите? (Тут тихо. Стоят зелёные ёлочки. На снегу следы куда – то ведут.)
В лесу идёт своя жизнь. Зимой в лесу холодно, голодно. Передвигаясь, звери оставляют на снегу следы. Вот это следы чьи? – Заячьи. Как вы догадались? Давайте проследим глазами, куда ведут эти следы. Что это? (Кустик) Как вы думаете, кустик – это чей дом? (Заячий). Посмотрите, здесь что-то есть. Что это? (Шишка) На шишке – запись. Это лес делится с нами своими секретами. (Почему зайца косым называют? – Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверёк может видеть, что делается сбоку и даже сзади. Ни волк, ни лиса к нему незамеченными не подкрадутся).
- А эти следы чьи? – Беличьи (волчьи, лисьи, оленьи). Куда они ведут? (Это беличье дупло, волчье логово, медвежья берлога, лисья нора).
-Присядем на пенёчки, отдохнём, послушаем лес.
Волк (вой волка в записи). Часто в лесу разносится тоскливый волчий вой. У каждого волка свой неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, жалуясь на голод и холод, нет, своим воем они передают сородичам важные послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей. А у вожака волчьей стаи самый сильный и громкий голос. Все должны его слушаться!
Белка ("цокает" белка - запись) У белки главная гордость – хвост! Украшает, согревает в ненастные дни, помогает ей при прыжках. Распушив хвост, словно парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку. Она управляет своим хвостом, словно рулём.
Лиса - Почему на кончике хвоста у лисы мех белый? Когда в сумерках, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути. Вот почему лисичка свой хвост бережёт.
Медведь. Ходит он так тихо, что ни один сучок не треснет под ногами. Ещё в народе называют медведя «босоногим мужиком». Ступни у мишки голые, ими он чувствует каждый камешек, любой бугорок и подкрадываться может неслышно и незаметно. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает.
-Ребята, а почему нет медвежьих следов? (Зимой медведь спит.)
7. – Займём свои места. Взяли в руки бинокли и смотрим по сторонам. Кто это?
Дидактическая игра «Непонятное животное»
Я смотры – глазам не верю:
Что за птица, что за зверь?
Дети: У этого животного лисий хвост, заячьи уши, медвежье туловище и т. д.
8. –Лес нас отпустит, если мы сможем ответить на его вопросы.
Игра с мячом «Назови части тела»
-Тот, кто получит мяч должен правильно назвать любую часть тела того животного, которого я назову. Например: лиса – лисий хвост, заяц – заячьи лапы и пр.
9. Итог занятия, оценка деятельности детей.
– Вот мы и в родной группе. Что нового вы узнали сегодня? Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны. Поэтому я с удовольствием вручаю вам подарок. Что это? Кто вам передал такой подарок? (Детям вручается корзинка с лесными орехами).