Айгуль Шарафутдинова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Кошкин дом» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кошкин дом».
Цель: активизация «живого монолога и диалога» детей в процессе сюжетно-ролевой игры с элементами театрализации.
Задачи:
Образовательные :
- закрепить и обобщить представления детей о профессиях людей, занятых в сфере оказания помощи во время ЧП;
- закрепить у детей навык активно вести сюжетно-ролевую игру;
- научить детей брать на себя исполнение ролей в игре, продумывать реплики, костюм, действия;
- способствовать расширению диапазона детских игр;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи „Кошкин дом“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- «Кошкин дом»
- «Кошкин дом». Конспекты занятий по сказке
- Темочки
- содействовать разворачиванию игрового сюжета с учётом установленной темы и воображаемой ситуацией;
- познакомить детей с театрализованной деятельностью;
- научить детей изображать животных при помощи мимики, действий, озвучивать их;
- дать детям первые представления о культуре поведения в театре.
Развивающие :
- развивать память, мышление, воображение;
- развивать творческие навыки детей;
- развивать самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность, внимательность, умение быть вежливым и корректным;
- воспитывать умение играть сообща;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать в детях чувство взаимопомощи.
Образовательная область : «Развитие речи».
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные технологии : игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, театрализация, ТРИЗ – технология.
Оборудование и материалы: костюм кошки для воспитателя, колокольчик, дом в огне (декорация, наборы для сюжетно-ролевых игр: врач, пожарный, диспетчер, водитель, три хвостика и три ободка с ушами для театрализации.
Предварительная работа: чтение произведения Самуила Маршака «Кошкин дом», репетиция ролей, разучивания ролей.
Игровые роли и действия:
- кошка;
- кот;
- котята;
- диспетчер пожарной станции;
- врачи скорой помощи;
- водитель скорой помощи;
- пожарные;
- водитель пожарной машины.
Ход.
Педагог заранее наряжается в кошку. Привлекает внимание детей при помощи колокольчика.
Кошка : Колокольчик мой, звени,
Всех детей в кружок зови.
Здравствуйте ребята, я кошечка из сказки «Кошкин дом». Пришла, чтобы с вами поиграть и узнать много интересного. Но перед тем как начать, предлагаю поприветствовать друг друга.
Игра «Ласковое имя».
Вам нужно назвать, как вас ласково зовут дома. Например, если кого-то зовут Таней, то дома такую девочку могут называть «Танечка» или «Танюша». Давайте будем передавать по кругу колокольчик, а вместе с ним рассказывать о своих ласковых именах. (Дети выполняют задание).
Кошка : Ребята, со мной недавно произошло несчастное событие, у меня сгорел дом. Кто же сможет помочь потушить его? (Дети предлагают свою помощь). Спасибо вам большое! Возьмёмся за дело!
Этап 1.
Кошка : Для начала нам нужно распределить роли. В моём мешочке есть карточки, на которых нарисованы роли для вас. Итак, в нашей спасательной операции будут принимать участие:
- Диспетчер, который будет принимать вызов по телефону о пожаре, передавать его пожарным, чтобы они быстро выезжали по адресу. Примерные реплики: «Здравствуйте, что у вас случилось? Подскажите ваш адрес. Дом большой или маленький? Ждите, бригада выезжает».
- Врачи скорой помощи, которые оказывают первую помощь тем, кто пострадал во время тушения пожара.
( Примерные реплики: «Что у вас болит? Где вы поранились? Давайте я обработаю вашу рану. Предлагаю забинтовать вашу рану. Вам необходимо полежать и выпить воды».)
- Пожарные, которые будут тушить возгорание ведрами с водой и песком, из шланга, огнетушителями.
( Примерные реплики: «Вперёд, нам нужно спасти всех жителей дома», «Начинаем тушить пожар», «Используйте для тушения пожара все средства»).
- Водители скорой помощи и пожарной машины, управляют специальной техникой, доставляют врачей и пожарных до места СП.
( Примерные реплики: «Я мигом довезу вас до места», «Могу съездить за дополнительными лекарствами», «Давайте я пополню запас воды в пожарной машине», «Предлагаю съездить за подкреплением».)
- Кошка, кот и котята, которые переживают, что их дом горит, просят о помощи окружающих, пытаются тоже принимать участи в тушении пожара.
( Примерные реплики: «Спасите нас», «Помогите, пожалуйста, потушить дом», «Помогите нам пожалуйста», «Ох горе мне горе», «Ох, беда, ох беда».)
(Дети вытаскивают роли из мешочка. Наряжаются в костюмы, продумывают свою речь, начинается игра. Дети исполняют свои роли, общаются друг с другом. Педагог помогает ребятам, подаёт идеи продолжения игры, новых действий).
Разворачивание сюжета игры : Диспетчер принимает вызов, отправляет к дому бригаду скорой помощи и пожарных. Все начинают выполнять свои функции. Педагог подсказывает героям, как можно немного разнообразить свою игру, например периодически пожарным и кошкам обращаться к врачам, диспетчеру принимать новые вызовы, водителям пополнять запасы медикаментов и воды.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Теперь постепенно остановимся, сделаем глубокий вдох, потянемся ручками вверх, потом выдох, опустим руки вниз.
Этап 3.
ТРИЗ – технология (аналогия).
Кошка : Как мне ребята грустно, что в конце моей сказки мой прекрасный, изящный, новый дом сгорел. Если бы вы были автором моей сказки, какой конец для истории придумали бы? (Дети фантазируют, рассказывают свои мысли).
Этап 4.
Кошка : Какие же вы, ребята, выдумщики. Но ничего не поделаешь, дом мой всё-таки сгорел. Хорошо, что мои замечательные племянники - котята решили мне помочь построить новый дом. (Педагог зачитывает отрывок).
Нужно ставить новый дом.
Кот Василий
Непременно ставить нужно.
Ну-ка, сильно! Ну-ка, дружно!
Всей семьёю, вчетвером,
Будем строить новый дом!
Котята
Ряд за рядом брёвна
Мы положим ровно.
Кот Василий
Ну, готово. А теперь
Ставим лесенку и дверь.
Кошка
Окна расписные,
Ставенки резные.
1-й котёнок
Вот и печка
И труба.
2-й котёнок
Для крылечка
Два столба.
1-й котёнок
Чердачок построим.
2-й котёнок
Тёсом дом покроем.
Кошка
Щёлки паклею забьем.
Все (вместе)
И готов наш новый дом!
Кошка
Завтра будет новоселье.
Кот Василий
На всю улицу веселье.
Все (вместе)
Тили-тили-тили-бом!
Приходите в новый дом!
Кошка : Ребята, давайте попробуем разыграть этот отрывок. Кто бы хотел принять участие? (Педагог выбирает участников, наряжает их в кошачьи ушки и хвосты). Попробуйте изображать действия героев, проговаривать со мной фразы, используйте мимику, ваши эмоции, помогайте движениями рук и ног. Ещё, вы можете добавлять слова и фразы, которые, по вашему мнению, подходят под ситуацию. Это игра, а вы – актёры! Все остальные ребята превращаются в зрителей, мы поставим стульчики полукругом, как в настоящем театре, не будем разговаривать во время актёрской игры, а в конце представления не забудем поблагодарить актёров, похлопав в ладоши. (Звучит музыка начала представления. Педагог ещё раз читает отрывок. Дети начинают разыгрывать представление).
Кошка : Всё прошло просто замечательно. Вот и построили вы для меня новый дом. Спасибо вам, дорогие мои. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас немного поиграем.
Список использованных ресурсов:
1. Додокина, Н. В. Моделирование театрализованной деятельности детей 4-5 лет. Освоение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». - М. : Учитель, 2022.
2. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2015.