Елена Плотникова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему «Лиса с лисятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающие задачи:
упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке;
развивать словарный запас — называть отличительные признаки дикого животного, учить подбирать определение к словам «лиса», «лисенок», «зайки»;
активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему „Лиса с лисятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
формировать умение соотносить знаковые символы с образами;
учить детей обдумывать разные варианты решения проблемных ситуаций.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить;
приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал: мнемотаблицы «Лиса» и «Лисенок». Игрушка-заяц, морковка (в ней — угощение для детей). Аудиозапись (плач зайки). Шапочка-маска лисы, свеча, картина «Лиса с лисятами».
Предварительная работа:
рассматривание сюжетной картины «Лиса с лисятами»;
рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам «Лиса» и «Лисенок»;
чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных;
рассматривание альбомов, открыток, книг про животных;
дидактические игры: «Кто что ест», «Кто в домике живет», «Большие и маленькие».
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о диких животных. Где они живут? Каких диких животных вы знаете?
Дети. Дикие животные живут в лесу. Это волк, лиса, медведь, заяц, кабан, барсук.
Звучит аудиозапись — плач зайки, или педагог «плачет» за зайку.
Педагог. Но что я слышу: как будто кто-то плачет? Появляется игрушка-зайка. Дальше педагог будет говорить и за зайку Степашку.
Педагог. Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. А почему ты плачешь?
Степашка. Здравствуйте, ребятки. У меня в лесу появился друг. Мы с ним играли на поляне, у норки. Мой друг такой маленький, рыженький, пушистенький, а хвост какой красивый! Потом прибежала его мама и сказала, что, если еще раз она меня увидит у норки, обязательно меня съест. Я испугался и убежал.
Педагог. Ребятки, как вы думаете, про какого животного рассказал Степашка?
Дети. Степашка рассказал про лису. Педагог. Правильно, это лиса. А кто хочет рассказать Степашке про лису? В этом нам поможет наша помощница- таблица.
Рассказывание по мнемотаблице «Лиса». Степашка. Значит, лиса хотела меня съесть. Спасибо, ребятки, сейчас я знаю, какая лиса ловкая, какая она. она.
Педагог. Давайте поможем Степашке придумать новые слова — «какая лиса?»
Дети. Лиса большая, веселая, рыжая, хитрая, подвижная, обманщица.
Педагог. Не плачь, Степашка! Хочешь, ребята расскажут про тебя?
Степашка. Хочу.
Педагог. Закроем глазки и попытаемся вспомнить нашу помощницу-таблицу «Зайка». Вспомнили? А сейчас кто хочет рассказать про зайчика без таблицы?
Рассказывание про зайчика без мнемотаблицы «Зайка».
Степашка. Спасибо, ребятки, я люблю травку, капусту и морковку.
Педагог. Мама-лиса — большая, а лисята — они какие?
Дети. Лисята маленькие, шустрые, резвые, подвижные, глупенькие.
Педагог. Чем отличается мама-лиса от лисенка?
Дети. Мама-лиса большая, а лисята маленькие. У лисы шерсть рыжая, а у лисенка — серая. Мама-лиса много знает, а лисята учатся у мамы. Мама-лиса ловит животных, а лисята — нет, не умеют.
Педагог. Давайте расскажем зайке про лисенка.
Рассказывание по мнемотаблице «Лисенок».
Степашка. Молодец, Таня, сейчас я все знаю про лису и лисят. Давайте вспомним, как лиса бежала за зайцем. Поиграем в игру «Лиса и зайцы». Ребятки покружились, покружились — и в зайчиков превратились! А ты будешь лисой.
Педагог надевает на одного из детей шапочку-маску лисы.
На одной стороне группы «зайцы» (все дети) прячутся в «домик» (за спинку стула, «лиса» (один из детей в шапочке- маске лисы) — на противоположной стороне. В начале игры «зайцы» сидят в «домиках».
Педагог.
Зайцы скачут — скок, скок, скок —
На зеленый на лужок, на лужок,
Педагог. Давайте поможем Степашке придумать новые слова — «какая лиса?»
Дети. Лиса большая, веселая, рыжая, хитрая, подвижная, обманщица.
Педагог. Не плачь, Степашка! Хочешь, ребята расскажут про тебя?
Степашка. Хочу.
Педагог. Закроем глазки и попытаемся вспомнить нашу помощницу-таблицу «Зайка». Вспомнили? А сейчас кто хочет рассказать про зайчика без таблицы?
Рассказывание про зайчика без мнемотаблицы «Зайка».
Степашка. Спасибо, ребятки, я люблю травку, капусту и морковку.
Педагог. Мама-лиса — большая, а лисята — они какие?
Дети. Лисята маленькие, шустрые, резвые, подвижные, глупенькие.
Педагог. Чем отличается мама-лиса от лисенка?
Дети. Мама-лиса большая, а лисята маленькие. У лисы шерсть рыжая, а у лисенка — серая. Мама-лиса много знает, а лисята учатся у мамы. Мама-лиса ловит животных, а лисята — нет, не умеют.
Педагог. Давайте расскажем зайке про лисенка.
Рассказывание по мнемотаблице «Лисенок».
Степашка. Молодец, Таня, сейчас я все знаю про лису и лисят. Давайте вспомним, как лиса бежала за зайцем. Поиграем в игру «Лиса и зайцы». Ребятки покружились, покружились — и в зайчиков превратились! А ты будешь лисой.
Педагог надевает на одного из детей шапочку-маску лисы.
На одной стороне группы «зайцы» (все дети) прячутся в «домик» (за спинку стула, «лиса» (один из детей в шапочке- маске лисы) — на противоположной стороне. В начале игры «зайцы» сидят в «домиках».
Педагог.
Зайцы скачут — скок, скок, скок —
На зеленый на лужок, на лужок,
Педагог. Какими словами можно закончить рассказ?
Дети. Мне понравилась эта картина.
Педагог. А сейчас попробуем составить рассказ по картине.
Рассказывание по картине.
Степашка. Молодцы, ребятки, я много узнал о лисе и запомнил ваш рассказ.
Педагог идет за ширму и зажигает свечу.
Педагог. Посмотрите на огонек свечи, подумайте о чем-нибудь хорошем и приятном. Как весело горит огонек! Он вселяет в нас любовь друг к другу. Помогает обрести веру в себя и тех, кто рядом. Поможет всем нам стать красивыми душой.
Вот и закончилось наше занятие. Мы учились составлять рассказ по картине. Все внимательно слушали музыку. Хорошо рассказала про зайца Наташа. Хороший рассказ про лису у Насти, у Тани — рассказ про лисят. Много красивых слов придумали про зайца, лису, про лисят Максим, Саша.
Педагог гасит свечу баночкой.
Степашка. Я запомнил ваш рассказ, побегу домой и расскажу его своим зайчатам. А вас я угощаю морковкой, кушайте на здоровье. До свидания!