Елена Бокарева
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Знатоки А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
на тему: «Знатоки творчества А. С. Пушкина»
(в подготовительной к школе группе)
Тема: «Знатоки творчества А. С. Пушкина»
Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные :
1. Продолжать закреплять и углублять знания детей о великом русском поэте, его творчестве.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Знатоки А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
2. Закреплять представление о художественных особенностях сказок.
3. Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина.
Развивающие задачи :
1. Развивать умение детей определять название сказки по сюжетным картинам и предметам, развивать внимание, образное представление и воображение.
2. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать в ответах предложения разных конструкций.
3. Развивать у детей умение сотрудничества, взаимопомощи при решении поставленных задач.
4. Развивать умение передавать в художественной деятельности образы героев сказок А. С. Пушкина.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина, к красоте русского поэтического слова.
2. Воспитывать эстетический вкус к литературным произведениям, любовь к книге.
Материалы и оборудование:
Посылка, конверт с письмом, волшебный мешочек с разрезными картинками (зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лебедь, цепь, деревянная ложка Балды, лук и стрела царя Гвидона, вырезанные дубовые листочки с заданиями, ноутбук, иллюстрации к сказкам, цветные карандаши, листочки для рисования, простые карандаши, ластик, дидактическая игра «Лукоморье».
Предварительная работа:
Знакомство с биографией А. С. Пушкина.
Заучивание стихотворений, отрывков из его произведений.
Чтение сказок А. С. Пушкина.
Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.
Прослушивание аудиоверсий сказок А. С. Пушкина.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.
Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.
Организация выставки детского творчества на тему сказок А. С. Пушкина.
Ход
I.Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я сегодня в группе обнаружила посылку. Ничего трогать не стала, решила дождаться вас. Давайте ее рассмотрим.
Дети рассматривают посылку, обнаруживают на ней надпись и пытаются прочесть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого эта посылка может быть?
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель открывает посылку и находит письмо.
Воспитатель: Ребята, смотрите, на конверте кто-то изображен. Вы узнали этого героя? Из какой сказки?
Дети: Это Незнайка из сказки «Приключение Незнайки и его друзей».
Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Знайка и малыши-коротыши решили устроить мне экзамен по творчеству одного великого русского поэта, который родился 6 июня. Но кто этот поэт я не знаю, поэтому прошу помочь мне и выполнить все задания от Знайки.»
II.Основная часть
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Незнайке? Кто же этот великий русский поэт, родившийся 6 июня?
Дети: Это Александр Сергеевич Пушкин. Родился он 6 июня 1799 года.
Воспитатель: Ребята, смотрите, в посылке имеются какие-то листочки. Чтобы это значило?
Дети (высказывают предположения) : Это листья дуба. У Пушкина есть стихотворение «У лукоморья дуб зеленый…».
Воспитатель: Да, действительно, поэт писал про волшебный дуб из страны Лукоморье. Незнайка прислал нам дубовые листочки с заданиями, на которые он не может ответить. Поможем ему?
Воспитатель читает первое задание на листочке: Определите портрет великого русского поэта А. С. Пушкина.
(На 1 слайде презентации дети среди портретов известных писателей определяют портрет А. С. Пушкина. Правильный ответ появляется на слайде № 2.)
Воспитатель (читает задание на следующем листочке) : Как звали няню А. С. Пушкина, и какую роль она сыграла в жизни поэта? (Ответы детей)
Воспитатель читает следующее задание: Определите время года и прочитайте стихотворение Пушкина о нем.
(На 3 слайде презентации – зимний пейзаж.)
Дети: Это зима.
Вот ветер тучи нагоняя.
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась клоками.
Повисла на суках дубов.
Блеснул мороз.
И рады мы проказам матушки-зимы.
(На 4 слайде – весенний пейзаж.)
Дети: Весна.
Гонимы весенними лучами
С окрестных гор снега сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют.
Стада шумят и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
(На 5 слайде – изображено лето.)
Дети угадывают время года и читают стихотворение:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя.
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя, нас мучишь.
(6 слайд – изображен осенний пейзаж.)
Дети: Это осень.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поле туман.
Гусей крикливых караван тянулся к югу,
Приближалась довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Переходим к следующему заданию на листочке. Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки. Если правильный ответ, то сказка покажется на экране.
- Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
На экране 7 слайд («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
На экране 8 слайд («Сказка о царе Салтане».)
-Коль кругом все будет мирно,
Там сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны.
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной.
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит, и встрепенется,
И в то место обернется.
На экране 9 слайд («Сказка о золотом петушке».)
- Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее?
и услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет.
Ты на свете всех милее
Всех румяней и белее…
На экране 10 слайд («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
- С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился поп языка;
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
На экране 11 слайд («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Незнайка прислал вам волшебный мешочек, в нем находятся разрезные картинки, и просит помочь собрать их, определить, из какой они сказки.
( В волшебном мешочке находятся картинки: зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лебедь, цепь, деревянная ложка Балды, лук и стрела царя Гвидона. Дети собирают картинки и угадывают, из какой они сказки.)
Физкультминутка
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень хорошо помогли Незнайке с заданиями. Но это еще не все.
Воспитатель читает на дубовом листике следующее задание:
Ребята, помогите отгадать «Сказочные загадки». Если правильно ответите на вопросы, экран покажет нам ответ.
1. Про какого героя своей сказки А. С. Пушкин писал :
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
На экране 12 слайд (петушок)
2. Кто говорил и в какой сказке:
«Ты прекрасна, спору нет. Всех румяней и белее…»
На экране 13 слайд (зеркало)
3. На чем плыли по морю князь Гвидон с матерью?
На экране 14 слайд (бочка)
4. Кто и в какой сказке пел песенку: «Во саду ли, в огороде.»?
На экране 15 слайд (белка, «Сказка о царе Салтане»)
5. Князь Гвидон 3 раза превращался в насекомых, назовите их.
На экране 16 слайд (комар, муха, шмель)
6. В сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей искал свою невесту и никак не мог найти. К кому он обращался, у кого спрашивал:
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой
Я жених ее?
На экране 17 слайд (солнце, месяц, ветер)
7. Какие животные помогли Балде из сказки “О попе и работнике его Балде” обхитрить чертят?
На экране 18 слайд (заяц, лошадь)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с загадками. Последний листок с заданием от Незнайки. Помогите, пожалуйста, вставить последнее слово в фразу.
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего (моря)
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому ….(зверушку)
3. И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи (кругом)
4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)
5. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)
6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)
7. Вот мудрец перед Дадоном стал
и вынул из мешка (золотого петушка)
8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)
Воспитатель: Со всеми заданиями вы справились. Только как же нам отправить ответы Незнайке? Как вы думаете, ребята? (ответы детей.)
(Вместе с воспитателем решают отправить письмо с ответами Незнайке в Солнечный город.)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать для Незнайки на память о великом русском поэте А. С. Пушкине рисунки и отправить их вместе с письмом. Что бы вы хотели изобразить в своем рисунке? ( дети высказывают свои идеи: кто хочет изобразить любимого сказочного героя из сказки Пушкина, кто сюжет из сказки и т. п.)
Перед изобразительной деятельностью выполняют пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Семь богатырей»
У красавицы-царевны (удары кулачками друг об друга)
Было семь богатырей. (шевелят пальчиками)
Царевна их кормила, (щелчок правой руки по подушечке каждого пальца левой)
Молочком поила. (надавить указательным пальцем на подушечки пальцев левой руки)
В доме прибирала. (помассировать правой рукой каждый палец левой, начиная с подушечки, опускаясь вниз)
Сказки им читала. (загнуть каждый палец правой рукой на левой)
Братьев всех любила, (разогнуть каждый палец на руке)
И подарки им дарила.
(Дети приступают к рисованию, после выполнения рассказывают о том, что изобразили, оценивают свои рисунки и рисунки товарищей.)
III.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Со всеми заданиями и вопросами справились, показали себя настоящими знатоками творчества А. С. Пушкина. Что же вам особенно понравилось? Какие задания были для вас затруднительными? Чтобы вы еще хотели узнать о Пушкине, о его творчестве? (Ответы детей.)
Воспитатель: Незнайка в благодарность вам за помощь дарит дидактическую игру «Лукоморье» для закрепления знаний о творчестве А. С. Пушкина. Вы в свободное от занятий время можете играть и путешествовать по стране «Лукоморье». (Дети благодарят Незнайку и рассматривают новую игру.)