Елена Бокарева
Конспект образовательной деятельности по экспериментированию с водой в старшей группе «Поможем Незнайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Поможем Незнайке"
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
Задачи
Образовательные :
• учить детей выделять существенные признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения;
• познакомить детей с разными способами очистки воды, совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды»;
• закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экспериментированию с водой в старшей группе „Поможем Незнайке“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
• учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.
Развивающие:
• развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом;
• развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы;
• развивать умение слушать воспитателя и сверстников.
Воспитательные:
• повышать интерес к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, к экспериментальной деятельности; воспитывать навыки работы в коллективе сверстников;
• воспитывать бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.
Оборудование и материалы:
мультимедийная презентация, коробка, воронки, стаканчики прозрачные, магниты, ситечки, ватный диск, бинт, салфетка, картинки «магнит, ситечко, салфетка, ватный диск, бинт», конверт «Незнайке и жителям Цветочного города».
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришло видеописьмо, но от кого оно я не успела посмотреть. Давайте его посмотрим. (Звучит музыка из м / ф «Приключение Незнайки и его друзей», на экране появляется Незнайка).
Воспитатель: Вы узнали кто это? Из какой сказки наш герой?
Дети: Это Незнайка из сказки «Приключение Незнайки и его друзей».
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем Незнайку, и узнаем, что он хотел.
Звучит послание с экрана: «Здравствуйте, дорогие ребята, в нашем Цветочном городе случилась беда. Вся вода в городе стала настолько грязная, что ею невозможно пользоваться, а тем более пить. Что делать с водой никто из малышей-коротышей не знает. Знайка сейчас очень занят, но передал коробку и сказал, что она нам пригодится. Я тоже не знаю, как справится с этой проблемой и решил обратиться к вам за помощью. Ребята, помогите нам, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему же именно к нам обратился Незнайка?
Дети: Мы можем ему помочь.
(Воспитатель показывает образец воды, присланный Незнайкой, и предлагает рассмотреть ее).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что стало с водой.
Дети: Она грязная, с мусором.
(Дети обследуют воду, описывают ее)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что же делали Коротыши неправильно, и почему вода в их Цветочном городе стала не пригодна для использования?
Дети: Они засоряли водоемы, выбрасывали в них различный мусор.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что же произойдет, если использовать такую воду? (ответы детей).
Воспитатель: А как вы думаете, могут ли живые существа прожить без воды?
Дети: Нет. Растениям, животным, всем живым существам необходима вода.
Воспитатель: И что будет, если Коротыши все так же будут засорять свои водоемы?
Дети: У них в городе совсем не останется чистой воды. Все живые существа и растения погибнут.
Воспитатель: А как мы им поможем?
Дети: Мы поможем им очистить воду и научим ее беречь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Незнайка прислал коробку. Что же здесь лежит?
Дети: Магниты, ситечки, воронки.
Воспитатель: Как вы думаете, пригодятся ли нам все эти предметы?
Дети: С помощью этих предметов можно очистить воду.
Воспитатель: Мы сегодня с вами попробуем помочь всем жителям цветочного города, попытаемся очистить воду. Для дальнейшей работы нам необходимо надеть спецодежду.
(Дети надевают фартуки и нарукавники)
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, вспомним, какие меры безопасности необходимо соблюдать при проведении опытов.
( необходимо: не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).
(Дети проходят за общий стол, на котором стоит емкость с грязной водой)
Воспитатель: Как вы думаете, сначала нужно доставать мусор со дна или убрать с поверхности? Почему?
Дети: Сначала убрать мусор с поверхности, чтобы он не мешал доставать мусор со дна.
Воспитатель: Каким способом можно очистить воду от предметов, которые плавают на поверхности воды?
Дети: Вытащить палочкой с крючком, руками, собрать сачком. Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный? Какой предмет из предложенных вы используете для очищения воды от мусора, плавающего на поверхности?
Дети: Ситечко.
Воспитатель: Почему мусор плавает на поверхности?
Дети: Потому что, он легкий, это растения, деревянные предметы, щепки.
(Дети вылавливают ситечками мусор, плавающий на поверхности).
Воспитатель: Молодцы! Сверху воду мы почистили. Но внизу тоже мусор. Почему он на дне, а не на поверхности?
Дети: Этот мусор тяжелый, это гвозди, железные предметы.
Воспитатель: С помощью, каких приспособлений можно достать из воды предметы, которые лежат на дне?
Дети: С помощью магнита, собрать ситечком (если затрудняются, обратить их внимание на предметы в коробке, присланные Незнайка).
Воспитатель: Как же можно достать мусор со дна, не намочив рук?
Дети: С помощью магнита, привязав его на веревку.
Воспитатель: Давайте это проверим.
(Дети опускают магнит в воду)
Воспитатель: Что вы видите на магнитах? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать? (Магнит притягивает железные предметы даже через воду)
Воспитатель: Стала ли наша вода чистой, пригодной для использования? Можем ли мы Коротышам отдать такую воду?
Дети: Нет, вода грязная. Мы очистили ее только от крупного мусора.
Воспитатель: Как вы думаете, что же нужно сделать, чтобы вода стала чище? (ответы детей).
Воспитатель: А чтобы вода стала чище, ее нужно профильтровать. Этим мы сегодня с вами и займемся. Давайте пройдем в нашу лабораторию.
(Дети проходят к отдельным столам в лаборатории)
Воспитатель: С помощью чего можно фильтровать воду, очистить ее?
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня попробуем с вами использовать разные фильтры и выясним, какой фильтр лучше очищает воду. Посмотрите, какие фильтры вы видите на столах?
Дети: Бинт, ватный диск и салфетка.
Воспитатель: Как вы считаете, какой фильтр лучше очистит воду? (Предположения детей). Сейчас мы это проверим.
Воспитатель: Сначала мы воду будем фильтровать через бинт. Возьмите пустой стакан с номером «1», вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.
Ребята, что у вас получилось?
Дети: Фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: А вода стала чистой? ( ответы детей: нет). Значит, какой можно сделать вывод: слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.
Воспитатель: Грязный фильтр положите на пустую тарелку. А теперь профильтруем воду через ватный диск. Берем чистый стакан с номером «2», вставляем воронку, а в нее ватный диск, аккуратно не продавливая, и фильтруем.
Воспитатель: Посмотрите, вода стала чище?
Дети: да.
Воспитатель: Почему?
Дети: Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Ватный диск задерживает мелкий мусор.
Воспитатель: А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду третьим способом. Возьмите воронку вставьте в третий пустой стакан, а фильтром будет у нас салфетка, положите ее в воронку. Профильтруем воду через салфетку. Все ребята профильтровали?
Воспитатель: Посмотрите на фильтры. Они стали грязными?
Дети: Да. Здесь и песчинки, и соринки, но вода очень мутная.
Воспитатель: Ребята, давайте сравним стаканы и определим в каком же стакане вода стала чистой, в 1, во 2 или в 3?
Дети: Самая чистая вода во 2 стакане.
Воспитатель: Какой фильтр вы использовали?
Дети: Использовали фильтр из ваты.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Ватный диск лучше всего очистил воду. Фильтр из ваты не пропускает мелкий мусор.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень хорошо мы с вами потрудились, а теперь немного отдохнем.
Физкультминутка «Юные пловцы»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед) .
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно) .
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте) .
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: Ребята, Незнайка и все коротыши ждут от нас ответа, как же мы можем его передать?
Дети: Написать письмо и отправить.
Воспитатель: Правильно. Но вот беда мы с вами еще писать не умеем. Что же делать, как вы думаете?
(Дети высказывают свои предложения)
Воспитатель: Напишем наше письмо с помощью картинок и отправим Незнайке, чтоб они очистили свою воду по нашему плану. Давайте вспомним, как мы получили чистую воду.
Воспитатель: Как мы очищали воду на первом этапе? С помощью чего? Выбирайте картинку.
Воспитатель: На 2 этапе? (выбирают картинку).
Воспитатель: Что мы делали с водой потом?
Дети: Фильтровали.
Воспитатель: С помощью чего фильтровали воду?
А теперь давайте отметим тот фильтр, с помощью которого вода стала самая чистая.
Дети: Лучше всего воду очистил фильтр из ваты, так как вата задерживает даже самый мелкий мусор.
Воспитатель: Ребята, можно ли пользоваться такой водой?
Дети: Её можно использовать для мытья рук, стирки белья, для полива растений, а пить можно только кипячёную воду.
Воспитатель: Мы отправим наше письмо и очищенную воду Незнайке и его друзьям. Что бы вы еще хотели сказать, пожелать им?
Дети: Самое главное, нужно не загрязнять воду. Ведь гораздо лучше ее сберечь, чем потом очищать ее.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как вода попадает к нам в дома? Откуда? (ответы детей). Давайте сейчас посмотрим фильм о том, какой путь проходит вода, чтобы попасть к нам в кран.
Презентация «Откуда в кране берется вода?»
1 слайд
-Каждое утро мы умываемся, чистим зубы, даже не подозревая, откуда же в кране берется вода и какой путь ей приходиться пройти.
2 слайд
-Начинается путь воды из реки далеко от населенного пункта. В подземный источник пробуривается труба или опускается в реку.
3 слайд
-Труба на конце имеет решетку, через которую не пропускаются водоросли, камни и рыбы.
4 слайд
-С помощью насосов воду качают в водоотстойники, где вода освобождается от мелкого мусора. В баках водоотстойниках вода замедляет ход и течет медленно, чтобы весь мусор успел осесть на дно.
5 слайд
-Из водоотстойников вода поступает в специальные бассейны для обеззараживания. Бассейны имеют специально оборудованное дно. Сначала засыпаются мелкие камешки, а сверху насыпают промытый песок. При прохождении через такой фильтр из камней и песка вода очищается, затем обеззараживается, и удаляются из воды посторонние запахи.
6 слайд
-По окончании процесса обеззараживания вода с помощью насосов перекачивается на водораспределительную станцию.
7 слайд
-Из водораспределительной станции ее по трубам перекачивают в наши дома и квартиры.
8 слайд
-И в кране появляется вода. Люди получают чистую воду и радуются!
Воспитатель: Вот такой длинный и сложный путь проходит вода. Как вы считаете, как нужно относиться к воде? ( ответы детей: беречь воду, экономно использовать, не загрязнять и т. п.)
3. Подведение итога
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
- Кому помогали?
- Что нового узнали? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания?
- Что вам понравилось больше всего?
Я благодарю всех вас, ребята, вы молодцы. Вы оказали помощь всем малышам-коротышам из Цветочного города.