Светлана Чернышева
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Казачий быт» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомство детей с жизнью казаков, формируя познавательный интерес и любовь к малой Родине.
Задачи:
образовательные
- знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков;
- приобщать детей к народным традициям;
развивающие
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу;
воспитательные
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Казачий быт“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитывать чувство уважения к старшим поколениям, желание познать культуру своих предков;
- воспитывать бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что необычное вы увидели сегодня в нашей группе?
Дети: У нас в группе появились фотографии, на которых изображена жизнь и быт казаков.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о казачьем быте : как жили казаки много лет назад. Дети, кто знает, как называлось жилье казака?
Дети: Жилье казака называлось курень.
Воспитатель: Правильно, казаки жили в куренях. Ребята, приглашаю вас в казачий курень. (Выставляет на мольберт иллюстрации куреня).
Слово курень означает – круглый. В центре дома была печка, а комнаты расположены вокруг печи по кругу. Поэтому жилье называлось курень. Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат : стряпная, спальня, чистая или зала. Стены делали из нетолстых бревен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался, каждый год пол смазывался смесью — глины и коровьего помета. Вначале крылись курени чаканом — камышом, лубом или тесом, а позже железом.
В старой казачьей пословице говорится : «Печь – царица в доме». Объясните, почему так говорили?
Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия.
Печь обогревала всех, на ней готовили еду.
Воспитатель: Без печки курень — не курень. В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности готовили в печке-каменке. А еще каменка обогревала дом, на ней сушили одежду, и обувь, грибы и ягоды. На печке-каменке можно было спать.
Воспитатель: Казак без веры – не казак. Поэтому в горнице (так называются комнаты) самое почитаемое место – святой угол. В святом углу находятся иконы. А еще казаки бережно хранили фотографии своих предков. Вот они вывешены на самом видном месте.
Издавна были крепки казачьи семьи. И сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. Казаки пахали землю, выращивали хлеб, занимались резьбой по дереву и кузнечным ремеслом, а казачки вели домашнее хозяйство. До семи лет мальчики помогали матери по хозяйству, а с семи лет мальчик воспитывался как юный воин. Отец готовил его к будущей взрослой жизни.
Девочек приучали работать с раннего возраста. С пяти лет они уже умели вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Все женщины умели половики ткать, кружева вязать, рушники и одежду вышивать. Узоры рукодельницы подсматривали у природы. А какие цвета использовали мастерицы для вышивки?
Дети: Красный, черный.
Воспитатель: Знаете ли вы, что означает вышитый красный цветок с корнями и бутонами? Это символ крепкой семьи. Корни – это дедушки и бабушки. Цветы – родители, а бутоны – дети. В крепкой семье уважают стариков и родителей, любят детей. Прямая черная линия на рушниках – символ земли.
Воспитатель: Казаки – гостеприимные люди. Гость для казака – это посланник божий, особенно, когда он из дальних мест и нуждается в приюте. Накормить и угостить путника – священный долг каждого казака. Ибо по заповеди божьей казаки не берут с собой в дальнюю дорогу еды ни для себя, ни для коня. Уступайте ему самое лучшее место за трапезой и на отдыхе.
Воспитатель:
- Кто в казачьей семье главный? (Казак)
- Какую посуду использовала хозяйка для приготовления борща, каши? (Чугунок)
- В чем хозяйка хранила молоко, сметану? (В глечике)
- В какой посуде замешивали тесто? (В макитре)
- Что заменяло казачкам утюг? (Рубель)
- Какую посуду использовали для приготовления чая? (Самовар)
- Как назывался сундук? (Скрыня)
- Как называлось полотенце на Кубани? (Рушник)
Воспитатель: А какие пословицы вы знаете о казаках?
Дети:
- Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
- Казачья смелость порушит любую крепость.
- Кто пули боится, тот в казаки не годится.
- Смекалка во всяком деле казака выручает
- Казачьему роду нет переводу.
- Чти родителей своих.
- По главному казаку и семья ценилась.
- Жизнь сладка, где семья крепка.
Воспитатель: Казаки не только занимались хозяйством, семьями, они любили свою Родину и защищали её, когда на русские земли нападали враги.
— Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!
Дети: Если начиналась война – казак садился на коня, и воевал до победы.
Казак смелый, отважный воин, он защищал свою Родину. У каждого казака был конь, личное оружие.
Воспитатель: А кто главный у казаков?
Дети: Главный у казаков Атаман.
Воспитатель: Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. У него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Передай саблю».
Игра «Передай саблю»
Дети стоят в кругу по цепочке передают саблю под музыку, по команде воспитателя: Стоп! в руках которого оказалась к этому времени сабля, отвечает на вопрос.
- Как называли предводителя войска казаков? (Атаман)
- Как назывался казачий населенный пункт? (Станица)
- Как называется казачья шапка? (Папаха)
- Какое оружие было у казаков? (Шашка)
- Как называется казачий дом? (Хата, курень)
- Из чего поили чаем гостей? (Из самовара)
- Воду приносили из чего? (Из колодца)
- Лучший друг казака (Конь).
- Как у казаков назывался рыбий суп (Уха).
- В чем готовили казачки еду? (Чугунках)
- Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (Печка)
- Любимое угощенье казачат (Пряник).
Воспитатель: В свободное от работы время любили казаки веселиться. На сходнице зимними вечерами пели казаки песни, танцевали, угощались пирогами вкусными. Я приглашаю вас к столу - нас ждет чай с бубликами.