Галина Евтенко
Конспект ОД по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ «Осень разноцветная» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о признаках осени.
Задачи:
Познавательные:
• Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных.
• Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.
• Формировать умение получать сведения о растениях путём проведения опытов.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, воображение.
Публикация «Конспект ОД по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ „Осень разноцветная“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
• Улучшать общую моторику и координацию движений.
• Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
• Развивать и укреплять здоровье детей.
Речевые:
• Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений.
• Активизировать словарь: листопад, стая, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие.
• Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
• Упражнять в правильном произношении звуков С,З,Ш.
Воспитательные:
• Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
• Воспитывать чувство любви к родной природе.
• Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Словарная работа: листопад, стая, урожай, непогода, слякоть, осадки, облачность, золотой, перелетные, зимующие.
Индивидуальная работа:
• включать в работу малоактивных детей.
Дидактический материал и раздаточный материал:
• иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей ранней осени, золотой и поздней; осенние листья из бумаги: кленовые, дубовые, осиновые, берёзовые; плакат «птицы»;
• дидактическая игра на диске: «С какого дерева детки»,
• дидактические игры «Настроение», «Назови осенний листок», «Узнай птицу по голосу», «Перелётные и зимующие птицы»;
• лист бумаги А3, клей, влажные салфетки и нарезанные разноцветные кусочки бумаги.
Предварительная работа:
• Рассматривание картин, чтение и заучивание стихотворений и песен, нетрадиционное рисование Осени; дидактические игры, подвижные игры, компьютерные игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
• информационно-рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях…
Воспитатель: - Ребята, о каком времени года написал автор Алексей Плещеев эти строки?
Дети: (хоровой ответ детей и индивидуально 1-2 ребенка).
II. Основная часть.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Эти прекрасные красивые строки поэт написал об осени. /Воспитатель включает на экране картину ранней осени/.
Воспитатель: - Кто мне подскажет какое время года на этой картине?
Дети: - Ранняя осень.
/ Воспитатель включает на экране картину золотой осени/.
Воспитатель: -Какое время года изображено на этой картине?
Дети: - Золотая осень.
/Воспитатель включает на экране картину поздней осени/.
Воспитатель: -Какое время года на этой картине?
Дети: -Поздняя осень.
Воспитатель: - «И глядят уныло голые кусты» - что означает слово УНЫЛО?
Дети: (предполагаемый ответ 2-3 детей).
Воспитатель: - уныло – означает: «печально», «грустно», «скучно», «тоскливо».
(Дидактическая игра «Настроение»).
Воспитатель:- Андриян, выйди пожалуйста, изобрази эмоцию «грусть» на мольберте.
Воспитатель: - Матвей, изобрази пожалуйста своё настроение! Какое оно у тебя сегодня? (Выкладывает изображение эмоции на магнитной доске).
Воспитатель: - Ребята, назовите пожалуйста, какую эмоцию изобразил Матвей?
Дети: - Радость.
Воспитатель: - Кто мне может подсказать, как можно поднять настроение тем людям, кому грустно?
Дети: - Предложить поиграть в игру, потанцевать, послушать музыку…
Воспитатель: - А вы знаете весёлую игру «Ну-ка за руки берись!»? Поиграем!
(Игра «Ну-ка за руки берись!»)
Игра проводится 1 раз, второй раз без участия воспитателя. Педагог в этот момент переодевается за ширмой в Осень.
Воспитатель в образе Осени: - Здравствуйте, ребята! Пока вы весело играли, случилось чудо! Галина Анатольевна превратилась в! Угадайте, кто теперь я? Почему вы так решили? Какие приметы осени вы можете назвать?
Дети: - ОСЕНЬ! Потому что жёлтый сарафан и венок из осенних листьев.
Дети: /называют приметы осени/ Холодает, дни становятся короче, люди одеваются в тёплую одежду, листья на деревьях желтеют, часто идёт дождь, пасмурно…
Осень: - Правильно! Я превратилась в Волшебницу –Осень! А давайте все вместе поиграем в превращения?
Упражнения в произношении звуков «Превращения».
Осень: - Превращаю детей в комариков! Давайте громко позвеним вот так: «з-з-з-з-з-з»
Дети громко хором и по одному 2-3 ребенка:- «З-з-з-з-з-з».
Осень: -А теперь тихо позвеним вот так: «з-з-з-з-з-з» (произносит очень тихо.
Дети повторяют хором и по одному 3-4 ребенка.
Осень: - А сейчас я превращаю всех детей в ручеёк, который шумит вот так громко (тихо): «С-с-с-с-с-с».
Дети повторяют громко (тихо): «С-с-с-с-с-с».
Осень: - Дети, кто подскажет как шумят деревья в лесу?
Дети: - «Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш».
Осень: - Кто знает, когда почему шумят деревья в лесу? Когда шелестят листочки?
Дети: - Когда дует ветер.
Динамическая пауза «Дует ветер нам в лицо»
Дует ветер нам в лицо / Машут ладонями себе в лицо/
Закачалось деревцо / Руки вытянуты вверх,
качаются из стороны в сторону/
Ветер тише, тише, тише /Приседают на корточки,
руки опускают вниз/
Ну, а мы растём всё выше!/ Выбрасывают руки вверх
и подпрыгивают вверх.
Осень: - Ребята, присаживайтесь на стульчики! Кто сможет ответить, что происходит осенью, когда дует ветер?
Дети: - ЛИСТОПАД!
Осень: - Какое значение имеет для деревьев листопад?
Дети: / предполагаемые ответы/
Осень: - Если деревья не сбросят на зиму листья, снегопад запорошит кроны деревьев. Ветвям будет о-о-очень тяжело, и они поломаются!
Осень: Осень ходит по кругу и бросает осенние листья на ковёр со словами:
Посмотрите, листопад
К нам пришёл в осенний сад!
Дождь из листьев, просто чудо!
Удивительно хорош!
И выходят к нему люди
Без зонтов и без галош.
Осень: - А если осенний листок упадёт в Москва-реку, он утонет?
(Опыт «Тонут ли в воде осенние листья?»).
Осень: - В моей волшебной корзине было много вот таких разноцветных листьев! /берёт в руки оставшийся осенний лист и говорит/:
Осень: - Вот подхватил ветерок осенний лист, и он начал кружиться в воздухе. Ребята, давайте понаблюдаем за ним одними глазами. Головой не крутить!
(Гимнастика для глаз «Последим за осенним листом»)
Осень: Ребята, кто знает за каким листом мы наблюдали? С какого он дерева?
Дети: - Кленовый. С клёна.
Осень: - Это красный кленовый лист! Поднимите по одному листочку с коврика и назовите по очереди, какие деревья мне их подарили! Напоминаю, отвечать по очереди. На кого посмотрю, тот и называет.
(Игра «Назови осенний лист»)
Дети: - Это жёлтый берёзовый лист. / Это коричневый дубовый лист и т. д. /
Осень: - А сейчас у меня для вас есть видео-загадка! Давайте пройдём к доске и внимательно посмотрим на экран.
(Видео-игра «С какого дерева детки?»)
Осень: - Кто помнит стихотворение про Листопад?
Дети /хором/: Падают, падают листья.
В нашем саду листопад!
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Дети / один ребёнок/ Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Осень: - Ребята, что такое стая?
Дети: - Это когда много птиц летят вместе высоко в небе.
(Игра «Назови перелётных и зимующих птиц»)
Осень: - А сейчас продолжаем игру «Превращения». Хотите так же, как Волшебница-Осень превратить дерево в осеннее? (ответы детей).
Осень: -У меня есть вот такой лист бумаги, клей, влажные салфетки и нарезанные разноцветные кусочки бумаги. Как можно превратить летнее дерево в осеннее? Подумайте.
Дети: /Варианты ответов детей/:
I. Вариант: - Закрасить красками.
II. Вариант: - Вырезать много осенних листьев и наклеить на ветви.
III. Вариант: - Нарвать много разноцветных кусочков и приклеить.
Осень: - Вначале клеем нарисуем дерево: ствол, ветви, веточки. А дальше мы сделаем красивую разноцветную крону из мелконарезанных кусочков цветной бумаги. Вы, ребята, будете рисовать на кроне кружочки, затем смачивать одну ладонь влажной салфеткой, опускать, влажную ладонь в нарезанную цветную бумагу, и приклеившиеся к ладони цветные кусочки прикладывать на кружочек, который нарисовали клеем. И таким волшебным образом мы с вами сделаем осеннее дерево.
Осень: - Итак, приступаем! Я – рисую дерево: ветви и веточки. Теперь Вы – кружочки. …
(Выполняют коллективную аппликация «Волшебное осеннее дерево».)
Осень: - Какое красивое разноцветное осеннее дерево получилось у нас с вами!
Ребята, вам нравится? Предлагаю разместить его на выставке наших работ, чтобы порадовать всех гостей нашей группы, согласны!
Дети: -Да!
Осень: Вы такие молодцы! Так старались! Очень аккуратно выполнили работу!
За это я вам приготовила сюрприз. Называется он – «Дары осени!».
/Воспитатель раскрывает накрытую салфеткой корзину, в которой лежат яблоки/.
Осень: -Когда вернётся ваша Галина Анатольевна, передайте ей мои дары и угоститесь моими дарами, хорошо!
Дети: - Спасибо, Волшебница -осень!
III. Заключительная часть.
Осень: -Ребята, давайте хором скажем волшебные слова: «Раз и два, раз и два, вот и кончилась!»
Дети: - Раз и два, раз и два, вот и кончилась!
/В то время, как дети произносят фразу, воспитатель заходит за ширму и снимает сарафан и венок Осени/
Воспитатель: - Ребята, вот и закончилась наша игра в превращения! Вам понравилась она? Что вам понравилось больше всего? Что было трудным для вас? О чём сегодня расскажете дома родителям?