Татьяна Талапанова
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «По осенним тропинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, воображение.
Закрепить знания о времени года - осень и осенних месяцах.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе „По осенним тропинкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Осень. Занятия по математике
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 20 в прямом и обратном порядке; знания соседних чисел.
Закрепить умение детей решать логические задачи, на сложение в пределах 10, записывать решение с помощью цифр и знаков.
Закрепить умения в счёте предметов и определении последующего и предыдущего числа, нахождении нужной цифры. Закреплять умение сравнивать количество предметов и использовать знаки <,>,=.
Решать примеры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определяя словом положение геометрических фигур (в правом нижнем углу, в нижнем левом и т. д.) Различать геометрические фигуры, уметь по собственному замыслу моделировать птицу из геометрических фигур (четыре треугольника разного размера - туловище, хвост, ноги, клюв; круг – голова; овал – крыло).
Социально – коммуникативное развитие Воспитывать стремление оказывать помощь другим, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Речевое развитие Развивать диалогическую речь, упражнять в формировании грамматического строя речи: согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным.
Упражнять в выразительном чтении стихотворения, отгадывании загадок. Упражнять детей давать полные ответы на поставленные вопросы.
Художественно – эстетическое развитие Развивать умение слушать и понимать стихотворения о времени года - осень, и об осенних месяцах (сентябрь, октябрь, ноябрь). Развивать музыкальный вкус.
Физическое развитие Развивать мелкую моторику рук, создавать положительный эмоциональный настрой, развивать навыки концентрации движений.
Методы и приемы:
Наглядные: показ слайдов о времени года - осень, наглядный материал к заданиям, использование ТСО.
Словесные: загадки, занимательные задачи, стихи об осени и осенних месяцах, вопрос воспитателя.
Практические: дидактические игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика.
Материалы и оборудование: костюм Осени, музыка П. И. Чайковского «Времена года», слайды с осенними пейзажами, осенние листья с цифрами на обратной стороне, зонтик, капельки с числовыми выражениями и лужицы, наборы с цифрами от 1 до 10 на каждого ребёнка, корзины и яблоки на деревьях, листы бумаги и набор фруктов и ягод на каждого ребёнка, иллюстрации к задачам про птиц и знаки =,<,>, наборы с геометрическими фигурами на каждого ребёнка.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская Наблюдение за осенней природой.
Цель: Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени – дождливой погодой. Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе в это время года. Развивать наблюдательность и интерес к природе.
Экскурсия в осенний парк.
Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы осенью.
Игровая Дидактическая игра «Назови соседей числа»
Цель: Упражнять детей в определении предыдущего и последующего чисел в пределах 20.
Дидактическая игра «Осенние капельки»
Цель: Упражнять в выполнении арифметических действий, закрепление состава чисел – 5, 6, 7.
Дидактическая игра «Собери яблоки»
Цель: Упражнять в счёте предметов и нахождении цифры на один меньше или больше.
Дидактическая игра «Разложи фрукты»
Цель: Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить овладевать пространственными представлениями – правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол, середина листа.
Дидактическая игра «Сравни птиц»
Цель: упражнять в счёте предметов, обозначении их цифрой и сравнении чисел с помощью знаков =, >,<.
Коммуникативная Беседа о признаках осени, загадывание загадок, чтение стихотворения, ответы на вопросы по заданиям.
Восприятие художественной литературы и фольклора
Стихотворение Г. Соренкова, загадка про осень, стихи об осенних месяцах.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Уборка рабочего места.
Конструирование и ИЗО Дидактическая игра «Собери предмет»
Цель: закреплять навыки конструирования из геометрических фигур.
Музыка Прослушивание «Времена года» П. И. Чайковский «Октябрь»
Цель: развивать музыкальный слух, создать осеннее настроение.
Двигательная Пальчиковая гимнастика «Осень»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Психогимнастика «Прогулка в осенний лес»
Цель: Снять физическое напряжение детей.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1. (звучит музыка «Времена года» Чайковского П. И. «Октябрь»)
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает? (осень)
Давайте, ребята, позовём к нам осень, а чтобы она услышала, мы про неё стихотворение расскажем.
Ребё нок рассказывает стихотворение:
Реже солнышко блестит
Теплыми лучами.
К югу стая птиц летит,
Расставаясь с нами.
Частый дождик за окном,
Небо тучкой плачет,
Листья желтые кругом:
Это осень, значит.
(Г. Соренкова) Создать осеннее настроение и условия для взаимодействия с воспитателем.
Закрепляют навыки выразительного чтения стихов, развивают речь, память, воображение.
2. (Появляется осень)
Осень (воспитатель) : - Здравствуйте, ребята. Я осень золотая, в гости к вам пришла.
– Какие приметы осени вы услышали в этом стихотворении?
- А какой осенний месяц наступил?
-Какой он по счёту?
-А какие ещё осенние месяцы вы знаете? Какие они по счёту?
- Определите, про какой осенний месяц я говорю?
(с просмотром слайдов)
В каком месяце лето кончается, а осень начинается? (В сентябре)
Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле чёрно-белым стало,
А ещё похолодало,
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц подскажи. (Ноябрь) Дети дают свои ответы на поставленные вопросы. (Осенью всё чаще идёт дождь и меньше светит солнышко, улетают на юг перелётные птицы, небо стало хмурым, за окном листопад).
Слушают стихотворения и называют осенние месяцы, любуются осенней природой. Дети знают и называют признаки осени, а также названия осенних месяцев, умеют их различать, прослушивая отрывки из стихотворений. Знают последовательность осенних месяцев.
3. Осень (воспитатель) приглашает отправиться в путь по осенним тропинкам.
- Посмотрите, сколько красивых разноцветных листочков у нас под ногами.
- С какого дерева у вас листочки? (Берёза, клен, тополь, липа, дуб, рябина)
- Давайте сосчитаем, сколько у нас листочков всего? (20)
- А теперь сосчитаем их в обратном порядке.
- Ребятки, на каждом листочке есть цифра.
Я назову цифру, а у кого она есть, тот выходит, и называет соседей этого числа. Дети берут в руки осенние листочки и определяют, с какого они дерева. Раскладывают и считают листочки в прямом и обратном порядке, в пределах 20. Затем берут, переворачивают листочки цифрой к себе и играют в игру «Назови соседей» Дети определяют по внешнему виду осеннего листочка с кого дерева он упал,
считают в прямом и обратном порядке в пределах 20, определяют соседей заданного числа.
4. Осень (воспитатель) предлагает сделать зарядку для пальчиков.
«Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Дети проговаривают слова пальчиковой гимнастики и выполняют соответствующие движения руками и пальчиками.
Плавные, волнообразные движения ладонями,
загибают по одному пальчику на обеих руках,
спокойно укладывают ладони на колени. Выполняя гимнастику, дети снимают физическое напряжение, развивают мелкую моторику рук. Умеют соотносить слова гимнастики с движениями, развивают свою речь, стараются чётко проговаривать звуки.
5. Осень (воспитатель) замечает: «Кажется, пошёл осенний дождик. Прячьтесь все под зонтик. А чтобы дождик поскорее закончился нам нужно выполнить задание: «Возьмите капельку, на которой есть числовое выражение. Решите его и положите капельку в лужицу с правильным ответом». Дети берут в руки по одной капельке и решают примеры:
7-1
5+1
5+2
7-2
4+2
8-3
4+1
3+2
6+1
4+3
Находят лужицу с правильным ответом и кладут в неё свою капельку. Дети решают примеры на сложении и вычитание в пределах 10, закрепляют состав чисел 5, 6, 7.
6. Осень (воспитатель) говорит, что в осеннем лесу можно встретить животных, которые готовятся к зиме. Послушайте и решите задачи про них.
1. Пять грибов собрал бельчонок,
Столько же нашёл зайчонок.
Сколько грибов они вместе собрали?
Мы грибы те сложили и посчитали.
2. .Ёжик собирал грибочки.
Нашёл семью опят у кочки.
Четыре положил в корзину,
Закинул два себе на спину,
Два грибочка в лапы взял,
Сколько ёж опят набрал? Дети слушают весёлые задачи и решают их. Записывая решение с помощью цифр, они объясняют своё решение.
5+5=10
4+2+2=8
Дети развивают мышление, память, внимание, решая занимательные задачи, выполняют арифметические действия осознанно рассуждая и аргументируя свои действия. Выкладывают с помощью цифр и знаков нужное решение.
7. Осень (воспитатель) поясняет, что осенью люди собирают урожай овощей, фруктов и я предлагаю поиграть в игру «Собери яблоки».
Дети играют в игру, выполняют определё нные действия: на полу на большом расстоянии друг от друга, корзинки, на них цифры.
На деревьях висят яблоки двух цветов.
Дети ходят под музыку. Как только музыка останавливается, дети срывают по одному яблоку и считают «семечки». на обратной стороне яблок. У кого красные яблоки встают у цифры на один больше, чем семечек в яблоке; у кого желтые яблоки встают к цифре на один меньше, чем семечек в яблоке. Дети учатся считать количество предметов, прибавлять к нему или отнимать от него один и находить этому количеству нужную цифру. Развивают память, внимание, мышление, учатся думать и рассуждать.
8. Осень (воспитатель) говорит, что в этом году мы собрали хороший урожай фруктов и ягод. Помогите разложить их в ящики.
«Разложи фрукты»
Инструкция:
в правый верхний угол - положите сливу;
в левый нижний угол - положите вишенку;
в середину - положите грушу
в левый верхний - положите клубничку;
в правый нижний - яблоко. У детей на столах лежат листы с изображением ящика. Дети кладут ягоды и фрукты по инструкции воспитателя. Делают проверку друг у друга в паре.
Дети умеют ориентироваться на листе бумаги, определять положение предмета, используя понятия: правый верхний угол, левый нижний угол, середина ит. д.
Различают фрукты и ягоды.
9. Осенью мы прощаемся с перелётными птицами. Каких перелётных птиц вы помните?
Рассмотрите картинки и определите, где какой знак нужно поставить (<, >,Дети называют перелётных птиц. Затем рассматривают иллюстрации, считают птиц и подбирают нужный знак.
4<6
8>7
3=3 Дети вспоминают названия перелётных птиц, считают их на иллюстрациях и сравнивают группы предметов, находят равенство или неравенство.
10. Осень (воспитатель) – предлагает выполнить небольшую разминку.
Психогимнастика
«Прогулка в осенний лес»
Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Ветер закружил и поднял нас вместе с листьями высоко, высоко в небо, мы летим, медленно приземляемся. Откройте глазки.
Сделаем глубокий вдох, расправим плечи, вы чувствуете, как свеж и чист воздух в осеннем лесу?
- Слышите, стучит дятел? Шумно и дробно.
- А вот сидит сова, на ветке она важно крутит головой из стороны в сторону, высматривает добычу.
- Ой, а под ногами юркнула мышка.
На болоте стоит цапля, как она стоит?
А вот полетели ласточки.
- Посмотрите вверх, В небе журавлиный клин, куда летят журавли? Напряжены их крылья, шеи вытянуты вперёд, улетают вдаль. Скажем им счастливого пути! Молодцы!
Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Дети качаются из стороны в сторону, приседают, открывают глаза.
Дышат носом, расправляют плечи.
Дети сидят на корточках и пальчиками стучат по полу.
Руки складывают за спиной и поворачивают голову вправо, влево.
Отпрыгивают в сторону.
Встают на одну ногу, меняют на другую.
Делают упражнение ласточка.
Поднимают голову вверх.
Машут улетающим журавлям. Расслабляются и опускаются на пол. Развивают память, внимание, волю, воображение, творческие способности. Дети испытывают положительный эмоциональный настрой, снимают усталость; развивают навыки концентрации, пластику, координацию движений.
11. Осень (воспитатель) предлагает: «А теперь, ребята, давайте из геометрических фигур выложим перелётную птицу».
Дидактическая игра – «Собери предмет».
- Откройте конверт и скажите – сколько, и какие геометрические фигуры будем использовать для выкладывания птицы? Дети открывают конверты, рассматривают фигуры и отвечают, что - овал - для туловища; круг - для головы; два больших треугольника – для хвоста и крыла; два маленьких треугольника – для клюва и ножек. Всего – 6 геометрических фигур. Дети называют все геометрические фигуры, выкладывают из них перелётную птицу.
12. Осень (воспитатель) предлагает детям оценить свою деятельность : «Ребята, кто справился сегодня со всеми заданиями – поднимет «солнышко», а кому было трудно – «тучку». Дети показывают фигурки «солнышек» и «тучек». Дети оценивают свою деятельность на занятии.