Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности «Пятый океан»

Валентина Донченко
Конспект образовательной деятельности «Пятый океан»
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст: подготовительная группа

Цель: Показать значимость важнейшего компонента природы –воздуха для людей и других живых существ, многообразие природных взаимосвязей, а также проблему загрязнения воздуха и пути её решения.

Задачи:

обучающие:

познакомить с пятым воздушным океаном;

формировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный из которых-кислород (им мы дышим);

закрепить представление о роли кислорода (на основе опытов);

расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты Земля;

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Пятый океан“» размещена в разделах

дать представление о ветре, способе его возникновения, проявлении и значении в природе;

развивающие:

развивать умения целенаправленно наблюдать, анализировать природные явления, сравнивать, делать обобщения и адекватно подходить к решению проблем;

побуждать детей к опытно-исследовательской деятельности, созданию новых экологических моделей;

воспитывающие:

содействовать воспитанию интереса к процессам, происходящим в окружающем мире;

сохранять знания детей о самоценности природы и природных явлений;

развивать двигательную активность, ориентировку в пространстве;

развивать творчество в конструктивной деятельности, навыки в создании вертушки.

Словарная работа: кислород, углекислый газ, атмосфера, воздушный океан, парашютики, фильтр, очиститель воздуха и др. Учить употреблять в речи существительное «ветер» с разными суффиксами, образовывать прилагательные от существительных.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие» (аппликация, «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Предшествующая работа:

Чтение и разучивание стихов, загадок о ветре и воздухе;

Работа с картой мира (рассматривание океанов);

Рассматривание схемы слоев атмосферы;

Наблюдение за растениями на участке детского сада;

Анкетирование родителей;

Участие детей в создании экологических моделей;

Экскурсия по территории поселка. Цель: какая работа ведется по очистке воздуха на его территории;

Беседы с детьми о пустыне и её растительности;

Занятие «Путешествие по степям»;

Занятие «Ветер по морю гуляет»

Материалы и оборудование:

Для опытов: стеклянные стаканы, соломинки (по количеству детей, бумага и спички, блюдце, схема слоев атмосферы, пакет, веера.

Картинки с изображением растений и их семян, а также настоящие семена клена, каштана, одуванчика.

Модель распространения семян.

Модель «Загрязнение и очистка окружающей среды»

Цветная бумага, палочки, небольшие гвоздики для конструирования, нитки.

Аудиозаписи мелодий и звуков.

Ход образовательной деятельности детей

Вводная часть.

Организационный момент.

У воспитателя на столе (в руках) посылка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам прислали посылку. Что же в ней? Давайте посмотрим.

Открывают.

Воспитатель: Посмотрите, какая загадочная бутылка. В ней что-нибудь есть?

Дети: Ничего в ней нет.

Воспитатель: Давайте проверим. Опустим её целиком в воду. Что мы видим?

Дети: Из горлышка побежали пузырьки.

Воспитатель: Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылке.

Дети: Воздух.

Введение в тему.

Воспитатель: Да, воздух –волшебник. Без него не было бы жизни на Земле. Он состоит из разных газов: кислорода (им мы дышим, углекислого газа (его мы выдыхаем, азота и др. Ребята, а кто хочет проверить можно ли хорошо чувствовать себя без воздуха?

ОПЫТ. Давайте мы с вами закроем ладошкой рот и нос, и попробуем совсем не вдыхать воздух. Что вы чувствуете?

Дети: Задыхались без воздуха.

ОПЫТ. А сейчас возьмите пакеты и надуем их. Видите, мы свами как бы поймали воздух. А если бы внутри пакета была мышка, она бы задохнулась. Почему? (Для дыхания нам нужен кислород.)Но кислород нужен не только для дыхания. Смотрите на блюдце я зажгу бумажку. Горит? Накрою её стаканом. Раз, два, три… погасла? А почему? Ведь бумажка не вся сгорела?

Дети: Нет воздуха.

Воспитатель: Точнее нет кислорода, а без него нет огня. Дышат люди, дышат звери, птицы, все вдыхают кислород. Горит огонь – тоже забирает кислород.

Трубы заводов, фабрик выбрасывают в атмосферу целые тучи углекислого газа. Почему же мы не задыхаемся?

Дети: (предполагают) (ветер уносит, растения забирают углекислый газ)

Воспитатель: К счастью углекислый газ необходим растениям. Все они, от великана дуба до маленькой травинки, забирают углекислый газ, а возвращают в воздух кислород, без которого мы не могли бы жить. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Ребята, мы свами знаем, что на земле есть океаны. Как вы думаете, какой самый большой?

Дети: (предполагают) Тихий, Ледовитый.

Воспитатель: Подскажу: он без берегов и без воды. По нему словно огромные серебристые рыбы «проплывают» самолеты. Догадались?

Дети: Воздушный.

Воспитатель: Верно. Это воздушный океан. Вы каждый день, каждый час, каждую минуту «купаетесь» в этом океане, не замечая этого. Поверхность Земли – это, по сути, дно воздушного океана. На самом дне, у поверхности земли, воздух плотный, густой, хотя мы с вами этого не чувствуем. Чем выше -тем плотность воздуха меньше. Если бы не было воздушного океана вокруг Земли, то через несколько минут она бы осталась безжизненной планетой, как Луна или Меркурий.

Воздушная оболочка Земли –это удивительная «рубашка», которая помогает нашей планете не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода. Кроме того, воздушная оболочка защищает Землю от космических метеоритов. Воздушный океан, воздушная оболочка Земли, т. е. атмосфера Земли имеет несколько слоев. Самый важный слой нижний тропосфера (показ). В этом плотном нижнем слое образуется облака, рождаются грозы, ливни, снегопады. Самолеты и воздушные шары летают в атмосфере. А вынырнуть из воздушного океана можно только на космической ракете, это самый быстрый вид транспорта. Дети, а как мы можем с вами обнаружить воздух?

Дети: Помахать веером, руками.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какой воздух выходит? Что вы чувствуете? А теперь давайте помашем руками, веером.

Ребята, когда холодный воздух вытесняет теплый получается ветер. Т. е. ветер-это движение воздуха. А как можно назвать маленький ветер? (ветерок, ветерочек). А сильный, большой ветер? (ветрище, ветрило).

(Включается запись шума ветра, влетает Ветер, все роняет, наводит беспорядок)

Воспитатель: Ой, дети, кто это? Ты кто?

Ветер: А вы угадайте.

Лечу без крыльев и пою

Прохожих задираю,

Одним проходу не даю,

Других я подгоняю. (ветер)

Ветер: Да, я ветер, вы сами меня вызвали. Летаю я по свету из одного конца Земли в другой, потому что я люблю свободу и простор.

(Читает стихотворение)

Есть ветер тихий и нежный

Есть грозовой и снежный

И такой, что с травами играет

И такой, что волны поднимает

Что листает книгу на террасе

Что кружится с темной тучкой в вальсе

Что колышет в празднике знамена

Что качает дубы и клены

Проникает сквозь плетни садовые

И разносит запахи медовые.

Да сколько их на свете есть

Что всего не счесть.

Ах, люблю я разгуляться и в лесу, и в пустыне, и в степи, и в водном царстве. Много хороших дел могу я совершить, но могу и навредить.

Подвижная игра с ветром.

Ветер: Ой, совсем забыл, я же как раз собирался одно полезное дело сделать. Вы мне поможете? Давайте сейчас перенесемся в лес и там на месте все увидим. (Дети закрывают глаза, звучат звуки леса, открывают глаза и видят грустного Боровичка. Здороваются.)

Ветер: Что случилось, Боровичок? Почему ты такой грустный?

Боровичок: Да вот по твоей милости. Ты забыл как вчера налетел, зашумел, чуть шляпу мою не унес. Не можешь ни минуты спокойно посидеть. Оказывается у него ко мне просьба была. Ну, давай рассказывай, что за просьба.

Ветер: Да. Я попросил тебя найти на своей тропинке растения с летающими семенами.

Боровичок: Так с тобой же друзья. Попросим их помочь отыскать растения, для которых ты, ветер, желанный гость.

Ветер: Ребята, помогите мне, вот семена. Расположите их на те деревья, на которых они выросли.

Дидактическая игра «Деревья и их детки».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете все семена могут летать? (Ответы детей)

Воспитатель: А давайте проверим. Возьмите семена клена, подуйте на них. Что вы видите? (Летают). Почему?

Дети: (предполагают) Потому что они легкие.

Воспитатель: А теперь возьмите подуйте на семена каштана, ореха. Летают? А как вы думаете почему?

Дети: (предполагают)Потому что они тяжелые.

Ветер: Спасибо, помогли мне. Я в долгу не останусь. Как засвищу, налечу,семена подхвачу и разнесу их. И вырастут из них молодые растения. Давайте с вами поиграем в летающие семена одуванчика.

Подвижная игра «Одуванчики».

Боровичок: Да, ветер, много добрых дел ты делаешь для нашего леса: и семена разносишь и проветриваешь его. Но недавно ты принес такой грязный воздух к нам в лес, что мы все чихали и кашляли. Вот я и думаю, ветер-это хорошо или плохо? А вы как думаете, ребята?

Игра «Хорошо-плохо».

Боровичок: Теперь я понял, что ветер нам нужен. Спасибо вам. На память о нашей встрече я дарю вам вот эту картину. Здесь хорошо видно, как семена превращаются в деревья. (Дети благодарят).

Боровичок уходит.

Ветер: А вот в том, что я иногда приношу грязный воздух, не моя вина. (Улетает)

Появляется Карлсон с носовым платком в руках, с фотоаппаратом на шее. Он сильно морщится, чихает и кашляет. Воспитатель сажает его на стул, спрашивает,что случилось.

Карлсон: Сейчас расскажу. Как вы знаете я живу (спрашивает и подтверждает) на крыше. Там у меня всегда чистый воздух. А от грязного я становлюсь больным, чихаю и кашляю.

Воспитатель: Но где же ты дышал грязным воздухом? Ребята, как вы думаете, где у нас в городе (поселке) грязный воздух? Где очутился Карлсон?

Дети: (предполагают) На дорогах, возле фабрик, заводов.

Карлсон: Ну, хорошо, я уже выздоравливаю от свежего воздуха в вашей комнате, вы наверно ее недавно проветривали (приходит в себя). Я пока летел к вам даже стихи сочинил, правда они не веселые.

Кто от пыли задохнулся,

Едким дымом поперхнулся,

Будет кашлять и хрипеть,

И совсем не сможет петь.

Не поможет ни варенье

Ни конфеты, ни печенье.

Ох, я и попал в историю. Летел, летел, к вам спешил, вдруг моторчик мой начал барахлить. Пришлось вынужденную посадку сделать.

Приземлился я прямо на стоянке автомобилей. Сначала даже обрадовался : здесь мне моторчик быстро починят. И, вправду, починили. Но пока я ждал, машины начали туда-сюда ездить, дым пускать. Дышать совсем невозможно стало, чуть не задохнулся. Эти машины, не то, что мой моторчик. Он у меня экологический чистый, воздух не загрязняет. А вы ребята видели, как машины дым пускают?

Воспитатель: Ребята, как вы считаете в нашем городе много автомобилей? (Ответы детей)

Карлсон: Но на этом мои злоключения не закончились. Только я улетел с автостоянки, только вдохнул чистый воздух, чихать перестал, как прямо передо мной появились трубы, а из них дым. Это был большой завод. И когда ветер подул в мою сторону, я снова оказался в дыму. Только в заводском. Но от этого мне не стало легче. Я по воздуху летел и моторчиком гудел

Вдруг труба, над нею дым, оказался я над ним.

Заблудился я в дыму, что со мною не пойму.

Долго кашлял я, чихал, даже видеть перестал

Здесь вопрос любому ясен, грязный воздух нам опасен

Не летайте над трубой, вы рискуете собой.

И я, летев над заводом, даже сфотографировал его, но выронил картину.

Тут влетает ветер с картиной.

Ветер: Карлсон, это ты потерял?

Карлсон: Спасибо, что принес ее.

Дети рассматривают картину.

Воспитатель: Карлсон, но что же делать? Ведь мы не можем прожить без заводов и автомобилей. Как вы думаете, ребята?

Дети: (предполагают) Надо, что бы было больше растений. На трубах стояли очистительные фильтры.

Воспитатель: Давайте мы эту картину исправим и посмотрим, как должно быть на самом деле.

( Моделирование: дети убирают дым из трубы, мусор и т. д.)

Карлсон: Как замечательно получилось. Теперь я могу пролететь над трубой и автостоянкой и даже чихать не буду. И глаз будет радовать чистота и красота.

Ветер: И я вам говорю спасибо. Глядя на эту картину я не смогу натворить никаких бед, а наоборот порадую людей прохладой. Какие вы чудные ребята.

Карлсон: Мы так славно потрудились. А давайте сейчас отдохнем, повеселимся.

Танец «Утят»

Карлсон: А вы знаете, у меня на крыше есть замечательная игрушка-вертушка. Когда дует ветер-она крутится, а если ветра нет- стоит на месте. Вот она (показывает). Хотите, я научу вас делать такие замечательные игрушки? Будете играть и нас с ветром вспоминать.

Изготовление вертушек.

Публикации по теме:

Презентация «Диагностика по ФЭМП». Пятый год жизни Предназначена для выявления знаний детей пятого года жизни по разделу «Формирование элементарных математических представлений.» Выявление.

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

«Деревья вокруг нас». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» К О Н С П Е К Т Непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей подготовительной группы.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Городок музыкальных инструментов» по дополнительной образовательной услуге Цель: Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческой активности.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Пятый океан. Воздух» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Пятый океан» Задачи: систематизировать представления детей о воздухе, развивать.

Конспект организованно образовательной деятельности «Путешествие в весенний лес» в образовательной области «Познание» Конспект организованно образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес» Образовательная область:«Познание».

«Зимушка-зима». Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» Раздел: Связная речь Тема: Возрастная группа: подготовительная Программное содержание: 1. Развивать умение поддерживать беседу;.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему «Зимушка-зима».

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Форма проведения: игра-фантазия. Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,.

Конспект занятия «Воздушный океан, его корабли» Тема: «Воздушный океан и его корабли». Цель занятия: формирование первичной мотивации детей к техническому творчеству. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Пятый океан»
Опубликовано: 26 июня 2018 в 00:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности «Пятый океан»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Донченко (УИ 291432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД