Снежана Шарипова
Конспект образовательной деятельности «Первые штаны казака» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.
Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.
Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.
Задачи:
1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Первые штаны казака“ в средней группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
2 Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.
3. Воспитательная : прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
Перспектива: история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.
Методический материал: мужские казачьи штаны с лампасами для мальчиков, кички для девочек, слайды с изображением казаков, макет куреня, пенек, кусты, дидактические игры, полотенце, салфетки, украшенные кружевом, казан, овощи пластиковые, заготовки для продуктивной работы, макеты лошадей, удочки, изображения рыб, макет р. Дон, фонограммы казачьих песен и звуков природы, насекомых, птиц, ширма для переодевания казаков.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа–диалог, показ мультимедийной презентации, казачьи подвижные игры, релаксация, продуктивная деятельность детей, дидактические игры.
Словарная работа: лампасы, казачий круг, атаман, папаха, шлычка шашка, казан
Продолжительность: 30 минут.
Ход занятия
Под казачью мелодию дети входят в комнату в одежде казачат. Их встречает казачка воспитатель :
Казачка :– Здорово дневали!
Дети: Слава -богу!
Казачка : Гости мои дорогие! Заходите в мой курень, в залу. Присаживайтесь
Казачка : Ой, какие вы сегодня нарядные да красивые? А какие у вас девочки юбки они наверно здорово кружатся ну -ка покружитесь, а мальчиков фуражки вроде рубахи казачьи, а что-то штаны у вас не казачьи. Не дело…
А вы знаете, какие штаны носит взрослый казак?
Ответы детей.
Казачка :СЛАЙД Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. Как-то повелела царица в этих землях создать войско для охраны Российских границ. За доблестную службу казаки получали награды. Кроме того, в подарок казакам прислали ткань плотную - синюю и красную. Так появилась у Донских казаков сине-красная форма.
Казачка : Казачата А лет то вам сколько?
Ответы детей.
Казачка :В 4 года казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Первые штаны и папаху- получали настоящие казаки.
Ребята получившие первые штаны куда были вхожи?
Ответы (в казачий круг)
А как ведут себя маленькие казаки в казачьем кругу?
Ответы (Слушаются и уважают старших.)
А что делали в казачьем кругу?
Ответ (Сидеть тихо и учиться военному делу)
Кто главный в казачьем кругу?
Ответ (Атаман)
Казачка : – Позову-ка я своего хозяина Григорий
(Входит казак)
Казак : Здорово дневали!
Дети: Слава богу!
Казачка : Григорий, может ты нам поможешь. Казачата – то у нас не в казачьих штанах.
Казак : Да не порядок … Но что бы получить казачьи штаны, нужно показать свою удаль.
Казак : А чем занимались казаки? Вы знаете?
Казак – Казаки охраняли наши границы от врагов и были очень смелыми, гордыми и находчивыми воинами. Жизнь возле границы была тревожной и казакам приходилось быть очень внимательными и слышать все шорохи и звуки.
Казачка : – Как думаете казачата, а вы смогли бы, сидя в засаде, различить кузнечик это стрекочет или враг свистит? Давайте и мы сейчас проверим себя на внимательность и умение различать звуки.
Проводится дидактическая игра «Угадай звук». Дети прячутся в засаду и слушают звуки (скрип двери, пчелы, шум воды и лягушек, лошадь с телегой, свист казака)
Казачка : – Молодцы, очень внимательные казачата растут у нас на Донской земле.
Казак – Скажите мне, пожалуйста, кто самый верный друг и помощник у казака?
Дети: Конь!
Казачка : Маленькие мальчики росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, и кто в седле усидит, про того говорили: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!».
Казак : И мы вам привели лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.
Подвижная игра: «На коне проскачу, платок словлю» Кто первым доскачет и выхватит платок из рук казачки — тот с ней и танцует.
Казачка :– Молодцы казачата! Не подвели! Да и кони у вас бравые!
Казак : Молодцы казачата заслужили - получите же свои первые казачьи штаны с лампасами.
Дети переодеваются за ширмой.
Казачка : – А казачкам я подарю за помощь казакам кички. Знаете что это?
Девочки казачки. Это украшение для волос ее одевают на гульку.
Казак : Ну вроде бы угодил я вам. Теперь вы настоящие казаки. Кони устали наши, пойду их накормлю и напою. До свидания!
Казачка :– Ай да казачата! Ай да молодцы! Устали и мы немного. А теперь выйдем с вами на берег великой казачьей реки. Какая у нас река протекает ребята?
дети: Дон
звучит релаксационная мелодия (шум воды и фоновая мелодия).
Казачка : – Закройте глаза, вслушайтесь. Это шумит река, наш великий батюшка Дон.
Имитируем движения
Качается камыш (руками медленно машем в лево в право)
Дует ветерок (руками крутим круги в области груди)
Опустим ноги в реку и поплаваем
Ляжем и посмотрим на голубое небо.
Казачка : Молодцы, а теперь садитесь.
Казачка : – Дети расскажите, что у нас казаки любят делать у реки?
Ответы Рыбу ловить
Казачка : Кто из вас ловил рыбу?
Чем ловили (Удочкой) А какую рыбу? Кто знает, название рыб (карп, сом, щука, окунь)
Какое блюдо готовили казаки и казачки из рыбы (Уха)
Предлагаю отправиться на рыбалку. Берем снасть и идем на речку.
А девочки казачки будут готовить Уху. возьмем казан и все необходимое для ухи.
Проводится дидактическая игра «Поймай рыбку» (забрасывают удочки, достают рыбу и называют ее).
и «Свари уху»(девочки должны из корзины овощей выбрать овощи которые кладем в уху)
Казачка :– Ай да казачата, ай да молодцы! Настоящие казаки растут в нашем детском саду. Кладите рыбку в казан и пусть варится уха.
Ой, огонь то потух
(дых гимнастика)
Возьмем спички чиркаем (имитируем), а теперь дуем, набираем воздух грудью, а выдыхаем животом.
Казачка : Вот мы свами и рыбы наловили и уху сварили. Молодцы.
Казачка :Ребята наши кони ушли на водопой, а без коня нам не добраться домой.
Продуктивная работа детей: Сейчас мы с вами сами сделаем себе верного коня, перед нами заготовки палочки к ним мы будем приделывать голову лошади.
Во время работы
Казачка : Ребята, а вы знаете поговорки про коня?
Дети: Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
Дети делают коня под фонограмму).
Рефлексия
Казачка :Казаки коня сделали? (Да)
Казачка :А конь для казака? (Друг)
Казачка :А чем занимались казаки? (На рыбалку ходили, на охоту ходили)
Казачка :На охоте вы где прятались? В засаде
Казачка :На какую речку ходили ловить рыбу? Дон
Казачка :А что вы за подарок получили? (штаны с лампасами, кички)
Казачка :А во сколько лет дарят первые казачьи штаны? (4 года)
Казачка :Казак получивший штаны с лампасами куда был вхож? (в казачий круг)
Казачка :А что значит казачий круг (в казачьем
ругу казака готовят к порядку, уважать старших и военному делу
Казачка :Вам понравилось быть казаками (Да)
Казачка :Казаки и казачки спасибо вам. Садитесь на своих коней и в добрый путь (казаки садят казачек и уходят)
Прощание