Людмила Кассина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пейзаж «У реки» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене,
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.
Цель: Обучение детей изображению пейзажа в нетрадиционных техниках. Задачи:
1. Закрепить знания детей о пейзаже, как жанре изобразительного искусства.
2. Продолжать учить детей рисовать пейзаж, используя технику «Оттиск» листьями деревьев (туя, дать представление: если отпечатать листьями туи вверх, то получиться лиственное дерево, листьями туи вниз, то получиться хвойное дерево.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Пейзаж „У реки“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
3. Продолжать знакомить детей с понятием многоплановость композиции в пейзаже, отражение в воде.
4. Совершенствовать технические приемы рисования кистью деревьев: концом, плашмя, крону в технике тычка щетинистой полусухой кистью; совершенствовать навыки работы с гуашевыми красками.
5. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительному Волга.
6. Развивать творческую активность, самостоятельность, желание рисовать, творить.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю, к реке Волге. Интеграция образовательных областей : «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме: оттиск, отражение, многоплановость композиции, летний пейзаж.
Материал демонстрационный: методическая картина «На берегу реки», фонограмма П. И. Чайковского «Времена года «Июнь», «Август». Материалы и инструменты: тонированные детьми альбомные листы, кисти №, 2, 6 (белка, № 4 щетина, подставки под кисти, гуашь зелёная, коричневая, белая, чёрная, бумажные салфетки, влажные салфетки, баночки с водой, клеёнки, листья туи.
Предварительная работа:
Тонирование листа для последующего рисования;
чтение и разучивание стихов о Волге;
Просмотр презентации А. Кушнер «О картинах»;
Рассматривание пейзажа И. И. Шишкина «Родник в лесу». Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение, художественное слово.
Технологии: Моделирование, здоровьесберегающая (упражнение на развитие эмоциональной сферы, зрительная гимнастика, физминутка,
Ход НОД:
I. Вводная часть.
Дети стоят в кругу.
Упражнение на развитие эмоциональной сферы:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
Воспитатель: Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением будем отгадывать другую загадку:
Полями, лесом и лугами
Она бежит меж берегами,
Петляет от обрыва к мели,
Тут – быстро, где-то - еле-еле.
Она течёт уже века,
Вот - полноводная (река)
Воспитатель: На какой реке стоит наш город?
- В городе Балаково есть река.
Красива она, широка, глубока.
Я любуюсь её красотой,
А зовут её Волгой-рекой.
Дидактическая игра с мячом «Подбери признаки» : дети передают мяч друг другу по кругу и называют признаки (щедрая, широкая, раздольная, величавая, шумная, бурливая, привольная, степенная, спокойная, cвоенравная, глубокая, могучая, тихая)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, проходите и садитесь на свои места. Проверьте посадку за столом своим кулачком: кулачок должен слегка касаться стола и грудной клетки.
Посмотрите и скажите, к какому жанру живописи относится работа? Воспитатель:Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина,
Называется - пейзаж.
Мотивация:
Воспитатель: Как называют художников, которые пишут пейзажи? А вы хотите быть настоящими художниками – пейзажистами? Для этого вы должны быть внимательными и старательными. Мы с вами заранее затонировали листы для работы, и сегодня будем рисовать многоплановую композицию.
- Сколько планов мы выделили?
- Назовите их?
- Обратите внимание, какие на переднем плане деревья? (Большие).
- Что изображено на среднем плане?
- На дальнем плане?
- Какого они размера? И они более мягко, силуэтно нарисованы. Как они красиво отражаются в воде. И небо, как бы тоже окунулось в воду. И мы с вами сегодня будем рисовать картину «Пейзаж «У реки Волги». Мы уже рисовали пейзажи. А сегодня я покажу вам, как можно нарисовать, используя приём «оттиска» листьями туи.
- Что означает слово «оттиск»? На дальнем плане мы будем рисовать деревья, используя этот приём. (Показ приёма работы в технике «оттиск») Обратите внимание, если отпечатать листьями туи вверх, то получиться лиственное дерево, листьями туи вниз, то получиться хвойное дерево. Отражаются предметы в воде вверх ногами или наоборот. Ствол дерева продолжается в отражении.
Пока деревья сохнут, работаю с первым планом.
- Какого размера дерево?
- Какой ствол вверху?
- Внизу? Набираю достаточное количество гуаши и начинаю рисовать дерево выше линии горизонта сначала концом кисти, серединой ворса, нажимая на весь ворс – плашмя. Прорисовываю длинные ветки, короткие ветки, веточки.
Пока дерево сохнет, дорисую ствол и ветки у лиственных деревьев, ствол внизу у хвойных деревьев на дальнем плане. Полусухой щетинистой кистью рисую крону дереву. Выделяю линию реки и линию среднего плана коричневой краской концом тонкой кисти.
Физкультминутка:
А сейчас мы отдохнём –
На рыбалку мы пойдём!
Накопаем мы червей,
Удочку возьмём скорей,И вприпрыжку побежим –
Порыбачить мы хотим.
В воду удочку закинем,
Посидим тихонько.
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько.
Ах, какая красота –
Рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я!
Быстро в садик побежим –
Вот такой у нас режим.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель напоминает как правильно держать кисть, обращает внимание на то, чтобы движения руки у детей были не скованными, свободными. Дети рисуют под музыкальное сопровождение - П. И. Чайковский «Июнь», «Август».
Воспитатель: К нам в открытое окно залетел сказочный мотылёк. Последите за ним глазами, куда он полетит:
Зрительная гимнастика:
Раз – налево, два – на право, Три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, куда делся мотылёк? Он сел на картину, пусть отдохнёт, а мы организуем выставку рисунков.
Воспитатель: Ребята, к какому жанру живописи относятся наши рисунки?
- Как можно назвать ваши работы? Совершенно верно «Пейзаж «У реки». Дети рассматривают рисунки, выбирают наиболее удачные работы. Воспитатель хвалит детей за интересные работы.