Елена Викторовна Коробашкина
Конспект образовательной деятельности «Недаром помнит вся Россия» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Задачи:
- закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества;
- познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, как увековечена память о тех, кто защищал Россию в те времена;
-воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Недаром помнит вся Россия“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Способы: ресурсный круг, д/у «доскажи пословицу», вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ иллюстраций, работа детей по украшение кивера и кокошника, итог.
Средства: иллюстрации, фигурки Кутузова и Наполеона, кроссворд, кивер (для каждого мальчика, кокошник (для каждой девочки).
Сегодня мы поговорим о защитниках Отечества.
- Каким должен быть защитник Отечества? (ресурсный круг)
умный отважный смелый крепкий
добрый смекалистый ловкий силач
сильный бодрый удалой бравый
храбрый здоровый могучий
милосердный мужественный богатырь ответственный
Задание «Доскажи пословицу».
Правило: я говорю начало пословицы, а вы конец.
-Тяжело в ученье (легко в бою).
- Один в поле (не воин).
- Один за всех…. (и все за одного).
- Пуля – дура…. (а штык молодец).
- За правое дело…. (сражайся смело).
- Смелый боец, в бою…. (молодец).
- Где смелость там (и победа).
- Герой - за Родину (горой).
- Жить – Родине…. (служить).
- Чем крепче дружба, тем легче (служба).
- Дружно за мир стоять – войне (не бывать).
- Родина – мать, умей за нее (постоять).
- Смелого – враг (не возьмет).
Вы уже знаете, что нашей стране приходилось очень часто отражать нападения врагов.
Как вы думаете, почему?
Да, Россия – страна богатая, красивая и очень многие хотели бы владеть ею.
И вот давным – давно, двести лет назад, на Россию напала армия французского императора Наполеона. (Показ изображения Наполеона). Это был очень опытный полководец. Он покорил уже много стран и мечтал завоевать весь мир. Его армия была очень сильной.
Как вы думаете, война – это хорошо или плохо?
Святая православная церковь учит, что войны – это зло. И лишь войну в защиту Отечества считает священной.
Когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Не только армия сражалась против Наполеона. Простые крестьяне тоже встали на защиту Родины.
Как вы думаете, а у крестьян было оружие?
Как же они тогда могли сражаться?
Конечно, у них не было оружия. Тогда они брали дубинки, вилы, серпы и шли бить врагов.
Кто знает, участвовали ли женщины в этой войне?
Одна простая женщина, Василиса Кожина подняла на борьбу с врагом женщин и детей, и они смогли взять в плен много французов.
Главным командующим русской армии был назначен храбрый маршал М. И. Кутузов. (Показ портрета Кутузова). Солдаты уже давно знали и любили. Они говорили: «Приехал Кутузов бить французов!» Кутузов остановил русскую армию возле села Бородино под Москвой, где и произошло самое знаменитое сражение. Врагов было больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть. (Показ иллюстрации Бородинского сражения).
А что делают солдаты перед боем?
Тренируются.
Вот и мы сейчас немного разомнемся.
Физкультминутка
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим.
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Много раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся)
А без чего в те времена не начинали ни одно дело?
Конечно, без молитвы.
Накануне сражения по войскам пронесли Смоленскую икону Божией Матери. (Показ иллюстрации). Возложив всю надежду на помощь Божию и заступничество Пресвятой Богородицы, русские готовились стоять насмерть. И в бой шли со знаменами, на которых было изображение Господа и святых.
Посмотрите на лица полководцев, какое выражение лица у Кутузова и Наполеона?
Это было страшное сражение! С раннего утра до поздней ночи. (Показ иллюстрации).
Наполеон потом сказал: «Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»
Наполеон мечтал одним сражением выиграть войну, но не тут - то было. Кутузов разрушил его планы.
Русских было меньше, чем французов, и Кутузов приказал отступить. Кутузов решил сдать столицу, хотя это было мучительно больно для него, чтобы сохранить войска и потом вновь ударить по врагу.
Гордо вошел Наполеон в Москву и стал ждать на Поклонной горе, когда к нему явятся русские с ключами от города. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители ушли из нее. Город горел. (Показ иллюстрации). Наполеон смотрел на пылающую Москву и готов был подписать мир. Но никто ему мира не предлагал.
Как вы думаете, поздней осенью холодно в России?
Французам нечего было есть, они мерзли, так как не рассчитывали долго воевать и были в легкой одежде. И тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа.
Кутузов заставил Наполеона идти по той же дороге, по которой французы пришли в Россию. А там все было разрушено и пусто.
А почему там было пусто?
Когда противник захватывает чужие земли, он их грабит и разоряет. Но и русский народ не оставлял противнику ничего: когда французы подходили к селению, люди уходили из него, сжигали свое имущество, дома, чтобы врагу негде было жить и нечем было питаться. Французские солдаты мерзли, голодали. Во время одного из боев на реке Березине Наполеон чуть не попал в плен. И тогда он бросил свое войско и убежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию!
В Москве очень многое напоминает нам об этой войне. Сразу же после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали его Храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что Бог им помог. Праздновали русские победу над Наполеоном в день рождения Христа – на Рождество. На стенах этого храма написаны фамилии тех, кто пал в этой страшной войне. Когда – то этот храм разрушили, но сейчас снова восстановили. (Показ изображения Храма Христа Спасителя).
На Бородинском поле тоже есть храм – Спасо - Бородинский женский монастырь, который был построен женой убитого на Бородинском поле генерала Тучкова. Там и по сей день молятся о душах погибших. (Показ иллюстрации Спасо – Бородинского женского монастыря).
Во время этой войны с французами было много героев, и народ их помнит. Нижегородские и арзамасские полки в 1812 году представляли собой элиту российской армии и принимали самое активное участие в сражении на Бородинском поле.
В нашем городе тоже есть храм, который построен в честь победы над армией Наполеона.
Как называется этот храм?
Дети: Воскресенский собор.
Об этой войне сложено много стихов и песен, написано много книг. Их помнит Россия, их помнит народ. Люди приходят к памятникам этим людям, возлагают цветы и молятся за них.
Кроссворд.
А сейчас узнаем, что вы запомнили сегодня и разгадаем кроссворд.
- Назовите имя полководца, который командовал русскими войсками.
(КУТУЗОВ).
- Назовите имя полководца, который командовал французскими войсками.
(НАПОЛЕОН).
-Где было главное сражение?
(БОРОДИНО).
-Какой город оставили французам и сожгли?
(МОСКВА).
- Какой храм был построен в Арзамасе в честь победы над французами?
(ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ребята, а как назывались военные того времени?
Самые знаменитые – гусары.
Гусары носили вот такой головной убор. (Показ). Называется он кивер.
Предлагаю мальчикам приклеить к нему изображение двуглавого орла, а девочкам украсить кокошник – женский головной убор, который стал снова в моде во время войны.
А теперь примеряйте и пройдитесь парадным шагом, а мы с девочками вам похлопаем.