Татьяна Галяутдинова
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Народы Южного Урала»
▼ Скачать
Конспект образовательной деятельности по образовательной области
«Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)»
на тему «Народы Южного Урала»
для детей подготовительной к школе группы.
Галяутдинова Т. В.
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
Цель: формирование представлений у детей о народе Южного Урала- чуваши.
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы „Народы Южного Урала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
Познавательные задачи:
Познакомить с элементами народных костюмов разных народов Южного Урала.
Углублять представление о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре.
Познакомить с фольклором чувашского народа.
Воспитывающие задачи:
Формирование представления о богатстве, разнообразии и красоте культур, проживающих на территории Южного Урала.
Формирование этнического самосознания.
Развивающие задачи:
Формировать умение проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, аппликации.
Развивать речь, логическое и образное мышление.
Словарная работа: монисто, народы, пюртре, кымака, тухья, чуваши, татары, башкиры, удмурты, русские.
Предварительная работа: беседа с детьми о народвх Южного Урала, просмотр видеоролика «Народы России», чтение художественной литературы.
Формы организации коллективной работы:
Подгрупповая : игра-драматизация по мотивам сказки «Лиса-плясунья»
Групповая : аппликация «Монисто»
Методы и приемы работы: наглядный, игровой (игра-драматизация, практическая деятельность детей (аппликация, беседа с детьми.
Оборудование: ноутбук (медиа) Видео презентация, куклы бабибо (лиса, дед, бабка, фольга, монисто (шаблон для аппликации, тухья.
Ход занятия:
Организационный момент (5 минут)
Дети входят в зал – слайд 1.
Игра – приветствие «Эстафета дружбы».
-Вот вам моя рука, назовите свое имя и положите свою ладошку на мою ладонь. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше. и наконец, снова возвращается ко мне. Вот мы с вами и подружились!
Здравствуйте, дети! А вы умеете здороваться на каком-нибудь еще языке? На каком языке вы поздоровались? Я тоже умею здороваться на разных языках: по-чувашски, по-татарски, и по-башкирски. Слово «Дружба» не просто так прозвучало сегодня, сегодня мы поговорим о дружбе народов, проживающих на территории Южного Урала, в нашем крае.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте, гости дорогие. Посмотрите, как заулыбались наши гости. Каждый народ разговаривает на своем языке, но все они желают здоровья, когда приветствуют друг друга.
Основная часть (10-12 минут)
- Ребята, в какой стране расположен н6аш край – Южный Урал? (ответы детей). Наш край очень богат, чем он славится? (ответы детей). Есть здесь и просторные степи, и есть и леса, богатые дарами. Есть горы, а в горах спрятаны бесценные сокровища. Нет, это не золото и бриллианты, а бесценные руды, железные да медные. Но главное богатство нашего края – это народы, живущие в дружбе. Какие народы живут на Южном Урале? (ответы детей). Я предлагаю познакомиться с ними поближе.
Презентация «Народы Урала».
3 слайд – общая фотография.
-На Урале дружной семьей живут разные народы. Да, они разные, говорят на своих языках, по-разному одеваются, но есть у них и общая черта. Это любовь к родному краю, многовековая дружба и единство. Давайте рассмотрим их поближе (воспитатель показывает на представителя народности и вместе с детьми рассказывает про одеяние).
Сколько разных народов живет у нас на Урале. Сегодня я хочу поближе познакомить вас с чувашским народом. (4-6 слайды)
7 слайд – чувашская изба
Раньше чуваши жили в избах – пюртре. Избы отапливались печкой. По-чувашски она называется кымака. Избу строили из липы, сосны, или ели. Чувашские женщины украшали себя монистами. Монисто – это один из атрибутов национального кастюма разных народов. Это старинное шейное украшение, сделанное из серебряных монеток, бисера, бусинок и ракушек. Голову женщин украшает тухья. Дорогие серебряные украшения в семьях сохранятись столетиями и передавались из поколения в поколение. У меня есть тухья моей пробабушки. Хотите покажу? Чуваши- трудолюбивый и веселый народ. Когда слышишь чувашскую музыку, так и хочется пуститься в пляс, послушать звон монет тухьи.
Физминутка «Пляска с тухьей» - слайд 8.
Весело потанцевали! А сказки вы любите? Тогда присаживайтесь на ковер, я расскажу вам чувашскую народную сказку «Лиса-плясунья».
Инсценирование сказки с детьми. (напольный театр)-слайд 9.
Жили-были дед и баба. Вот пошел как-то дед на охоту, да и поймал там лису. Убивать не стал, решил бабу порадовать. Принес домой и говорит:
-Вот тебе подарочек, жена.
Баба: Ай! Какая красота! (разглядывает лису)
Дед: Будет у тебя новая шапка!
Понравилась бабе Лисичка и стала она ее просить:
-Спляши, лисичка-сестричка, повесели меня!
Лисичка взглянула в окно, увидела дорогу, убегающую в поле, а за полем лес родной. Только как убежишь то?
И дед просит лису: Спляши, лиса.
Лиса: Я бы сплясала, но у меня нет красивого наряда. Без наряда – что это за пляска?
Баба: Сейчас поищу. (Баба достает из сундука фартук, одевает на лису).
Баба достала из сундука свой красивый фартук, нарядила лисичку. Та посматривает на свой наряд, любуется и говорит:
Лиса: Спасибо.
Но плясать не торопиться.
Дед: А теперь пляши!
Лиса: Я бы сплясала да как плясать? У меня и монисто нет на шее.
Побежала баба к сундуку, достала монисто. Надела лисе на шею, а она украшением любуется, а плясать не пляшет.
Тогда дед говорит: Теперь пляши, хватит любоваться.
Лиса ему в ответ: Разве вы не видите? У меня на голове тухьи то нет.
Достала баба из сундука и тухью. Надела лисе на голову.
Повеселела лиса вышла на середину избы и пустилась в пляс.
Танец лисы под чувашскую народную мелодию.
Глядят дед да баба как лиса пляшет и не наглядятся. ВДРУГ лиса остановилась. и говорит.
Лиса: Ой, жарко мне. Дышать нечем. Откройте дверь!
Баба тут же кинулась открывать окно, а дед открыл дверь. Жалко что ли: лишь бы лисичка плясала!
Лиса: Выходите со мной танцевать!
Дед да бабка пошли в пляс. А лисичка еще немного попрыгала да плясала и –юрк!- в открытую дверь. Только ее и видели.
Музыка выключается.
Сидят дед с бабкой, плачут. И лисы нет, и монисто потеряли. Монисто то самой дорогой вещью было в доме.
- Ребята, как же нам утешить деда с бабкой? А давайте вместе сделаем бабке новое монисто? Вы мне поможете? Тогда надо нам немного руки размять.
Физминутка «Российская семья»
Живут в России разные народы с давних пор, массаж пальцев рук
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор. руки вперед, пальцы соединить
У каждого народа язык свой и наряд :
Один черкеску носит, другой надел халат. движения по тексту
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод, ладони имитируют плаванье рыбки
Один кумыс готовит, другой – готовит мед. Круговое поглаживание живота рукой
Одним милее осень, другим милей весна. Движения по тексту
А Родина – Россия у нас на всех одна. Все берутся за руки
Заключительная часть (5 минут)
Изготовление детьми монет из фольги. Коллективная работа «Монисто».
Итог занятия:
-Вот какое красивое монисто у нас получилось. Вам нравится?
Мы с вами говорили о народах, проживающих в нашей стране, в частности на Южном Урале, об их традициях, их жилищах, о том, как женщины украшали себя. А теперь посмотрите на наше монисто. Каждая монетка красива, но только когда соберешь все монетки вместе6, получается такое замечательное украшение. Вот так и каждый народ удивительно интересен по-своему, но когда все народы живут в одной стране дружно, страна от этого становится богаче и сильнее. Потому что в дружбе наша сила! Непростое у нас монисто. Символ дружбы! Мы поместим его в наш патриотический уголок и, если кому- то захочется поссориться, пусть посмотрит на наше монисто и вспомнит, что только вместе мы сила.