Елена Мельникова
Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в разновозрастной группе
МБДОУ Детский сад «Радуга» п. Чебеньки
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Выполнила: Мельникова Елена Александровна,
воспитатель МБДОУ Детский сад «Радуга» п. Чебеньки
Публикация «Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
2021 г
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка 1-2
II. Конспект образовательной деятельности 3-7
III. Список литературы 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружающем. В современной России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы ни встретились дети разных национальностей. Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать. интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка. Актуальность формирования поликультурных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста и его значение приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.
Попадая в коллектив, каждый ребенок приносит с собой багаж знаний и представлений о мире, который он получил от своих родителей и, конечно же, в нем есть место для представлений о национальной культуре своего народа. Попадая в поликультурный коллектив, ребенок обогащает свои знания о многонациональном мире, общаясь с детьми других национальностей. В этих условиях происходит систематическое воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область
Социально-коммуникативное развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и фольклора, художественно-творческая, двигательная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности Дружные дети земли Оренбургской
2. Методы и приемы реализации содержания занятия - Сюрпризный момент – внести коробочку с предметами для подвижных игр
- Беседа «Что мы называем Родиной?»
- Дидактическая игра «Доскажи словечко»
- Чтение стихотворений
- Рассуждения детей на тему : «Чем отличаются игры прапрабабушек и прапрадедушек от ваших»
- Показ национальных костюмов детьми и рассказывание
- П/ игры: «Зарница», «Тимербай», «Волшебный аул»
- аппликация «Дружный хоровод»
- вопросы и ответы
3. Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Беседуя с детьми на тему «Что мы называем Родиной?», чтение стихотворений, проговаривание закличек в подвижных играх, прослушивание мелодий, все это объединяет такие области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» а предложив детям наклеить бумажные куклы в разных национальных костюмах на карту Оренбургской области привлекается интеграция художественно-эстетической области
4. Возрастная группа : Разновозрастная 4-7 лет
5. Цель: Формирование представления детей разновозрастной группы о России как о многонациональном государстве, через народные игры. Закрепление у детей познавательного интереса к традициям и обычаям различных наций, воспитание толерантного отношения дошкольников друг к другу.
6. Задачи:
6.1 Формировать у детей интерес к народам России, закрепить представления о многонациональности Оренбургского края;
- Познакомить детей с подвижными играми русского, татарского, казахского народов, проживающих в Оренбургском крае;
- Создать условия для самовыражения детей в играх, поощрять игровую импровизацию;
6.2 Развивать навыки взаимодействия, физические качества - ловкость, быстроту;
6.3 - Воспитывать любовь к своей стране, уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
7. Планируемые результаты:
7.1 Сформированы представления о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях
7.2 Способен самостоятельно устанавливать положительные, дружеские взаимоотношения в играх
7.3 Испытывает потребность в уважении, во взаимопонимании с окружающими, побуждение познавательного интереса к родному краю
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Стульчики по количеству детей, 2 стола, коробка обклеенная орнаментом для сюрпризного момента, 3 костюма (русский, татарский и казахский); мяч; платочек (в русском стиле); тюбетейка; большие платки для игры «Волшебный аул» (на четверых детей -1); картинка юрты; плакат, в центр которого вклеена карта Оренбургской области; бумажные куклы в национальных костюмах, соответствующие детям; клей – карандаш; ауди – запись татарской и казахской народной музыки. Организация о подготовке национальных костюмов
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты беседа с детьми о Родине, о малой Родине, о дружбе, разучивание стихотворений, закличек для подвижных игр, рассматривание альбома «Костюмы разных народов»
Изготовление альбома «Костюмы народов России»
Изготовление сюрпризной коробки, карты Оренбургской области, бумажных кукол
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Спросить у детей, что мы называем Родиной? Наша земля объединила разные народы : русских, татар, казахов, украинцев, башкир, чувашей, немцев, армян, азербайджанцев, белорусов. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые игры, песни, танцы, национальную одежду. Что нас всех объединяет? (Родина)
1.2 Мотивация деятельности детей Как вы думаете, ваши игры и игры ваших прапрадедушек и прапрабабушек (предков) отличаются? (Рассуждения детей)
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Познакомиться с играми русских, татарских, казахских народов, узнать национальности, проживающие в Оренбургском крае и их костюмы, быть дружными со всеми детьми.
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Проговаривание закличек в подвижных играх, чтение стихотворений, ответы на вопросы в рифму, подходящие по смыслу в игре «Доскажи словечко»
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Все мы - дети России и от общения друг с другом становимся только сильнее и богаче, больше знаем, больше умеем. И чем лучше мы будем знать культуру и традиции народов, проживающих вместе, тем ближе мы станем друг другу, тем больше будет между нами общего.
Наша земля объединила разные народы : русских, татар, казахов, украинцев, башкир, чувашей, немцев, армян, азербайджанцев, белорусов. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые игры, песни, танцы, национальную одежду.
.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания П/игры «Заря», «Тимербай», «Волшебный аул» на развитие представления о традициях, особенностях жизни людей разных национальностей
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Узнали игры русских, татарских, казахских народов, узнали национальности, проживающие в Оренбургском крае и их костюмы, играли дружно со всеми детьми.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Проведение праздников, досугов, конкурс национальных блюд, костюмов и т. д. в д/саду в семье и в детском саду
Литература:
- «Знакомство детей с малой Родиной» (электронный ресурс)
- картотека подвижных игр народов России
- подборка стихов о Родине, о дружбе (интернет источник)