Светлана Меркушева
Конспект образовательной деятельности «Хлебушко — всему миру дедушка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
(познавательное развитие)
для детей старшего дошкольного возраста
Составила воспитатель: Меркушева С. В.
I квалификационная категория
Тема: «Хлебушко – всему миру дедушка!»
Цель: закрепить знания детей о ценностях хлеба для человека.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Хлебушко — всему миру дедушка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
Формировать бережное отношение к хлебу и труду взрослых;
Систематизировать знания детей о том, что хлеб – это ценный и главный продукт в мире;
Воспитывать патриотизм, чувство сострадания и уважения.
Материалы и оборудование: мультимедийный экран, ноутбук; серия картинок по теме «Как хлеб попал на стол», серия картинок по теме «Из каких продуктов делают тесто для хлеба»; каравай, пирог, украшения к пирогу (цветочки, листочки выпеченные из теста, хлеба: чиабатта, багет, лаваш; кусочек сухого ржаного хлеба, завернутый в газету; картинки с пословицами.
Предварительная работа: чтение рассказа К. Паустовского «Лисичкин хлеб»; чтение стихотворения С. Михалкова «Булка»; презентация «Как хлеб пришел на стол»; отгадывание загадок о хлебе, заучивание пословиц о хлебе; замешивание теста; сюжетно – ролевые игры «Пекари», «Булочная»; беседа «Берегите хлеб, он дорого достается!».
Словарная работа: хлебобулочные изделия, зерноуборочный комбайн, мукомольный завод.
Ход занятия:
I. Дети с караваем встречают гостей. Встают в круг.
- Встанем рядышком по кругу,
Нам здороваться не лень!
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!
Воспитатель: - Ребята, 16 октября во всём мире отмечается праздник «День хлеба». И мы с вами встретили наших гостей хлебом, который называется «каравай». Это старая славянская традиция – встречать гостей хлебом. К славянским народам относятся жители стран – Россия, Украина, Белоруссия. (картинки)
А вы знаете, почему каравай наши гости отщипнули по кусочкам руками, а не отрезали его ножом? В старину считалось, что каравай и нож – это две несовместимые вещи, поэтому каравай всегда ломали руками. Ещё считалось, что хлеб должен подаваться самым первым на стол из всех продуктов. Так же в древности у славянских народов была такая примета, что неуважительное отношение к хлебу приведёт к нищете и тот, кто проявил неуважение к хлебу, в дальнейшем будет просить подаяние.
Давайте с вами вспомним, как же всё таки хлеб попал к нам на стол?
(вспахали поле; засеяли зерном; выросли колосья, созрели; зерноуборочные комбайны косят и обмолачивают колосья и везут зерно на мукомольный комбинат (мельница); муку отвозят на хлебозавод; пекари делают из муки тесто и выпекают в печи хлеб; отправляют хлеб по магазинам, больницам, школам и детским садам) – дети составляют рассказ по картинкам.
Правило: «Берегите хлеб! Это огромный человеческий труд»
II. Воспитатель: – Хлеб бывает разный по виду и вкусу и у каждого народа он называется по - своему. Вот посмотрите, какой разный хлеб у нас здесь лежит (на столе лежат багет, чиабатта, хала, лаваш). А вы знаете, что с помощью хлеба можно отправиться в путешествие? И не только по миру, но ещё и во времени. Хотите попутешествовать? Тогда нужно выбрать какой – нибудь один из этих хлебов (дети выбирают один из видов хлеба; исходя из выбора, на экране появляется соответствующая страна)
Чиабатта
Воспитатель: - У итальянцев есть такая пословица: «Хлеб никогда не приедается». В Италии нет хлебозаводов, т. е. он не производится в промышленных масштабах. Но у итальянцев есть свои семейные хлебопекарни и у каждого хлеб получается по – своему. Одни итальянцы любят хлеб с хрустящей корочкой, а другие предпочитают сладковатый мякиш. Самый известный итальянский хлеб на весь мир – это чиабатта. В переводе с итальянского языка – «тапок», потому что по внешнему виду напоминает большой тапок. Итальянцы любят добавлять в рецепт хлеба различные специи – розмарин, кориандр, тмин и др., но самые главные составляющие по мнению самих итальянцев – это тёплый климат, воздух, вода и душа пекаря. А ещё у итальянцев есть такое поверье, если бросишь хлеб – потеряешь силы.
(краткий видеоролик об Италии)
Правило: «Никогда не бросайте хлеб! А если увидите брошенный хлеб, поднимите его и отдайте птицам»
Воспитатель: - А теперь давайте с вами вспомним, что же входит в основной рецепт хлеба.
(на доске картинки: мука, вода, соль, дрожжи, яйца, конфеты, сладкие напитки, колбаса и т. д. – дети убирают лишние картинки; рассказывают, что входит в состав теста)
Багет
Воспитатель: - Во Франции в старину пекари выпекали большие батоны для бедняков и различные булочки и пирожные для богатых людей. И называли пекарей не «пекарями», а «булочниками». Французы любили на завтрак съедать кусочек свежего хлеба или небольшую булочку с чаем. Уже позже булочники вывели такой рецепт батона, чтобы он придавал сытость как хлеб и был таким же вкусным, как булочка. Так появился багет. А всемирный день хлеба для французов – это самый настоящий праздник. В этот день лучшие булочники страны соревнуются, кто лучше и вкуснее испечет багет. Победителю вручают большой денежный приз. Несмотря на то, что во Франции очень любят багет, его не пекут в больших количествах, т. к. хлеб французы едят только на завтрак. А лишний хлеб будет засыхать и портиться.
(краткий видеоролик о Франции)
Правило: «Хлеба надо брать столько, сколько сможешь съесть»
Лаваш
Воспитатель: - Лаваш – это гордость армян. Лаваш в Армении считается символом благополучия и богатства. Поэтому на свадьбах, когда жених и невеста переступают порог дома им на плечи накидывают лаваш. Про лаваш говорят так: «Лаваш – это пища. Лаваш – это вилка. Лаваш – это салфетка. Лаваш едят, лавашем берут мясо, в лаваш его заворачивают».
Воспитатель: - А какие пословицы про хлеб знаете вы? (дети по картинкам называют пословицу).
- Посмотрите ребята, что же тут завернуто в газету? (воспитатель разворачивает газету, достаёт кусочек черствого ржаного хлеба; на экране появляются кадры ВОВ, блокадный Ленинград)
Воспитатель: - Помните, я вам говорила, что с помощью хлеба можно путешествовать не только по миру, но ещё и во времени. Сейчас мы с вами переместились в те военные годы, когда враги напали на нашу страну, окружили город Ленинград и жителям города приходилось очень голодно, т. к. в город не могли доставлять продукты питания. И каждому человеку хлеб выдавали вот по такому маленькому кусочку на целый день. И это была единственная еда за весь день. А порой даже и по несколько дней люди оставались без еды. Поэтому к хлебу было очень бережное отношение. А ещё такой хлеб называли – солдатским. Как вы думаете, почему? Правильно, его ели солдаты. Ржаной хлеб давал силы. А почему он такой тёмный? Из какой муки его выпекли?
III Воспитатель: – Ну, что же, нам пора возвращаться из путешествия. Но, чтобы вернуться, необходимо вспомнить правила обращения с хлебом (дети рассказывают правила обращения с хлебом)
- Ну вот, мы с вами и вернулись из путешествия. Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение» - «Сегодня я узнала / узнал…» (дети рассказывают о полученных на занятии знаниях и делятся своими впечатлениями). Молодцы! Помните, мы с вами замешивали тесто, отнесли его на кухню, отдали нашим поварам? Они испекли из него пирог, но не успели его украсить. Мы обязательно потом украсим его сами.