Наталия Хоминич
Конспект образовательная ситуация «Мои первые куколки» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Воспитывать уважение к русскому народу, вызывать интерес к обычаям старины, русскому фольклору;
• Познакомить детей со старинными куклами и куклами нашего времени;
• Познакомиться с видами старинных кукол и народными тради-циями, их применения в быту;
• Формировать умение создавать индивидуальные композиции;
• Научиться мастерить бесшовным способом тряпичную куклу.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект образовательная ситуация „Мои первые куколки“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Посещение мини-музея «Русская изба»; посещение с родителями музея народных промыслов; работа в уголке народного творчества; беседы с детьми; просмотр презентации «Мир кукол»; разучивание народных песен, частушек, занятия по музыкальному воспитанию.
Материалы и оборудование:
Лоскутки ткани (можно подготовленные заранее) цветочной или любой другой расцветки; крепкие нитки или узкие ленточки; ленточки и тесьма разной ширины и фактуры для декора.
Содержание занятия.
1. Вступительная часть.
Педагог (в русском народном костюме) приветствует детей и демонстрирует им разнообразных кукол (современные и старинные, предлагает детям отгадать загадки, которые сочинила детский поэт Вера Шипунова.
На комоде я живу,
Мамой девочку зову,
Закрывать умею глазки
И люблю гулять в коляске.
Меня можно искупать,
Нарядить и причесать.
(Кукла)
Вот возьму я палочку,
Замотаю тряпочку,
В лоскутки наряжу,
Сверху бантик повяжу.
Получилась не игрушка,
А любимая подружка.
(Лоскутная куколка)
2. Беседа педагога с детьми.
Педагог показывает детям виды старинных кукол, сделанных своими руками и одновременно запускается презентация с аналогичными картинками. В презентации краткий рассказ о предназначении каждой куколки. Педагог обращает внимание на разный внешний облик игрушек и показывает детям отдельно куклу «Северная Берегиня».
Рассказ педагога. Куклу «Северная Берегиня» мастерили как оберег для дома и всегда ставили в северный угол избы. Ребята слово «оберег» появилось от слова «беречь». Север – это сторона света. Отсюда и название. Она охраняла сам дом и его жильцов, приносила здоровье, удачу и благополучие. Тряпичные куклы лучше всего получаются из старых, уже изношенных простынок, наволочек, платьев, рубашек. Раньше люди верили: если смастерить куклу-оберег для человека из его же вещей, уже ставших непригодными, то обережные силы куклы умножаются. Если кукла делается в подарок, лучше все-таки использовать лоскуты новой ткани. На голову Северной Берегини можно повязать платок красного цвета. И все детали (голову, руки) фиксировать нитками этого цвета.
Ребята, хотите сделать такую куколку в подарок себе и своим родите-лям, друзьям? (Ответ детей)
«Ребята, на Руси существовала традиция: перед началом и в конце какого-либо дела, люди пели песни, общались, рассказывали истории-былины».
3. Динамическая пауза.
Звучит русская народная музыка хороводная. Пригласить детей стать в круг и поиграть с ними в народную игру «Тетеря шла».
4. Практическая часть. (Технология изготовления куклы)
• А теперь приступим к изготовлению нашей игрушки. Присажи-ваемся, ребята. Перед вами лежат лоскутки ткани, ниточки. Возьмите их в руки, потрогайте.
• Берем прямоугольный лоскут ткани, находим середину (обозначаем сгибом или разглаживаем, заворачиваем края к середине и складываем пополам, чтобы разрез оказался внутри.
• Повторяем операцию еще раз – на лоскутках разного цвета – и все полученные детали собираем вместе, складывая одну поверх другой «горкой».
• Сгибаем стопку из цветных деталей пополам.
• Выделяем голову куклы с помощью ниток.
• Берем ткань красного цвета и складываем по диагонали, на концах формируем руки куклы.
• Надеваем платок на голову куклы и закрепляем с помощью ниток или ленты. Внимание: это одновременно головной убор и руки куклы.
• Молодцы, ребята! Какая красота!
5. Заключительная часть.
Анализ готовых работ. Педагог хвалит детей за выполненную работу. Предлагает подумать над именем для своей куколки, ее характером. Организация выставки работ детей.
6. Рефлексия.
Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Дети, я хочу вас попросить встать в круг. У нас теперь у всех есть своя куколка, давайте от вас и вашей Северной Берегини скажем друг другу доброе слово, пожелаем что-нибудь хорошее и ласковое.
Предложить нанизать куколок на общую большую ленту.