Евгения Горячих
Конспект НОД для старшей группы. Образовательная ситуация «Осенняя пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для старшей группы.
Образовательная ситуация «Осенняя пора»
Программное содержание: Закреплять и систематизировать знания детей о признаках осени. Продолжать учить составлять рассказ. Продолжать работу над звуковым составом слова. Развивать фонематический слух. Закреплять знания детей об овощах, фруктах. Развивать монологическую и диалогическую речь. Развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. Активизировать словарь детей. Развивать память, логическое мышление. Закреплять нетрадиционную технику рисования- печатанье. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД для старшей группы, Образовательная ситуация „Осенняя пора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Развивающая среда: Музыкальное сопровождение :альбом «Времена года» П. И. Чайковкого «Осеняя песня», мяч, портрет Осени, мультимедийная установка, слайды: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», необходимые материалы для рисования.
Предварительная работа: Беседы об осени, составление рассказов по сюжетной и серии сюжетных картин об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений по тематике, знакомство с устным народным творчеством (пословицами, поговорками, приметами, рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов, дидактические игры «Поймай звук», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Узнай на вкус», разучивание пальчиковой гимнастики, знакомство с техникой рисования –печатанье, наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой, составление гербария из осенних листьев.
Форма организации:
1ч. - игровой центр;
2ч. - центр ИЗО, центр ИКТ;
3ч. - родительский уголок.
Ход НОД.
Дети под музыку входят, в украшенный осенними листьями зал, становятся полукругом.
Воспитатель (Далее будет именоваться В.) : Здравствуйте ребята! Посмотрите, как красиво вокруг. Как вы думаете, ребята, зовут того волшебника, который без кистей и красок сотворил такое убранство?
Дети (Далее будут именоваться Д.) : Осень.
(Воспитатель показывает портрет Осени.)
В: Произнесите, ребята, слово осень, какой первый звук в этом слове?
Д. : Первый звук в слове- «о».
В. : Правильно, ребята, давайте поиграем в игру «Поймай звук».
( Цель: Развитие фонематического слуха. Правила проведения: Воспитатель произносит звуки (слова, если ребенок услышит заданный звук должен хлопнуть в ладоши.)
В. : Ребята, а что вы знаете про осень?
Беседа :
Какая на улице погода?
Как одеваются люди?
Какие изменения произошли с деревьями?
Что делают птицы осенью?
Чем люди занимаются осенью в садах и огородах?
Как дикие животные готовятся к зиме?
В. : Составьте рассказ об осени.
Д. : Наступила осень. Солнце спряталось за тучами. Идут дожди, дует ветер. Люди тепло одеваются и ходят под зонтами. Листья на деревьях пожелтели и опадают. Насекомые спрятались. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг. В саду и огородах созрел урожай. Животные в лесу готовятся к зиме: белки делают запасы, медведь -берлогу, еж готовит себе нору для зимовки.
(Заслушивается 1 рассказ)
В. : Молодцы, ребята. Осень-поистине волшебное время года. Какими словами можно описать, назвать осень?
Игра «Подбери словечко».
( Цель: Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. Правила проведения: Воспитатель обращается по очереди к игрокам с вопросом :«Осень какая?» участник должен подобрать и согласовать прилагательное, характеризующее существительное. Примечание: Игра может проводиться с мячом или на выбывание игроков)
Д. : Золотая осень, теплая, сказочная, поздняя, ранняя, урожайная, красивая, дождливая, туманная, сухая, плаксивая, волшебная, таинственная, загадочная, разноцветная.
В. : В старину осеннюю пору называли страдой, осениной, мокропогодьем. У осени есть и другие названия.
В. : Какую осень мы видим на этой фотографии?
(Слайд «Ранняя осень»)
Д. : Ранняя осень.
В. : К какому месяцу относится ранняя осень?
Д. : Сентябрь
В. : Про сентябрь наши предки говорили : «В сентябре огонь и в поле, и в избе.»
В. : Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?
Д. : Это значит в сентябре погода прохладная, а работы много в огородах, полях, садах.
В. : Верно. Сентябрь называли «Запевало осени», «Златоцвет», «Рябинник»
В. : А какая осень наступает после ранней?
Д. : Золотая.
(Слайд «Золотая осень»)
В. : Почему мы называем осень золотой?
Д. : Золотая, потому что листья на деревьях желтеют, краснеют.
В. : Правильно, ребята, а какому месяцу относится золотая осень?
Д. : Октябрь.
В. : В старину про октябрь говорили «Грязник», «Капустник», «Свадебник», «Листопадник».
В. : Ребята, Листопадником его назвали, потому как облетает листва, то есть листопад. А почему деревья сбрасывают листья?
Д. : Они так готовятся к зиме.
В. : Ребята, а что может произойти с деревьями, если листья не опадут и выпадет много снега?
Д. : Ветки под тяжестью снега могут сломаться.
В. : Правильно, тогда весной в лесу не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным прятаться. Для чего нам ещё нужны растения и деревья, что выделяют листья растений?
Д. : Листья выделяют кислород. Людям и животным нечем будет дышать.
В. : Молодцы! А какая осень наступит после золотой?
(Слайд «Поздняя осень»)
Д. : Поздняя.
В. : К какому месяцу относится поздняя осень?
Д. : Ноябрь.
В. : «Предзимье», «Грудень» -называли этот месяц. В ноябре зима с осенью борются-гласит народная пословица.
В. : А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и взбодриться.
Физкультминутка.
Мы устали, засиделись, (Одна рука вверх, другая вниз
Нам размяться захотелось. рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, (Повороты корпусом.)
А потом наоборот.
Приседанья начинаем, (Приседания.)
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся на свои места)
В. : Осень – красивейшее время года. Ведь не случайно про осень так много написано картин, песен, стихов.
В. : Ребята, а какие вы знаете стихотворения об осень?
(Дети зачитывают отрывок из стихотворения Леонида Завальнюка «Год-пароход»)
1-ый Ребенок:
Осень, осень. Листопад.
Листья жёлтые кружат.
Дни короче, холодней,
Ночи дольше и темней.
В серых тучах небосвод
И всё чаще дождь идёт.
2-ой Ребенок:
Но бывает в сентябре
Так тепло и даже жарко,
Так сияет солнце ярко,
Словно лето на дворе.
И в России время это
Называют бабье лето.
3-ий Ребенок:
Осень, осень. Листопад.
Листья жёлтые кружат.
Всё, что летом зеленело,
Пожелтело, покраснело:
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях.
Вот уж спелая пшеница
Жёлтым золотом искрится.
4-ый Ребенок:
Солнце, солнце, веселей
Посвети ещё, погрей.
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай!
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свёклу, редьку и картошку,
И, конечно же, морковку.
5-ый Ребенок:
Бруснику, клюкву понемножку,
Чудо-ягоду морошку
В час по полному лукошку
На болотах набирать.
Собирать грибы, орехи,
Чтоб когда замёрзнут реки,
Чтоб когда придёт зима,
Были полны закрома.
(Л. Завальнюк)
В. : Осень- хлебосольная, урожайная пора. Давайте поиграем в игру «Узнай на вкус».
( Цель игры: Развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах. Правила проведения: Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).
В. : Отлично, с этим заданием все справились безошибочно.
(Проводится игра «Закончи предложение»)
( Цель: Развивать мышление, гибкость и динамичность представлений, умение использовать имеющиеся знания. Способствовать развитию речи и обогащению словаря ребенка. Правила проведения: Воспитатель начинает предложение и бросает мяч ребенку, тот в свою очередь придумывает его логическое окончание и возвращает мяч).
В. : Продолжите, ребята, предложение:
1. Я люблю осень, потому что…
2. Осень скучное время года, так как…
3. Я сегодня не пойду гулять, потому что…
4. Дети надевают куртки, резиновые сапоги, берут зонт, так как…
5. Осень красивое время года, так как…
6. Осенью птицы улетают в теплые края, потому что…
7. Деревья осенью сбрасывают листья, так как…
В. : Осень прекрасна в каждом своем мгновении. Композитор Петр Ильич Чайковский создал музыкальный альбом о каждом времени года, который так и называется «Времена года». Послушайте, ребята, на создание какой музыки П. И. Чайковского вдохновила осенняя пора.
(Слушание отрывка из альбома «Времена года» П. И. Чайковкого «Осеняя песня».)
В. : Какая музыка по характеру? Какие представления навеял прослушанный музыкальный отрывок?
Д. : Эта музыка спокойная, мелодичная. Слушая отрывок представляется листопад в парке или в саду.
В. : Я предлагаю, всем вместе нарисовать осенний ковер, используя прием печатанья. Возможно именно прогулка Петра Ильича Чайковского по осеннему ковру вдохновила его на написание музыки. Прежде, чем приступить к рисованию, подготовим ручки.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Осенние листья».)
Раз, два, три, четыре, пять (Загибать пальцы на обеих руках)
Будем листья собирать.
Листья березы, (Сжимать и разжимать кулачки)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (Постучать пальцами по столу)
(Коллективное рисование «Осенний ковер»)
Рассматривание и анализ работы.