Валерия Богданова
Конспект ОД «Развитие музыкальных способностей детей средствам фольклора» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности с детьми
«Развитие музыкальных способностей детей средствами фольклора»
Выполнила:
Богданова В. Ю.
Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования фольклора.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД „Развитие музыкальных способностей детей средствам фольклора“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух;
- закреплять умение детей различать и определять звучание музыкальных инструментов;
- обогащать речь детей за счёт включения в словарный запас слов, определяющих характер музыки;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание;
- совершенствовать речедвигательные навыки;
- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки;
- повышать самооценку детей, их уверенность в собственных силах и результатах деятельности (индивидуальной и коллективной).
Оборудование: Корзина с клубочками пряжи разного размера, деревянные ложки, бубенцы, трещотка, свирель, листы А4, фломастеры, элементы народных костюмов, 2 колыбели, кукла, 8 мягких игрушек, балалайка, стол, обруч, куклы-обереги, портативная колонка, экран, презентер.
Ход образовательной деятельности
В зале все подготовлено. Колыбель с куклой, рядом мягкие игрушки, в противоположной стороне стоит стол. Неподалеку стоит корзина с клубками. Педагог встречает детей в костюме. Дети входят под песню приветствия.
Музыкальный руководитель (поет) :
Здравствуйте, гости дорогие! (2Р)
Дорогие, дорогие, дорогие, наши (поклон детям)
Знаете ли вы ребята, что означает слово «здравствуйте»? Это слово доброе. Произошло оно от старинного слова «Здравствовать» и означает пожелание доброго, крепкого здоровья и благополучия. Раньше при встрече говорили еще так: «Здравия желаю!». Я думаю, вы заметили, что одета я не совсем обычно. Я хотела познакомить вас с русским фольклором. Фольклор- это народная мудрость, Давным-давно, из древности, до нас дошли добрые сказки, загадки, игры, потешки, пословицы, скороговорки… Все это придумал народ.
Ребята, я пришла к вам, чтоб пригласить вас в путешествие, но не в далекие страны, а в прошлое. На каком транспорте мы с вами отправимся в путь? (ответы) Да, нам поможет машина времени, но прежде, чем отправиться в путь, давайте познакомимся!
Но знакомиться мы с вами будем необычным способом. Мы будем использовать фольклор. Нужно не просто назвать свое имя, а его нужно пропеть. Меня зовут Валерия Юрьевна.
Звучит музыка «Я по горенке хожу». Игра-знакомство:
Я по горенке хожу, друга милого ищу муз. рук-ль подходит к двум детям
Вот вы, вот я, вот компания моя показывает на них, на себя и берет их за руки
Проигрыш кружатся, муз. рук. Переходит к следующей паре детей,
игра повторяется пока педагог не познакомится со всеми детьми
Теперь можно смело отправиться в путешествие! (педагог приглашает детей к машине времени (подходят к обручу, встают вокруг, держатся за обруч, включается звук перемещения, идут по кругу. Останавливаются) Давайте закроем глаза и прислушаемся к тишине (включается фонограмма песни «Красота»)
Открываем глаза. Мы с вами на поляне, и все превратились в деревенских ребятишек! (детям раздают атрибуты, происходит «превращение») Слышите? Звучит песня! Это девицы и молодцы хоровод водить торопятся, а за ними и ребятишки следом. И мы с вами в хороводе пойдем.
Слайд. 1 Поляна хоровод
Хоровод (педагог показывает детям (звучит фонограмма, дети идут по кругу хороводным шагом, затем заводят змейку и собираются в круг, в середину и обратно, делают русский поклон)
Муз. рук-ль: Вы заметили, как менялась мелодия нашего хоровода? (ответы) Да, сначала он был медленный, затем стал быстрее. У нашего хоровода изменился ритм. Ритм - это правила для музыки, последовательность звуков и пауз. Ой, ребята, смотрите, кто-то по грибы, ягоды ходил и корзину забыл! (подходят, разглядывают корзину) Так тут не грибы! Ребята, а вы знаете что это? (ответы) А для чего? (ответы) Да, всё верно, это пряжа. Но мы с вами вязать не будем. Эти клубочки помогут нам.
Собирайся, детвора,
Начинается игра.
Будем с вами мы играть,
Разные ритмы создавать
Дети подходят к педагогу (педагог берет клубочки демонстрирует и объясняет детям)
Вот эти большие клубки будут обозначать длинный большой звук ТА, а вот эти маленькие клубочки обозначат коротенькие звуки ТИ-ТИ. Попробуем проговорить? (ответ) (педагог выкладывает первую ритмическую цепочку ТА-ти-ти- ТА-ТА, проговаривает с детьми, хвалит за результат) А сейчас мы с вами попробуем не только проговорить, но и сыграть этот ритм, и у нас получится мелодия! Ну что, попробуем? (дети вместе с педагогом играют ритм) Ну что, получилась у нас мелодия? (ответ) (выкладывают другой ритм ти-ти-ти-ти-ТА-ТА) Внимательно посмотрите - ритм изменился. Попробуем проговорить? (ответ) (проговаривают) (играют)
Муз. рук-ль: Друзья мои, мы с вами настоящие композиторы. Мелодию придумали, теперь попробуем мелодию записать. И я вам предлагаю записать свою. Не всегда у композиторов древних времен были ноты и нотные тетради. Первые композиторы записывали свои мелодии рисунками, сейчас и мы с вами нарисуем мелодии. Располагайтесь, ребята, где вам нравится. (педагог вместе с детьми подходят к столу, педагог рисует линии) Вот, посмотрите, ребята, если нарисована ровная линия, как будет звучать звук? (ответы) Правильно! А если вот такая линия, значит, наш голос пойдет в горку и будет с низкого звука подниматься наверх (показывает) А теперь нужно скатиться с горки нашим голоском. (показывает) А если мы сделаем сложный рисунок, и наш голосок будет то подниматься, то спускаться с горки
(показывает). Попробуйте и вы нарисовать такие картины. Я буду пропевать вам звуки, а вы попробуйте их нарисовать. Посмотрите, какая музыкальная картина у нас получилась! Попробуем пропеть ее вместе (поют)
Слайд 2 ярмарка
Композиторами побывали,
А вот музыкантов еще не видали.
А для того, чтобы увидеть настоящих музыкантов, нам нужно отправиться на ярмарку. Давным-давно устраивали веселые праздники. К празднику умельцы изготавливали различные изделия. Их приносили на ярмарку, да продавали. Особенно много было свистулек и разных шумелок. Детишки свистели, шумели, и устраивали на ярмарках праздник - Балаган. А у меня тоже есть свистульки. И свистят они по-разному, а еще у нас есть трещотки, шумелки, ложки, бубенцы.
Знаете, когда звучат сразу все инструменты – это называется оркестр. Его-то мы с вами и устроим. Настоящий оркестр русских народных инструментов.
Разбирайте бубны ложки,
Колокольчики гармошки,
Становитесь в круг скорей,
Да играйте веселей.
Мне нужны двое самых смелых и активных (педагог выбирает детей) Вы будете скоморохами-шутами, которые всегда присутствовали на ярмарках и развлекали народ. Петь мы с вами будем «Жили у бабуси». Наверное, все знают эту песенку. Когда услышите слова «Два веселых гуся, один СЕРЫЙ, другой БЕЛЫЙ», вам нужно выкрикивать эти слова смешным голосом. А остальные будут вместе со мной играть равный ритм на инструментах. Кто знает слова, можете петь вместе со мной.
Дети в кругу, в центре музыкальный руководитель с балалайкой. Поют, играют «Жили у бабуси»
Собирайте бубны ложки,
Колокольчики гармошки (собирают инструменты)
Как настоящих музыкантов и артистов я предлагаю наградить нас аплодисментами!
Звучит фонограмма «Плач ребенка» муз. руководитель обращает на это внимание. Подходит к колыбели.
Слайд 3 изба
Муз. рук-ль: Ой, ребята, кажется, мы с вами расшумелись и разбудили нашу малышку! (фонограмма колыбельной, муз. рук-ль поет колыбельную) А вы знаете, как называются такие песенки перед сном? (ответы) Правильно, колыбельные песни, поют их с самых древних времен, еще когда не было ни музыки, ни нот, так как для колыбельной песни достаточно только голоса. И поют их, чтоб успокоить, убаюкать ребенка. Их не сложная, напевная мелодия, которая практически не меняется со времен Древней Руси, очень успокаивает деток. Закройте, пожалуйста, глаза, только чур, не подглядывать! Подставьте мне свои ладошки (дети закрывают глаза, выставляют ладошки, муз. рук-ль аккуратно кладет в руки ребенка игрушку) Открывайте глазки! Давайте попробуем их укачать (дети берут на руки игрушки и укачивают, пропевают вместе с педагогом под музыку)
Баю-баю-баюшки,
Не ложись на краешке!
Какая замечательная колыбельная у нас с вами получилась! Тихонечко укладывайте игрушки в колыбель. (укладывают, тихо выходят из избы)
Слайд 4 поляна
Делу время, потехе час! Уложили всех мы спать, а сделал дело - гуляй смело!
Дети, все скорей сюда,
Начинается игра!
Пришло время и поиграть
Отправляемся мы в путь,
Взять с собой не забудь,
Друга можно иль подружку.
Дружно парой, друг за дружкой.
Встанем дружно в ручеек.
Игра «Горелки».
Дети встают парами друг за другом. Первым встает педагог с платочком в руках. Поет песню. на проигрыш последняя пара расцепляется и с разных сторон оббегают ручеек. Кто первый заберет платок, тот и водящий. Оставшиеся объединяются в пару.
Звучит фонограмма «Ваше время истекло».
Ох, ребята, не хотелось расставаться, но пришло время попрощаться. Машина времени нам напоминает, что пора отправляться в обратный путь. Оставим элементы костюмов этого времени тут и вернемся в вашем привычном виде. А чтобы вы помнили о нашем путешествии и могли поделиться своими впечатлениями со своими друзьями в группе, возьмите свои картины с собой в путь (подходят к машине времени, встают по кругу, закрывают глаза, звучит музыка. Идут по кругу. Останавливаются).
Слайд 5 детский сад
Вот вы и вернулись в свой детский сад! А на прощание я хочу подарить вам кукол-берегинь, которые будут вас оберегать. Ну а сейчас (педагог поет)
Пора гостям пора гостям пора гостям со двора со двора,
Желаю вам желаю вам, я желаю долга здравствовать