Валентина Золотарева
Конспект НОД Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. (подготовительная группа) «Поможем Незнайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Тема: «Поможем Незнайке»
Подготовила :
Золотарева В. Н. – воспитатель 1КК,
МКДОУ детский сад №2
р. п. Таловая Воронежской обл.
Публикация «Конспект НОД Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте, (подготовительная группа) „Поможем Незнайке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить слова на части.
Задачи: Образовательные: совершенствовать умение: - выделять часто встречающийся в словах звук; - в звуковом анализе слова; в образовании новых слов (фонематический слух); - в названии слова по определенному фонематическому признаку; - в умении изменять звуковой состав слова; - закреплять знания детей о твердых и мягких согласных; - закреплять умение детей определять наличие и место заданного звука в слове;
Развивающие: - развивать фонематический слух; коммуникативные способности детей; - развивать связную речь; внимание, мышление; - развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе. Воспитательные: - воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей по необходимости; - воспитывать интерес и любовь к родному языку; - воспитывать интерес к школе.
Образовательная область: речевое развитие Интеграция ОО с учё том ФГОС: познавательное развитие, художественноэстетическое развитие.
Оборудование: Предполагаемый результат: - имеют представление о мягких и твердых согласных; - умело применяют свои знания по освоению грамоты; - активно взаимодействуют со сверстниками; - выполняют индивидуальные и коллективные задания.
Методические приемы: - Игровая ситуация; - Беседа – диалог; - Физкультминутка; дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; - Дыхательная гимнастика; - Деятельность детей; - Анализ; - Подведение итогов.
1. Вводная часть.
Организационный момент – 1 мин.
Мотивирующее начало – 5-6 мин правила поведения на занятиях
- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся и улыбнемся.
- Гости у нас оказались не случайно – ведь очень скоро вы станете школьниками и наши гости хотели бы узнать, чему вы научились на занятиях по обучению грамоте.
-Предлагаю вспомнить наши правила поведения на занятии: громко не говорим, если один говорит –другие слушают, не перебивают, если знаешь ответ на вопрос -подними руку и т. д.
- Ребята, чтобы мы с вами хорошо говорили, что мы должны выполнять?
Сказка про Язычок.
Жил-был во рту веселый язычок, С ним познакомлю тебя я дружок. Каждое утро язык просыпался, Весело всем, широко улыбался. (губы в широкой улыбке, верхние и нижние зубы видны) Окна открыв, он проветривал дом, (открывать и закрывать рот) Сладкие трубочки ел за столом. (губы тянутся вперед) Дети стоят в кругу Приветствуют гостей. Дети вспоминают: Проблемная ситуация Очень любил язычок печь блины. (широкий язык лежит на верхней губе, рот открыт) Мог он еще стать острее иглы (рот открыт, узкий язык вытянут вперед) С горки пошел язычок покататься (рот открыт, кончик языка упереть за нижние зубы, спинка языка приподнята) Любит наш язычок развлекаться!
- Ребята, нам в сад сегодня принесли письмо. Оно адресовано детям подготовительной группы, то есть нам, поэтому мы смело можем его прочитать. Читаю письмо: «Здравствуйте ребята подготовительной к школе группы. Пишет Вам Незнайка. Я попал в страну «Умников и умниц». Царица Грамота вручила мне конверт с заданиями, которые я не смог выполнить. Помогите мне, пожалуйста, выполнить задания!» Ну что, ребята, поможем Незнайке? Но для того, чтобы Незнайка все понял, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово. Согласны? Для этого мы поработаем Дети отвечают, что согласны.
Дыхательная гимнастика над своим дыханием. Раздаю детям снежинки. -Ребята, возьмите снежинку за нитку и поднимите ее на уровне рта (показываю как). представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, ветер затих. (Смотрю, чтобы у всех детей получилось). Дети берут снежинки, дуют на снежинки
2. Основная часть
Практическая работа – 15-17 мин.
Повторение (мягкий и твердый согласный звук)
Задание 1. Угадай-ка (звук «з» и «зь»)
Много звуков есть на свете : шелест листьев, плеск воды. А еще есть звуки речи. Мы их точно знать должны. Звуки четко произносим, слушаем внимательно. Будем четко говорить, будем мы старательными. - Ребята, о чем говорится в стихотворении? - Давайте вспомним, как называются звуки, которые во рту встречают преграды? - Какие бывают согласные звуки? - Какими фишками мы их обозначаем? - Молодцы, ребята! Давайте выполнять задания! - Ребята, отгадайте загадки и определите с какого звука начинается слово : с твердого или мягкого, и поднимите соответствующую фишку. (на экране картинки с изображением предметов со О звуках. Согласные звуки. Твердые и мягкие звуки. Твердые согласные – синими фишками; Мягкие согласные – зелеными фишками.
Дети отгадывают загадки и поднимают синие или зеленые фишки. звуком «з» и «зь».
1. Холодной вьюгой налетела, Деревья в белое одела, Стоит холодная погода. Какое это время года? (Зима)
2. Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы. (Заяц)
3. Кто длиннее, чем чулок? У кого ни рук, ни ног? Кожа, словно чешуя. По земле ползет. (змея).
4. У этой лошадки Одёжка в полоску. Похожа одёжка её На матроску. (Зебра)
5. Кто не лает, не кусает А в дом не пускает? (Замок)
6. Ягода приятная, Очень ароматная. Ты под кустик загляни-ка, Там краснеет (Земляника)
7. Себя он раскрывает, Тебя он закрывает. Только дождичек пройдет – Сделает наоборот. (Зонт)
8. Когда мы едим - они работают, Когда не едим - они отдыхают. Не будем их чистить - Они заболят. (Зубы)
Задание 2. «Назови слова»
Задание 3. «Сколько слогов?» (деление слова на части – слоги) Физкультминутка «Веселый снеговик»
Задание 4 (определять наличие и место звука в слове)
Задание 5. Выложи букву с которой начинается имя Незнайки. -Ребята, я буду бросать мячик каждому из вас и называть звук. Вы будете ловить мяч, называть слова, которые начинаются на заданный звук. - Ребята, вы уже умеете делить слова на части (слоги) Сейчас вы будете произносить слова, которые изображены на карточках и определять количество слогов. - Ребята, определите, пожалуйста, место звука «р» в словах: ракета, рак, карандаш, краб, крот, топор, тигр, шар, куртка, сыр. - Ребята, выложите букву, с которой начинается имя Незнайки из фасоли. - Дети, встают в круг, ловят мяч и называют слова на заданные звуки. Дети стоят вокруг стола. Определяют количество слогов в слове. Дети выполняют движение под музыку. Дети работают за столами со схемами и фишками, определяют место звука «р» в словах. Дети сидят за столами, выкладывают букву Н.
Задание 6. Гимнастика для глаз «Снежинка»
Задание 7. (умение менять звуковой состав слова)
Задание 8. «Назови и раскрась» - Ребята, а сейчас нам с вами предстоит выполнить очень трудное задание: надо догадаться, что случилось со словом? Соль-моль; кот-рот; сел-мел; рок-скок - Ребята, назовите только те предметы, названия которых начинаются со звука з.
Дети под музыку выполняют гимнастику.
Дети слушают и отвечают.
Если заменить одну букву на другую слово меняется. звук «с» заменили на «м»
Дети сидят за столами, выполняют задания.
Заключительная часть
Выделение основного в проведенном занятии 2- 3 мин.
Анализ проделанной работы, подведение итогов 2-3 мин
Рефлексия
- Ребята, как вы считаете, мы справились с заданиями? - Какие задания мы сегодня выполняли? - Как вы думаете, ребята, помогли мы Незнайке сегодня? - Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Да. - Сегодня мы с вами говорили о мягком и твердом звуке «з» - определяли позицию звука «р» в словах - повторили понятие часть слова (слог)
Сюрпризный момент
Дарят детям раскраски с изображением друзей Незнайки.