Татьяна Пирязева
Конспект НОД «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина» в подготовительной группе
Цель: Активизировать литературную память детей, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
Познакомить детей с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина;
Вызвать интерес к личности поэта;
Воспитывать любовь к творчеству Пушкина и поэзии в целом.
Воспитатель (читает отрывок из стихотворения) :
У лукоморья дуб зелёный
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с творчеством А, С, Пушкина“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Ребята, кто из вас может назвать автора этого стихотворения?
Дети: Это стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: Верно, ребята! Это прекрасное стихотворение написал А. С. Пушкин - великий русский поэт (выставляю портрет А. С. Пушкина).
Портрет А. С. Пушкина всем знаком. Взглянув на это лицо с живыми ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, каждый скажет – это Пушкин. Наверное, нет человека, который бы не читал его произведений.
А. С. Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в небольшой дворянской семье. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. С раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Он рано научился читать и уже в детстве начал писать стихотворения. На протяжении всей его жизни рядом с ним была его няня. Она особенно заботилась о нём. Кто помнит, как звали няню поэта?
Дети: Няню звали Арина Родионовна (выставляю портрет няни).
Воспитатель: Арина Родионовна очень любила Александра Сергеевича, заботилась о нём, отдавая ему всю свою любовь. «Няня» - так всегда называл её поэт, она знала много сказок и народных песен, мастерски их рассказывала, а Пушкин записывал их. Одно из своих стихотворений он посвятил Арине Родионовне, оно так и называется «Няне» (читаю стихотворение А. С. Пушкина «Няне»)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Воспитатель: Как вы думаете, прослушав это стихотворение, что можно сказать об отношение поэта к няне?
Дети: Пушкин очень любил свою няню.
Воспитатель: Я хочу вам сказать, что у Пушкина была большая семья : красавица жена, Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто проводил с ними своё время: читал им свои стихи, играл, нежно называл их «детушки». А. С. Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорблений. Однажды он стрелялся на дуэли, чтобы защитить свою честь и честь своей жены. Во время этого поединка Пушкин был тяжело ранен и умер 10 февраля 1837 году в Санкт-Петербурге. Но имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину.
А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество Александра Сергеевича Пушкина так полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и за границей. Мы с вами тоже читали сказки Пушкина.
Физкультминутка «Бегут, бегут со двора»
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, как вы знаете сказки А. С. Пушкина. Ребята, посмотрите какой красивый сундучок, словно по волшебству появился в нашей группе. Давайте подойдём и посмотрим, что в нём (открываю сундучок). Что же это? (достаю зеркальце) Из какой сказки этот предмет?
Дети: Это зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».
Воспитатель: Ребята, я начну, а вы продолжите строки из этой сказки:
«Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
(Ты, конечно, спору нет, ты царица, всех милее, всех румяней и белее.)
Воспитатель: Молодцы, ребята (достаю рыбку).
Из какой сказки этот персонаж?
Дети: Рыбка из «Сказки о золотой рыбке».
Воспитатель: Замечательно! А какой же вопрос задала рыбка старику?
Дети: «Чего тебе надобно старче?»
Воспитатель: Зачем старик отпустил рыбку?
Дети: Потому что рыбка обещала выполнить его желания.
Воспитатель: Все верно! (достаю кораблик) Из какой сказки этот предмет?
Дети: Кораблик из сказки «О царе Салтане».
Воспитатель: Да! А давайте – ка вспомним, как поэт написал про кораблик?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Зачем палили пушки с пристани и велели пристать к берегу?
Дети: так князь Гвидон звал корабельщиков в гости, чтобы напоить, накормить и узнать, куда они плывут.
Воспитатель: Расскажите, какие сказки А. С. Пушкина вы еще знаете? («Сказка о Золотом Петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»
А. С. Пушкин не только писатель, но и поэт. Послушайте отрывок из стихотворения «Осень»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Пушкин очень любил осень. Ребята, кто из вас любит осень? Почему?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в очень веселую игру, которая называется «Кот и мыши»
Один ребенок - «кот». Он сидит на стуле. Остальные дети – «мыши». Звучит музыка, «мыши» бегают по залу. Как только музыка остановится, мышки застывают в разных позах, а «кот» «выходит на охоту». Если «мышка» пошевелилась, «кот» забирает ее с собой («мышка» садится на стул, а игра продолжается. Итак, выбегаем на ковер! (провожу игру)
Итак, о ком мы с вами сегодня беседовали? Что вы узнали нового и интересного для себя? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
Сегодня, ребята, мы побывали в прекрасной стране пушкинской поэзии. И не смотря на то что, занятие наше заканчивается, произведения А. С. Пушкина всегда будут рядом с вами.