Татьяна Коростелева
Конспект НОД «Знакомство с историей дымковской игрушки» в младшей группе
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей младшего возраста «Знакомство с историей дымковской игрушки»
Задачи:
- познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с историей возникновения дымковской игрушки, элементами её росписи; показать яркость и красочность народной игрушки;
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с историей дымковской игрушки“ в младшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, к художественному творчеству, бережное отношение к игрушкам;
- развивать цветовосприятие, любовь к народному искусству.
Материалы и оборудование:
- игрушки : дымковская барышня, Хрюша;
- презентация «Знакомство с дымковским промыслом»;
- мнемосхемы «Изготовление дымковской игрушки»;
- аудиозапись музыкальной игры «Веселый паровозик»;
- ноутбук, проектор.
Ход:
(Стук в дверь, выхожу и возвращаюсь с Хрюшей и дымковской барышней) Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Хрюша, а кто это с тобой? (Хрюша шепчет мне на ухо) Нет, Хрюша, это не просто красивая куколка, это дымковская барышня. Хочешь узнать, как она появилась на свет? А вы, ребята, хотите? (Да) Тогда, веселый паровозик ждет нас, занимайте места в вагончиках и в путь. (Дети строятся «паровозиком». Звучит музыка «Веселый паровозик», вместе с Хрюшей двигаемся в зал) Вот мы и приехали.
Сядем мирком, да поговорим ладком. (Дети садятся на стулья перед экраном) Сядем ровнее, чтоб быть здоровее. (Проверяю осанку детей, усаживаю Хрюшу)
Приготовьте глазки, ушки, и послушайте рассказ
Об удивительной игрушке, только, т-сс, прошу я вас.
Давным-давно, на берегу реки Вятка, стояла маленькая деревенька. (Слайд №1) Поначалу и названия-то у нее не было. Жили там люди добрые, веселые, умелые. (Слайд №2) Летом землю пахали, сеяли, сажали, да урожай убирали. А зимой отдыхали, на печи лежали, пироги жевали. Не было в то время ни книг, ни телевизоров, ни компьютеров, да даже игрушек и то не было. Вот задумались матушки с батюшками, чем бы детушек своих позабавить? А в деревеньке той много глины было, мягкой, пластичной (Слайд №3) и решили они из нее фигурки всякие лепить: оленей, лошадок, индюков, барышень, детишкам на забаву. Вылепят фигурки да в печь. (Слайд №4) От огня да жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень. (Слайд №5) Круглый год печи топились, дым из труб струился, (Слайд №6) да по земле стелился так, что вся деревенька в дымке стояла. Поэтому и стали её называть Дымково. Как назвали деревню? (Ответы 4-5 детей) Высохшие фигурки покрывали вначале белой краской. (Слайд №7) Делали её, смешивая молотый мел с молоком. А потом начиналось самое интересное – роспись игрушки разными узорами. Как вы думаете, какие цвета красок использовали мастера? (Предположения детей) (Слайд №8) А узоры были самые простые (Слайд №9) : полоски, волнистые линии, точки, кружочки, колечки, овалы. Но зато игрушки получались всем на загляденье! (Слайд №10) Посмотрите:
Конь-огонь! Только тронь!
Со всадником вместе проскачет верст двести. (Слайд №11)
Барашек-баранок, правый рог – завиток,
Левый рог – завиток, на груди – цветок. (Слайд №12)
По двору петух гуляет, Курочек он охраняет. (Слайд №13)
А индюк-то хорош! Краше в мире не найдешь!
Красный, синий, золотой – вот какой весь расписной! (Слайд №14)
Дымковская барышня ходит не спеша.
Все ею любуются – ах, как хороша! (Слайд №15)
(Дети делятся впечатлениями при просмотре каждого слайда)
До сих пор в селе Дымково живут умельцы и создают игрушки на радость детям и взрослым. (Слайд №16)
Много можно рассказывать о дымковских мастерах, но нам пора возвращаться в группу, веселый паровозик ждет нас. (Дети строятся «паровозиком», звучит музыка, вместе с Хрюшей возвращаемся в группу)
Вот мы и побывали с вами в деревеньке мастеров. Хрюша, как она называется? (Дети помогают Хрюше, подсказывая ее название) Что там изготавливают умельцы? (Подсказки детей Хрюше) Как называются эти игрушки? (Ответы детей) Давайте напомним Хрюше, как создаются эти игрушки.
(Далее идет работа с мнемосхемами)
Из чего изготавливают фигурки? (Схема-модель)
Куда их ставят на просушку? (Схема-модель)
Какой краской покрывают вначале? (Схема-модель)
Какие краски используют для росписи? (Схема-модель)
Какие элементы узора используют для росписи? (Схема-модель)
Как называются эти игрушки? (Схема-модель)
(2-3 ребенка рассказывают, опираясь на мнемосхемы, последовательность изготовления дымковской игрушки)
Я надеюсь, что Хрюша хорошо запомнил, как создавалась его красивая куколка – дымковская барышня. На следующем занятии мы попробуем сами изготовить дымковскую игрушку, а сейчас пора прощаться с нашими гостями. (Дети прощаются с Хрюшей и дымковской барышней, приглашают их в гости на следующее занятие. Занятие окончено.)