Валерия Гуляева
Конспект занятия по лепке по мотивам дымковской игрушки «Уточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по НОД в средней группе
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (лепка).
Вид занятия : Тематическое.
Тема: Лепка по мотивам дымковской игрушки «Уточка».
Цель: познакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по лепке по мотивам дымковской игрушки „Уточка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка с использованием бросового материала
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Утки, утята
- Уточка, утята. Лепка, занятия с пластилином
- Уточка. Дымковская игрушка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Обучающие: дать детям представления о дымковской глиняной игрушке. Показать выразительность формы игрушки, ее отличительные особенности. Учить лепить уточку путем оттягивания глины от общего куска. Формировать умения лепить, используя приемы лепки (скатывания, сплющивания, соединения деталей лепки, применяя комбинированный способ лепки. Учить использовать в работе стеки для придания выразительности образу. Активизировать словарь (дымковская игрушка, мастерицы, обжиг, оттягивание, прищипывание).
Развивающие:
Развивать слуховое восприятие через прослушивание словесной инструкции.
Развивать операции анализа и синтеза через обследование образца.
Развивать скоординированность движений рук и глаз через физкультминутки.
Развивать произвольное внимание через смену различных видов деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской народной игрушке, желание лепить самостоятельно;
Воспитывать аккуратность, доведение начатого дела до конца.
Словарная работа: дымковская игрушка, мастерицы, обжиг, оттягивание, прищипывание.
Методы и приё мы:
Наглядный (наблюдение, обследование, приём показа предметов, приём показа образца, приём сопряжённых действий);
Словестный (беседа);
Практический (планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов; контроль и регулирование);
Виды занятий :
1. По характеру задач: ознакомление с новыми способами изображения;
2. По содержанию изображения: декоративная;
3. По способу изображения: с натуры;
4. По характеру выбора темы: на тему предложенную педагогом;
5. По источнику тематического замысла: на тему окружающей действительности.
Демонстрационный материал: дымковские игрушки (петушок, барышня, лошадка, уточка, озеро из бумаги голубого цвета, уточка из глины.
Раздаточный материал: глина на каждого ребенка, стеки, салфетки.
Подготовка к занятию, предварительная работа: организация выставки; рассматривание иллюстраций дымковских игрушек из глины; беседы о быте, играх русского народа; разучивание русских народных потешек и игр.
Ход занятия:
Вводная
Психологический настрой.
Дети, посмотрите, какой сегодня хороший солнечный день. Мне так хорошо и радостно. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и не будем грустить.
Ребят предлагаю вам упражнение для глаз, чтобы глазки наши не устали.
Физкультминутка на глаза
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.)
Мотивационный момент.
Ребята, сегодня я приглашаю вас на выставку игрушек, но не тех, которые вам знакомы, а глиняных. (Приглашаю детей подойти к столу).
Основная часть
Дети, посмотрите, какая красивая, нарядная и веселая игрушка приехала к нам из деревни Дымково. В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково.
Посмотрите, здесь есть петушок, барышня, лошадка и уточка. Особое внимание обращаю внимание на уточку и петушка, спрашиваю:
Ребята, обратите внимание на петушка и уточку, внешний вид у них различается?
Какие отличия вы заметили? (у петушка есть гребешок и яркий большой волнистый, расписной хвост, а у уточки хвост поменьше).
- Какой формы уточка? (овальной)
- Из чего она вылеплена? (из глины)
Посмотрите ребята, эту уточку я вылепила из глины.
- Скажите, похожа моя уточка на дымковскую? (Да, похожа)
- Какие части тела есть у моей уточки? (Туловище, шея, голова, клюв, хвост)
- Есть ли эти части у дымковской уточки? (Да)
Только моя не украшена красивым узором, и ей не хватает утят, поэтому она грустит. Пойдемте, я покажу вам, как лепить утенка, а когда утята высохнут, мы их распишем.
Объясняю и показываю. Кусок глины круглой формы мы раскатываем между ладонями, прямыми движениями, чтобы получился кусок овальной формы. От формы четырьмя пальцами с одной стороны оттягиваю шею немного вверх и формирую голову, на колове прищипываю клюв. С другой стороны оттягиваю хвост. Стекой рисую перышки и глаза.
Закрепляю последовательность работы и приемы лепки.
- Что сначала делаем с куском глины? (Раскатываем между ладонями, чтобы получился овал или колбаска)
- Как будем делать шею и голову? (Оттягиваем вверх и формируем, шея потоньше, а голова потолще)
- Как будем делать клюв? (Прищипываем на голове)
- Как будем лепить хвост? (Оттягиваем кусок с другой стороны)
- Что делаем стекой? (Рисуем глаза и перышки)
В конце работы протираем руки салфеткой.
Ребята перед работой, мы с вами разомнем наши ручки.
Физкультминутка на мелкую моторику.
Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки) Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке.)
Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга)
Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Дети садятся за столы и приступают к работе. При необходимости помогаю детям советом, показываю, как правильно положить пальцы на форму для оттягивания. Поощряю самостоятельность и аккуратность при лепке. После работы дети вытирают руки салфеткой. Предлагаю организовать свою выставку. Дети ставят своих утят на озеро возле мамы уточки.
Заключение
Дети, посмотрите, какие у вас красивые получились утята! Вы молодцы.
- На какую игрушку похожи ваши утята? (Дымковскую)
Мама уточка говорит вам спасибо, теперь ей будет весело, и она не будет грустить.
Давайте ребята с вами немного поиграем:
Вышли уточки на луг Физкультминутка
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш.