Галина Мутина
НОД в старшей группе «Знакомство с историей гжельской росписи. Роспись чайника»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе.
Тема: «Знакомство с историей гжельской росписи. Роспись чайника».
Цель: Развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту; научить детей расписывать чайник по мотивам гжельской росписи.
Задачи:
Публикация «НОД в старшей группе „Знакомство с историей гжельской росписи, Роспись чайника“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чашки
- Чайная посуда, чашки. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- познакомить с гжельской росписью в сине-голубой гамме;
- учить детей рисовать гжельские узоры передавая характерные элементы росписи («бордюры» - волнистые линии с точками, «веточки», «капельки» и др.);
- закреплять умение рисовать акварелью, учить рисовать концом кисти;
- учить приему размывания цвета;
- воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Материалы: презентация «Голубая сказка», фоновая музыка «Гусли», наглядный материал, изделия гжельских мастеров, листы для рисования с изображением чайника и контура гжельских узоров, акварель, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
Ребята к вам в гости пришел поросенок. Рассмотрите его, какой он необычный весь в красивых узорах. Из чего он сделан? (дети предполагают (глина, керамика, после дать потрогать).Назовите какими цветами он раскрашен? (белый фон, синий, голубой). какие узоры? (цветы) Ребята это не обычный поросенок этого поросенка сделали гжельские мастера.
2. Знакомство с историей гжели, гжельской росписи.
(дети садятся на коврики перед проектором) Просмотр презентации «Голубая сказка». Вы посмотрели презентацию. О каком народном промысле вы узнали? (ответы детей)
Недалеко от Москвы на берегу реки Гжелки находится знаменитое своими мастерами село Гжель. Местность, в которой производили керамику, тоже называли Гжелью. Керамическую посуду обжигали, жгли в печах. То, что получалось, называли «жгель» или «гжель».
Сине –голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре-синяя купель.
Это называется просто роспись гжель.
Посмотрите, ребята, какие изделия расписывают гжельские мастера. (просмотр наглядного материала – изделия гжельских мастеров)
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси изделия из керамики: игрушки, посуду, сувениры.
Спустя некоторое время в Гжели стали производить тонкую фарфоровую посуду, а для ее росписи выбрали синий кобальт. Золотые обводки дополняли роспись. Это стало выделять гжель среди других промыслов.
Давайте вспомним. Как произошло слово «гжель»? Какие цвета используют для создания гжели? (ответы детей)
Физкультурная минутка (изобразить)
Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,
Синими цветочками, нежными виточками.
На белом фарфоре, как на заснеженном поле.
Из под белого снежочка растут синие цветочки.
Неужели, неужели вы не слышали о Гжели.
Ребята, отгадайте загадку:
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится —
Пригласит чайку напиться.
(ответы детей) Молодцы, правильно, чайник.
Ребята поросенок узнал, что вы очень любите рисовать, и он вам принес раскраски гжельского чайника. А еще наш поросенок волшебник он знает заклинание, которое превратит вас в гжельских подмастерьев.
Если мы глаза закроем мы волшебный мир откроем.
Раз, два, три, четыре, пять вы художники опять.
(дети закрывают глаза. Воспитатель одевает фартук и берет художника)Теперь вы ученики, подмастерье, а я ваш гжельский мастер. Предлагаю вам научиться раскрашивать элементами гжельских узоров. (дети садятся за столы)
3. Показ элементов гжельской росписи.
Наиболее часто среди цветов гжельской росписи встречается роза, иногда её лепестки. А также такие элементы как завитки, спиральные завитки. Рисовать розу мы будем с вами приемом размывания цвета. Концом кисти обводим контур розы темно-синей краской. Затем чистой влажной кистью постепенно «размываем» цвет, в результате получается «объёмный» цветок сине-голубого цвета. (наглядный показ воспитателя с комментариями).
Когда мы рисуем концом кисти какие получаются линии? (тонкие линии- ответы детей). Этим способом вы будете рисовать спиральные завитки. Вот так (показ).
А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? (ответы детей) широкие полосы получаются, когда рисуют боковой стороной ворса (показ).
Посмотрите, сейчас кисть прижимаю сильно, а теперь слабо. Что вы замечаете (ответы детей (если нажать сильнее на кисть, получается темный цвет. А если слабее, то светлый оттенок). А если мы прикладываем кисть плашмя получится мазок, а из них можно нарисовать цветы и листья.
4. Работа детей у доски. (один ребенок)
Ребята, кто хочет попробовать нарисовать элементы у доски.
5. Роспись чайника в стиле гжель. Продуктивная деятельность. И так теперь вы приступайте. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась я включу вам музыку «Гусли».
6. Выставка детских работ.
Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочные красивые узоры и это при том что в росписи использовали всего один цвет –синий.
Какие элементы гжельских узоров вы узнали? Понравилось ли вам наше занятие? А сейчас снова мы глаза закроем и подсматривать не будем, и опять в одно мгновенье станем мы опять детьми. Конец занятия.