надежда трапезникова
Конспект НОД «Знакомство детей с бытом, ремеслами и традициями Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Приобщение детей к истокам русской народной культуры
НОД по познавательному развитию
«Знакомство детей с бытом, ремёслами, традициями Руси».
(Средняя- старшая группа)
Подготовила: Трапезникова Н. Э., старший воспитатель
обособленного структурного подразделения
«Шалакушский детский сад»
Шалакушской СШ
Цель:
Публикация «Конспект НОД „Знакомство детей с бытом, ремеслами и традициями Руси“» размещена в разделах
Продолжать формировать у детей представление о прошлом нашей Родины, учить делать сравнительную характеристику жизни детей в древности и современности. Познакомить детей с основными правилами народного этикета. Поддерживать интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания. Развивать чувство национального достоинства и гордости за творческое наследие наших предков. Продолжать знакомить детей с особенностями русской избы. Обогатить и расширить представление детей о быте и ремёслах, утвари наших предков. Вызвать эмоциональную отзывчивость к увиденному и услышанному в ходе познавательной и творческой деятельности.
Предшествующая работа:
Посещение русской избы, чтение сказок, беседа «Предметы домашней утвари из бересты», рассматривание иллюстраций «Ремёсла старины», разучивание народных игр, загадок и др., занятия по изодеятельности (северодвинская роспись, НОД «Край мой северный», пополнение родителями атрибутами русской избы и др., рисунки родителей о старине.
Материал: столы для работы детей «плетение коврика из полосок бумаги»
Организация: оформление выставки работ родителей, выставка одежды из старины, выставка иллюстраций по ремёслам,, аудиозапись.
Методическиеприё мы:
Рассказ-беседа, загадки, пословицы, народная игра «Арина», творческая деятельность, поощрения.
Ход занятия: - Дети, хотите отправиться в путешествие, в прошлое нашей Руси? И оправимся мы с вами в русскую избу. Но для этого надо вспомнить правила народного этикета. (домашнее задание детям)
- Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев, этим гость показывал, что пришёл в дом с добрыми намерениями.
- Его приглашали откушать хлеба-соли и сажали за стол на самое почётное место – у икон, рядом с хозяином.
- Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой-нибудь ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.
- При прощании гость кланялся хозяевам – это демонстрация уважения, пожелания добра.
Воспитатель в роли Хозяюшки.
Приход в избу. -Усаживаемся поудобнее (лавочки с половиками, низкие табуреточки, сундук)
- Наша изба ровно тепла, домом жить –не лукошко шить, домом жить – не развеся уши ходить, домом жить- обо всём тужить, дом вести –не лапти плести. - У нас в избе много старинных предметов. Угадайте, о чё м я говорю:
- Мать толста, дочь красна, сын сокол, под небеса ушёл. (печь)
- У неё в печурочке –золотые чурочки. (дрова в печи)
Рассматривание утвари и загадывание загадок. Игра с бубном: «Ты, катись весёлый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого весёлый бубен, тот загадку скажет нам.»
- Четыре брата под одной крышей стоят. (стол)
- Чёрный конь, скачет в огонь. (кочерга)
- Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит –отдаёт, сам в угол идёт.
(ухват)
- Стоит попадья, тремя поясами подпоясана. (кадка)
- Рыба в море, хвост на заборе. (ковш)
- Сверху дыра, снизу –дыра, а по середине – огонь и вода. (самовар)
- Все голубки вокруг одной прорубки. (ложки с блюдцем)
Рассматривание утвари, посуды: чугуны, горшки, крынки, глиняные миски, берестяные короба, лукошки и др. (их назначение)
Колыбель с куклой. – Баю, баю, баиньки, купим сыну валенки…
- Это, дети, люлька, в которой спали маленькие дети. Здесь спит берегиня Дрёма. Убаюкивала мама своего малыша и Дрёму укладывала рядышком. Такую берегиню она делала ещё до рождения малыша, чтобы оберегать малыша от плохих снов, чтоб малыш спал спокойно и рос здоровым. Делали берегиню из ткани, простого полена. Для игр также шили кукол из материи; мастерили из глины, дерева, природного материала различные игрушки (сравнение с современными игрушками).
- Славился наш народ уменьем и сноровкой. Посмотрите, какие половики ткали, на специальных станках в доме, потому и значение «домотканый» объясняет это слово. В старину во всех избах стояли ткацкие станки.
- «Сия прялка изрядна –хозяюшка обрядна». Прялка тоже в каждой избе была. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Она была самым почитаемых предметом в доме, отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок –прялку – у лучшего деревенского мастера. Русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопастью, к которой прикрепляется кудель, а также донца, на которое садится пряха (рассказ с показом прялки).
- Выставка одежды (подборка родителей, поделок из бересты и капа (умельца Шалакуши- Лыкова Л. Н.). В ходе рассматривания педагог ведёт рассказ, можно и меньше слов о каждом ремесле или отдельно о каждом в течение уч. года. (по усмотрению педагога)
Народная вышивка. – Одно из древних художественных ремёсел –это вышивка. С давних времён сеют на нашей земле лён и ткут из него холст на ткацком станке. Небогатый гардероб был у наших предков. У крестьянок платье из века в век одно и то же – сарафан да рубаха. Вот скатерть на сундуке, полотенце на зеркале, и подзор на кровати –из льна. И всё одного цвета-белого. Но вот взялась русская женщина за иголку. Легла на крестьянский стол расписная скатерть- и в избе стало светлее. Стало нарядным полотенце. А ведь бывало без полотенца никуда, ни одно крупное событие не обходилось без него: и свадьба, и рождение, и похороны.
Одна другой краше выходили в праздник девушки на гулянье. С великим мастерством расшиты сарафаны, у парней рубашки вышивкой украшены. (косоворотка, рубаха, кофта, сарафан, узоры – птица, конь, чудо-дерево, волшебные цветы).
Предметы из бересты и капа (можно отдельно на занятиях по народному творчеству, а на открытых лишь маленькую часть).
- Практическая часть. Дети, хотите стать настоящими мастерами. Сейчас мы попробуем плести ковёр из полосок бумаги. (заранее приготовлены заготовки, звучит народная музыка, дети выполняют и дарят гостям). Подведение детей к пословицам : «Мал золотник да дорог», Трудиться- всегда пригодится», «Труд кормит, а лень портит». – Понравилось ли вам путешествие в прошлое? Что нового и интересного вы узнали? Хозяйка избы приглашает детей в гости в следующий раз. Прощаются.
Литература:
1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Авт. сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
2. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авт. Сост. А. С. Кукрина и др. – СПб: «Детство-Пресс»,-2001