Алсу Камалетдинова
Конспект НОД «Зимующие птицы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Тема: Зимующие птицы.
Цель уточнить представления детей о зимующих птицах. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
1)расширять представления детей о птицах (где живут, как зимуют, об их роли в природе и жизни человека
2)уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы», проговаривание названий птиц на русском и на татарском языке, чтение стихотворений о птицах.
3) развивать образное представление.
4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
5)Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на изделии.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материал: компьютер, мультимедийный проектор, экран, альбом «Зимующие птицы», карточки для практической работы детей, запись голосов птиц, шапочки птиц для детей, картинки птиц, заготовки птиц, клей, вырезанные цветы
Предварительная работа: беседы о зимующих птицах, наблюдение за птицами на прогулках, изготовление с детьми кормушек, подкормка птиц, рассматривание иллюстраций, прослушивание голосов птиц, дидактические игры «Что это за птица?», чтение художественных произведений о птицах : загадки, стихи, рассказы: В. Бианки «Синичкин календарь» («Сова», заучивание стихотворений о птицах на русском и на татарском языке, лепка птиц.
Ход занятия
Дети собираются в круг.
Собрались все дети в круг Жыелдык бергэлэшеп
Я твой друг и ты мой друг. Тугэрэккэ без бастык.
Крепко за руки возьмемся Кулга-кул тотынышып
И друг другу улыбнемся. Бер-беребезгэ елмайдык
-Ребята,посмотрите сколько у нас гостей. Давайте подарим им добрую улыбку и поздороваемся.
Я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес.
Отправляемся в поход, много интересного нас ждет (шагают)
Мы шагаем друг за другом (тянут руни вверх на носочках)
Через кустики и кочки, через ветви и пенечки (поднимают высоко ноги, перешагивают, затем прыгают).
Вот и пришли мы в лес.
В лесу тихо, везде снег, потому что сейчас (зима).
Здравствуй, лес, зимний лес!
Полный загадок и чудес!
Посмотрите, кто это нас встречает в лесу? (Птицы) (на дереве картинки – дятел, синица, ласточка, снегирь)
-Опишите птиц, какие они?
(Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки).
-Посмотрите внимательно, среди этих птиц есть одна лишняя. Попробуйте догадаться, какая? (Ласточка). Почему ласточка лишняя? (Это перелетная птица, а остальные –зимующие).
-А что это за птицы такие – зимующие, почему их так называют?
(Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных местах).
Раздается стук дятла (запись).
-Ребята, вы догадались, кто это стучит? (дятел - тукран). Дети называют название каждой птицы на татарском языке.
На одного из детей надеть маску дятла. Дятел приносит с собой журнал.
-Посмотрите, к нам прилетел дятел и принес что –то интересное. Это журнал. Он называется «Зимующие птицы». Хотите рассмотреть его? Давайте присядем.
-Открываем первую страницу журнала. Она называется «На лесной опушке».
1. –Давайте послушаем, что расскажет нам наш гость – лесная птица дятел.
Ребенок в маске дятла читает загадку:
Хоть я не молоток – по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
-Что помогает дятлу держаться на дереве?
(Хвост и цепкие коготки).
-Действительно, благодаря хвосту из упругих жестких перьев и сильным лапкам с коготками дятел очень хорошо лазает по деревьям, как настоящий акробат.
-А как люди часто называют дятла? (Лесным доктором). А почему его так называют, кто знает?
(Он «лечит» деревья от вредных жуков).
-Верно, дятел ищет себе корм и очищает дерево от жуков и их личинок.
-Давайте посмотрим, как дятел ищет себе корм.
-Чем еще питается дятел зимой, кроме найденных под корой насекомых?
(Семенами сосновых и еловых шишек).
2. -Давайте попробуем узнать по песенке другую птицу, которую мы часто видим на улице во время прогулок (включается запись голоса синицы) (синица - песнэк)
Если дети не отгадали, загадать загадку.
Загадка:
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте, что за птица?
Называется… (синица).
Выходит ребенок в шапочке синички и читает стихотворение:
Пусть я птичка –невеличка,
У меня, друзья, привычка,
Как начнутся холода,
Прямо из лесу сюда.
-Давайте посмотрим на эту шуструю и бойкую птичку.
-Синички прилетают с наступлением холодов поближе к людям из леса, когда там исчезают насекомые. Они уничтожают очень много вредных насекомых, личинок, гусениц. За один только день одна синичка может съесть насекомых больше, чем весит сама.
-Посмотрите на картинку нашего журнала и скажите, какие еще птицы зимуют в наших лесах? (Глухарь, сова).
3. – Отгадайте загадку про нашего следующего гостя: (снегирь – карабурек)
Выходит ребенок в шапочке снегиря:
Я красногрудый, чернокрылый,
Люблю я зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Появлюсь у вас опять.
-Давайте посмотрим на снегиря и послушаем его песенку. (Включается запись).
-Снегири живут в лесу. Летом они незаметны, а зимой они перебираются поближе к человеку. А если зима на севере очень суровая, оттуда они перелетают в те края, где зима потеплее.
4. -Познакомимся с еще одним зимним гостем. Отгадайте, что это за птица.
(Включается запись).
-Давайте послушаем нашего гостя –свиристеля. (свиристель-урман чыпчыгы)
Выходит ребенок в шапочке свиристели:
Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири –свир!
Мы в лесу устроим пир!»
Физминутка
-А сейчас вы все будете птицами. Вокруг себя повернитесь и в синичек превратитесь…
Скачет шустрая синица, (дети прыгают)
Ей на месте не сидится.
Прыг –скок, прыг –скок,
Завертелась, как волчок. (кружатся вокруг себя)
-Вокруг себя повернитесь, в свиристелей превратитесь…
Прилетели свиристели, (машут «крыльями)
Под окном на ветки сели. (присели)
Ярче солнце засветило, (машут руками вверху)
Все вокруг нам стало мило.
-Вокруг себя повернитесь, в снегирей превратитесь…
Вот на ветках, посмотри, (хлопают себя руками по бокам)
С красной грудкой снегири. (важно поворачиваются, показывая грудку)
Распушили перышки, (прихорашиваются)
Греются на солнышке.
Головой вертят, (руки на поясе, повороты головы)
Улететь хотят. («полетели»)
5. -А сейчас для вас загадка про необыкновенную птицу : (клёст – чукыр)
Гнездо на ели птицы той,
Птенцы выводятся зимой,
У птицы нос крестом,
Зовут ее… (клестом)
-А для чего клестам такой клюв – кривой, похожий на щипцы?
(Чтобы доставать семена из шишек).
Клесты отличаются от других птиц еще тем, что выводят своих птенцов зимой.
-Откроем вторую страницу нашего журнала «Наши соседи».
6. -Вот прилетела стайка маленьких, сереньких птичек. (Включается запись). Что это за птицы? (Воробьи)
-Воробьи, так же, как и синицы, приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей. В Америке за это даже поставлен памятник воробью.
-Посмотрите на картинку. Каких еще зимующих птиц, которых мы постоянно видим рядом, вы можете назвать? (Сорока - саескан, ворона - карга, галка - чаука, голубь- кугэрчен).
А теперь я предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра: «Что это за птица?» (Дети по фрагменту тела птицы, называют название птицы)
Дидактическая игра «Назовите ласково»
-Назовите ласково:
*Кормушка- кормушечка
*Синица- синичка
*снегирь- снегеречек
*воробей- воробушек
*клюв- клювик
*хвост-хвостик
*перо-перышко
*крыло-крылышко
- гнездо-гнезд ышко
-А как называется четвертая страница нашего журнала, отгадайте:
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей.
(Кормушка).
-Эта страница называется «Птичья столовая».
-Ребята, как мы заботимся о зимующих птицах, чем мы им помогаем? (подкармливаем).
-Да, мы ходим на площадку нашего детского сада, где организована большая птичья столовая из разных кормушек.
-Почему нужно заботиться о зимующих птицах?
(Потому что им голодно зимой)
-А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой –голод или холод? (Голод).
-Правильно, от холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и
мороз может пережить, а вот если не сможет найти пищу, то может и погибнуть.
-Ребята, а почему птицы, о которых мы сегодня говорили, остаются зимовать у нас, а не улетают, как другие, в теплые края? Чем питаются зимующие птицы в природе?
(Потому что кроме насекомых, они могут есть и другой корм: семена и ягоды растений; корм, которым помогают люди).
-А зачем нужно заботиться о птицах? Какую пользу они приносят?
(Очищают леса и сады от насекомых –вредителей; радуют нас своим пением).
-Да, а еще птицы –украшение наших лесов.
-Будем заботиться о птицах и они обязательно отблагодарят нас красивыми песнями весной и летом.
Пальчиковая гимнастика на татарском языке.
Карга килер — казан асар,
Торна килер — тоз салыр,
Саескан килер — салма салыр,
Песнк килер — пешерер,
Чыпчык килер — тшерер,
Моа бирер, моа бирмс,
Моа бирер, моннан лыр,
Кетер, кетер, кетер,
Казан тбен кимер…
- А теперь я предлагаю вам выполнить задание на карточках.
Дети подходят к столам. На них лежат карточки и карандаши.
–Выберите для каждой птицы ее любимое лакомство. Соедините линией птицу и ее любимый корм.
(Клест –шишка; снегирь –рябина; синица –сало; воробей –семечки).
Игра «Собери картинку».
Раздаю детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены зимующие птицы.
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. (Детям, затрудняющимся в выполнении, даю зрительную опору в виде целостной картинки.)
- Расскажите, что получилось после того, как вы сложили картинку.
- Это…
- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой.
Дети выполняют задание (во время выполнения задания включить фонограмму записи голосов птиц).
-Ребята, вам понравилось наша прогулка? Что было особенно вам интересно?
На прошлом занятии мы с вами приготовили заготовки для изготовления птиц. Давайте доделаем наших птичек, украсим их. Мы с вами знаем, что в орнаменте нашего народа преобладают цветочные узоры. Давайте украсим наших птичек цветами.
(Предлагаю детям украсить птиц аппликацией из цветов.)