Светлана Романова
Конспект НОД «Зима белоснежная. Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие»
Тема: Зима белоснежная. Прогулка в зимний лес.
Дата проведения: 16.12.2016г.
Провела воспитатель Романова С. В.
МБДОУ д/с № 8 «Берёзка» г. Лукоянова
МБДОУ детский сад № 8 «Берёзка»
Интегрируемые образовательные области:
социально-коммуникативное
художественно-эстетическое
познавательное
Виды деятельности:
игровая
познавательная
Публикация «Конспект НОД „Зима белоснежная, Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
музыкально-художественная
продуктивная
Цель:
развитие связной речи младшего дошкольника
Программные задачи :
Образовательные:
обогащать речь детей прилагательными и глаголами через художественные произведения (стихи)
активизировать,закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»
упражнять вумении самостоятельно составлять описание игрушек
систематизировать знания детей о зиме
формировать эмоциональную отзывчивость
совершенствовать навыки заботы о здоровье через здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, тактильная игра-массаж, физкультминутка)
Развивающие:
развивать умение отгадывать загадки
развивать способность наблюдать
развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми
развивать умение использовать в беседе накопленные знания
развивать психические процессы: память, наглядно-образное мышление, внимание
Воспитательные:
воспитыватьчуткость восприятия, эстетические чувства, умение видеть красоту зимней природы, умение восхищаться ею
воспитывать любовь к природе родного края
воспитывать бережное отношение ко всему живому
воспитывать положительное, доброжелательное отношение к окружающим
(взрослым и детям)
Инновационные технологии:
ИТК технологии
ТРИЗ технологии (фантазирование, метод эмпатии)
Предварительная работа:
наблюдения за снежинкой и снегом на прогулке, рассматривание
рассматривание на прогулке зимних деревьев
игры со снегом на прогулке
рассматривание сюжетных картин о зиме «В зимнем парке» М. Г. Пишванова, «Зайцы» А. Н. Комарова.
чтение и разучивание стихов о зиме «Зимние ёлочки», «На полянку, на лужок тихо падает снежок», «Снежинки», «Как на горке снег».
разгадывание загадок по теме «Зима» (о снеге, снежинке, зиме, снеговике и т. д.)
игры с игрушками зверей (зайка, лисичка, медведь)
беседа «Как зимуют дикие животные», «У кого какие шубки»
ситуативный разговор «Кто где живёт?», «Как одеваются люди зимой»
опыт «Что будет со снежинкой, если подуть на неё»
разучивание физкульминутки «Снег сегодня шёл с утра» и тактильной игры «Собираемся на прогулку».
дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Демонстрационный материал и оборудование, развивающая среда:
ноутбук и экран, презентация на тему: «Зима в лесу»,
музыкальное сопровождение «Зимние мелодии» ,
игрушки зверей (заяц, лиса, медведь)
угощенье для зверей (морковка, мёд, булочка)
пластиковые снежинки, «снежок» (из ваты)
Методы
наглядные:
организация наблюдения (опосредован.)
показ видеоматериалов
словесные:
вопрос
беседа
заучивание стихотворения
загадка
игровые:
дидактическое упражнение
фантазирование (метод эмпатии)
практические:
в предварительной работе
Ход НОД
1. Вход под лёгкую музыку. «Снегурочка».
2. Коммуникативная игра-приветствие.
Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Поприветствуем наших гостей (Дети здороваются)
Какие вы сегодня красивые, нарядные и добрые, а у добрых людей доброе сердце. Давайте найдём своё сердце, прижмём к нему ладошки и послушаем, как оно стучит «тук-тук-тук». А теперь представим, что у нас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько,что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлём друг другу немного света и тепла своего сердца. (Дети выносят руки вперёд)
(1 мин.)
3. Разгадывание загадки.
Ребята,посмотрите,как красиво в нашем зале, а на зеркало прилипла необычная снежинка,а в ней загадка. Я знаю, что вы любите загадки. Попробуйте отгадать.
Я тепла не потерплю,
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я … (зима (Слайд «Зима в лесу»)
Правильно,ребята, наступила настоящая зима.
4. Тактильная игра-массаж «Собираемся на прогулку».
Сегодня,ребята, я предлагаю вам совершить прогулку в сказочный зимний лес,полный сказок и чудес!
Хотите отправиться вместе со мною?
А как же мы в лес попадём?
Не пешком же мы пойдём?
Пусть санки домчат нас туда,
Начнём собираться в дорогу, друзья!
Зимой в лесу холодно, поэтому нужно теплее одеваться.
(Произносят вместе с воспитателем)
Обуваем ножки в тёплые сапожки,
Шапку на головку и завяжем ловко,
На руки перчатки, в добрый путь, ребятки!
Путь предстоит нам неблизкий, поэтому прихватим с собой
корзиночку.
(Звучит музыка с бубенцами, едем на санках,
останавливаемся напротив экрана.)
5. Рассматривание зимнего пейзажа. (На экране слайд «Ёлочки в снегу»)
Дети, мы уже не в зале, а в волшебный лес попали.
Ребята, что вы видите, какие деревья? (Ёлочки)
Какие они? (Пушистые, зелёные, большие и маленькие, колючие)
Зимние ёлочки в шубки нарядились, (Варя или Маша)
От иглы к иголочке инеем покрылись.
6. Речевая игра со снегом.
Сядем на «брёвнышко», отдохнём немножко, полюбуемся красотой
зимнего леса.
Посмотрите ещё раз на ёлочки. Что лежит на ветках? (Снег)
Да. Действительно, ёлки укутаны пушистым снегом, они надели снежные шапки и снежные шубы.
(Воспитатель «захватывает» комочек снега.)
Поиграем со снежком.
(Дети передают комочек друг другу и называют прилагательные, затем глаголы.)
Какой бывает снег? (Белый, лёгкий, мягкий, пушистый, блестящий, холодный)
Что умеет делать снег? (Летает, кружится, падает, тает, сверкает, блестит, искрится, скрипит, хрустит)
(На экране слайд «Снегопад»)
Ребята, пока мы с вами играли, посмотрите какой густой снег пошёл! Сколько снежинок! Какие они все красивые!
(Белые, пушистые, лёгкие, воздушные, узорчататые, блестящие,
кружевные)
Давайте поймаем на варежку снежинку и подуем на неё!
7. Дыхательная гимнастика.
1 длинный вдох -3 выдоха
3 коротких вдоха- 1 длинный
3 вдоха-3 выдоха
Улетели снежинки!
Будто лёгкие пушинки (Аня или Варя)
Тихо падают снежинки.
Кружат, вьются, как живые,
Озорные, кружевные.
(Дети встают с брёвнышек)
8. Физкульминутка «Снежок».
Снег сегодня шёл с утра (фонарики)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх)
На дорожках (присели)
На носу и на ладошках (показывают нос и ладошки)
9. Игра с игрушками-животными.
Ребята, пойдёмте по лесной дорожке, прихватим корзиночку, погуляем немного и понаблюдаем, может что-то интересное заметим! (зайка)
Наташа, расскажи про зайку, что ты про него знаешь?
(Это зайка, у него пушистая шубка, длинные ушки, короткий хвостик. Живёт в лесу под кустом. Он умеет быстро бегать, любит морковку.)
(Полина или Наташа)
(Дети угощают зайца морковкой)
Ой, ребята, чей-то хвостик там промелькнул за ёлкой, кто это с нами в прятки играет, ну-ка я взгляну, кто там пробежал (лиса)
(Это лисичка, у неё золотистый мех и пушистый красивый хвост. Живёт она в лесу в норке.) (Вика)
(Дети угощают лису булочкой)
Ребята, посмотрите, какой большущий сугроб намело. Я слышу там кто-то сопит. Он большой и косолапый, любит лапу он сосать и зимою крепко спать. Кто это? (медведь)
Егорка про медведя стихотворение прочитает.
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь! (И. Токмакова)
Почему же нельзя шуметь? (Это невежливо и опасно)
Правильно не будем мишку будить, пусть отдыхает до весны. Когда он выйдет из спячки весной, он будет голодный, совсем без сил. Давайте оставим ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу! Что любит мишка?
(Дети угощают медведя мёдом)
Молодцы, всех животных угостили! А теперь посмотрите на экран. Все эти животные: заяц,лиса, медведь живут в лесу. Значит какие они? (Дикие)
10. Рефлексия.
А теперь,ребята, с лесом нам пора расстаться,
В детский сад нам возвращаться,
Скажем дружно,полон лес и загадок и чудес,
Звонко бубенцы звенят,
Все мы едем в детский сад.
(Звучит музыка с бубенцами,едем на санках в детский сад)
Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, скажите, где мы были сегодня? Кого встретили? Вам понравилась прогулка по зимнему лесу? Какая прогулка получилась? (радостная, зимняя, удачная) Какое у вас теперь настроение? Подарим гостям своё настроение! А вы как сегодня понравились: и загадки-то вы все отгадали и про диких животных всё знаете и стихи рассказывать умеете! Умнички! Сейчас мы отправимся в свою группу и нарисуем зимние чудеса!
АНАЛИЗ
непосредственно образовательной деятельности
по программе «От рождения до школы»
раздел программы : «Речевое развитие»
Романова С. В., воспитатель
МБДОУ детский сад
№ 8 «Берёзка»
Программное содержание :
Инновационные технологии:
ИТК технологии
ТРИЗ технологии (фантазирование, метод эмпатии)
Предварительная работа:
наблюдения за снежинкой и снегом на прогулке, рассматривание
рассматривание на прогулке зимних деревьев
игры со снегом на прогулке
рассматривание сюжетных картин о зиме «В зимнем парке» М. Г. Пишванова, «Зайцы» А. Н. Комаров
чтение и разучивание стихов о зиме «Зимние ёлочки», «На полянку, на лужок тихо падает снежок», «Снежинки», «Как на горке снег».
разгадывание загадок по теме «Зима» (о снеге, снежинке, зиме, снеговике и т. д.)
игры с игрушками зверей (зайка, лисичка, медведь)
беседа «Как зимуют дикие животные», «У кого какие шубки»
ситуативный разговор «Кто где живёт?», «Как одеваются люди зимой»
опыт «Что будет со снежинкой, если подуть на неё»
разучивание физкульминутки «Снег сегодня шёл с утра» и тактильной игры «Собираемся на прогулку».
дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Демонстрационный материал и оборудование, развивающая среда:
ноутбук и экран, презентация на тему: «Зима в лесу»
музыкальное сопровождение «Зимние мелодии»
игрушки зверей (заяц, лиса, медведь)
угощенье для зверей (морковка, мёд, булочка)
пластиковые снежинки, «снежок» (из ваты)
Содержание непосредственно образовательной деятельности разработано на основе требований программы «От рождения до школы».
Задачи реализовались на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности.
На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность и одновременно был направлен на воспитание положительного, доброжелательного отношения ко всем окружающим.
Воспитанникам было предложено отправится в путешествие в сказочный зимний лес. Дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.
Структура НОД соответствовала поставленным задачам. Она построена в логической последовательности и взаимосвязи частей НОД и была объединена единым сюжетом. Целесообразно разделила время по всем частям НОД. Оборудование использовала рационально. Темп НОД выбран оптимально.
При отборе учебного материала я руководствовалась требованиями программы «От рождения до школы».В ходе непосредственно образовательной деятельности дети усвоили определённый объём знаний, навыков и умений с учётом поставленных задач. Дети закрепили умение подбирать слова (прилагательные и глаголы) к слову снег, научились узнавать время года и животного по художественному описанию, закрепили понятие «дикие животные».
В целях реализации воспитательных задач я подобрала материал, воздействующий на чувства детей, который способствовал обратной связи.
Я обеспечивала доступность информации.
Содержание НОД связано с другими областями знаний. На мероприятии прослеживалась связь с ранее изученным материалом. Я считаю, что эта тема сказочных путешествий является привлекательной для детей.
Объём предложенного материала был достаточным для усвоения детьми.
На НОД я использовала загадки, беседу, художественное слово, игровые приёмы, музыку, мультимедиа, здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, физкультминутка, дыхательная гимнастика, тактильная игра). Для получения обратной связи я использовала поощрения, ласковое слово, мимику, жесты.
Самостоятельная работа была организована в виде речевой игры со «снежком». Индивидуально, с помощью косвенных вопросов направляла на правильное выполнение задания. Внимание воспитателя было направлено на активизацию и поддержку малоактивных детей.
Мною был выбран умеренный темп речи. Материал излагала эмоционально. Время проведения образовательной деятельности соответствовало возрасту детей.
В течение всего НОД дети были активны и работоспособны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности, с желанием выполняли непростые для них задания. Дети были положительно настроены на непосредственно образовательную деятельность, сотрудничали с воспитателем и друг с другом, демонстрировали творческое воображение,проявляли эмпатию, были доброжелательными, инициативными, уверенными в себе. Полученные знания и умения в ходе непосредственно образовательной деятельности дети могут применять в повседневной жизни.
Психологическая атмосфера была спокойная, эмоционально-положительная. Поддерживая положительный эмоциональный фон непосредственно образовательной деятельности, предупреждая появление утомления, чередовались различные виды деятельности (двигательная, коммуникативная, игровая).
Отгадывание загадок направлено на развитие мыслительной деятельности, логики, умения узнавать предмет по описанию.
Психогимнастика, дыхательная гимнастика и тактильная игра «Собираемся на прогулку» способствовали развитию и совершенствованию навыков заботы о своём здоровье, а также на развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика) и на развитие связной речи (тактильная игра).
Рассматривание зимних лесных пейзажей на мультимедиа способствовало систематизации и обобщению знаний о зиме, на развитие умений использовать в беседе накопленные знания, а также способствовало воспитанию эстетических чувств, умению видеть красоту зимней природы, развитию умения восхищаться ею, воспитанию любви к природе родного края.
В структуру непосредственно образовательной деятельности включены игры, упражнения, задания на развитие речевой активности детей, творческих способностей, на обогащение и активизацию словаря, связной речи.
Речевая игра со «снежком» способствовала формированию умений подбирать прилагательные и глаголы к существительному снег.
Физкультминутка «Снежок» была направлена на развитие умения координировать речь с движением и на развитие интонационной выразительности речи.
Разучивание стихов на предварительном этапе (о ёлочке, о снежинке, о медведе) также способствовало развитию и совершенствованию связной речи и других психических процессов: памяти и мышления.
Игры с игрушками-животными и рассказ детей о них обобщили и систематизировали знания о диких животных, развивали навыки свободного общения со взрослыми и главным образом способствовали развитию связной речи.
Продуктивная деятельность (оставление гостинцев для диких животных) и чтение наизусть стихотворения о медведе способствовало воспитанию доброго, бережного отношения ко всему живому.
На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, где они были, кого встретили, что им было интересно и запомнилось больше всего. Этот этап также способствовал появлению интереса к предстоящей продуктивной художественной деятельности – рисованию снежинок.
Оценка методов и приёмов, использованных воспитателем.
При проведении непосредственно образовательной деятельности были использованы разнообразные методы и приёмы, предусмотрены их чередование.
Методы
наглядные: организация наблюдения (опосред.)
показ видеоматериалов
словесные: вопрос
беседа
заучивание стихотворения
загадка
игровые: дидактическое упражнение
фантазирование (метод эмпатии)
практические: в предварительной работе