Антонина Чиркова
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картинке. Звуковая культура. Звук [щ]»
Тема: " Составление описательного рассказа «Найди щенка»
Звуковая культура речи - звук Щ.
Дифференциация звуков Щ и Ч»
Средняя группа.
Цель: формировать умение составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки.
Задачи:
Образовательные:
• упражнять в подборе глагола к существительному, прилагательных к существительному;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление рассказа по картинке, Звуковая культура, Звук [щ]“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
• формировать умение четко и правильно произносить звук [щ], выделять этот звук в словах;
• дифференциация звуков [щ]- [ч];
Развивающие :
• развивать фонематический слух;
• развивать органы артикуляционного аппарата;
• развивать память, внимание;
Воспитательные:
• воспитывать отзывчивость, доброжелательность;
Материал: интерактивная игрушка «Говорунчик- Чик», «Щенок»; картинки с изображениями разных щенят, картинки с изображением слов со звуком [щ], [ч], кубик с картинками по артикуляционным упражнениям, микрофон.
Методические приё мы:
- Психологический этюд «Улыбнись»;
- Сюрпризные моменты «Приход «Говорунчика- Чика», «Приход щенка»;
- Артикуляционное упражнение на закрепление произношения звука щ ;
- Упражнение на развитие фонематического слуха «Поймай звук»
- Игра- объявление «Радио ведущие»;
- Игра на дифференциацию звуков «Картинки для Чика или для щенка;
-Подвижная игра;
-Показ и объяснение назначения видов щеток.
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент
Воспитатель собирает детей в круг
Воспитатель: Улыбнусь правой ручке (поворот головы вправо)
Улыбнусь левой ручке (поворот головы влево).
Улыбнусь правому ушку (дотрагиваются до правого уха).
Улыбнусь левому ушку (дотрагиваются до левого уха).
Улыбнусь соседу (поворачиваются к соседу).
Солнцу улыбнусь (руки вверх).
С друзьями обнимусь (все обнимаются).
(Дети выполняют движения вместе с воспитателем, садятся на свои места)
Вводная часть
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Кажется к нам кто- то пришел! Ребята, познакомьтесь, это Говорунчик – Чик (дети здороваются, интерактивная игрушка повторяет за детьми приветствие).
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему его называют Говорунчик? ( предположения детей: много говорит, красиво говорит, много знает и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться красиво говорить? (да)
Основная часть
Воспитатель: Чтобы научится красиво говорить, надо каждый день делать гимнастику для язычка. А поможет нам наш волшебный кубик.
(Дети бросают кубик, выполняют упражнения артикуляционной гимнастики)
Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас отлично получается! Теперь попробуем вместе с Чиком спеть новую песенку: щ – щ – щ (дети произносят новую песенку)
Воспитатель: На что похожа эта песенка? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Послушайте: «Щ-щ-щ», как будто чистим одежду щёткой. Это песенка щетки. (Показать картинку щетки) Кончик языка держите за верхними зубами - рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ).
(Проговаривают все вместе, а потом индивидуально 4 – 5 детей.)
Воспитатель: А сейчас очень-очень трудное задание. Надо слушать внимательно, когда вы услышите песенку щетки - звук щ - хлопните в ладоши.
(Воспитатель произносит разные звуки, утрированно звук щ, услышав его, дети хлопают в ладоши - «ловят» звук).
Воспитатель: Говорун хочет с нами поиграть! Повторяйте вместе, дружно:
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Щи-щи-щи – в реке живут лещи.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Щи-щи-щи – ты, мышонок, не пищи.
(дети повторяют хором, затем индивидуально 3-4 ребенка).
Воспитатель хвалит детей за четкое и красивое проговаривание.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Может чистить нежно,
Может чистить грубо,
Обувь и одежду,
Пол и даже зубы.
Дети: Щетка.
Воспитатель: Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая?
Дети: Обувная
Воспитатель: Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
Воспитатель: Если щетка нам нужна для одежды, значит она какая? (Одёжная)
(Воспитатель сопровождает ответы детей показом картинок)
Воспитатель: Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: кажется к нам еще кто-то пришел! Посмотрите, кто это идет! (интерактивная игрушка- щенок заходит в группу).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, щенок чем- то расстроен. Может, поиграем с ним?
Проводится игра «Лохматый пес»
Из числа играющих выбирают «пса». Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что же будет?
Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».
Игра проводится 2 раза.
(Дети присаживаются на стульчики).
Воспитатель: Ребята, щенок все равно грустит, оказывается, он принес «фотографии» своих друзей. Они потерялись, и он просит помочь найти их. Ребята, поможем щенку?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю сделать объявление «по радио» о том, что потерялись щенки. А чтобы всем было понятно, каких щенят надо искать, нужно описать их внешний вид, во что они одеты, что у них в лапках (показ фото всем детям).
Ребенок: «Внимание! Потерялся щенок. Он в жёлтой футболке, фиолетовых шортах, на шее голубой бант. В лапках у него самолет. Кто его найдёт, пусть приведёт к нам».
Другой ребёнок, приносит такую же картинку и рассказывает : «Я нашёл щенка в жёлтой футболке, фиолетовых шортах, на шее голубой бант. В лапках у него самолет.
Дети по очереди садятся за стол радио ведущего, берут микрофон и громко озвучивают объявление.
Кто находит картину с подобным описанием, выходит и продолжает описание по картинке.
Игра проводится с 4-5 картинками.
Воспитатель: Вот и нашлись все друзья нашего щенка! Спасибо вам, ребята за помощь!
Воспитатель: Ребята, нашим гостям пора домой! Давайте подарим им подарки - картинки. Картинки в которых слышен звук Щ - щенку, со звуком Ч - Чику.
Проводится игра на дифференциацию звуков. Заданные звуки произносятся воспитателем утрированно. Дети проговаривают слово, изображенное на картинке, находят заданный звук и дарят картинки гостям.
Воспитатель: Вот и пришла пора прощаться! До свидания!
(Воспитатель провожает гостей).
Итог
Воспитатель: Ребята, мы с вами хотели научиться красиво говорить. Как вы думаете, у нас сегодня это получилось? Почему вы так думаете? Что было сложным? Что больше всего понравилось?
Воспитатель: А я хочу вас еще раз похвалить, за помощь щенку и прекрасное выполнение заданий! Вы молодцы!
Использованная литература:
1. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. М. : ТЦ, «Сфера»
2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/360834-konspekt-ood-zvuki-ch-sch