Саськова Ольга
Конспект НОД «Ёлочка-красавица» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №36 городского округа – города Камышин
Конспект НОД
область коммуникация
Конспект НОД
область коммуникация
Тема «Елочка – красавица»
Подготовила
воспитатель
МБДОУ Д/с 36
Саськова О. А.
2012 — 2013 уч. Год.
Публикация «Конспект НОД „Ёлочка-красавица“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Вид деятельности: познавательно - исследовательская. Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание (формирование целостной картины мира, социализация, чтение художественной литературы, аппликация.
Цель: Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.
Задачи. Образовательные: Расширять представлений о хвойных деревьях, о значении их в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; об их взаимосвязи с окружающей средой. Расширять знания детей о правилах поведения в природе, побуждать к действиям бережного отношения к окружающему миру.
Развивающие: Развивать исследовательские способности: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развить познавательный интересы детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную связь, умение делать выводы. Совершенствовать навыки связной речи и грамматического построения речи. Развивать творческий потенциал детей.
Воспитательные: Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны.
Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
Воспитывать желание беречь, защищать и изучать природу.
Словарь: Хвоинки, ельник, макушка.
Оборудование: Новогодняя елка, мультимедийная установка, музыка леса, шишки, веточки еловые и сосновые, предметные картинки, карандаши и цветная бумага, ножницы, клей, ватман.
Предварительная работа: Наблюдение за елкой и сосной в разное время года, беседа о деревьях, заучивание стихов, песня про елку, загадок, чтение художественной литературы.
Ход деятельности.
Дети заходят в музыкальный зал еще раз полюбоваться новогодней елкой под музыкальное сопровождение «В лесу родилась елочка».
- Ребята давайте поздороваемся с елочкой.
Ребенок читает стихотворение «Здравствуй елочка».
Здравствуй, здравствуй, елочка.
Как ты зелена!
Хорошо, что елочка,
В гости к нам пришла.
Пахнет свежей хвоей,
Огоньки горят,
Ах, какой веселый,
Праздник у ребят. - Сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях. Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? (Ель и сосна).Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Потому, что есть традиция - на Новый год ставить дома елку или сосну и украшать игрушками).
- Новый год уже прошел, а на месте елочного базара остались еловые и сосновые ветки, я вам их принесла. Предлагаю взять ветку сосны и ёлки рассмотреть их и сравнить. (Сосна и ель похожи друг на друга, у них есть иголки и они круглый год зеленые).
- А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку: Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна. - Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ, а это шишка сосны (показ).
- Я попрошу вас присесть на стульчики и посмотреть слайды.
Просмотр слайдов.
- Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Дерево растет очень долго, а срубить его легко и быстро). Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
- А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.)
- А почему в ельнике так сыро и темно? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.) - Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло. А как называется место, где растут одни сосны? (Сосновый бор.) - А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно.) - В народе говорят «в сосновом лесу легче дышится». - А вы знаете, что ель и сосна выделяют приятно пахнущее вещество, которое называют смолой и когда капельки смолы застывают на стволе дерева, то они похожи на прозрачные бусинки янтаря.
- Сейчас мы потрем ветку сосны, ощутим приятный запах смолы. Зал наполнился ароматом сосновой хвои, воздух стал чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.
- А сейчас закройте глаза и представьте, что вы находитесь в тени этих деревьев, вдыхаете свежий воздух, пропитанный ароматам хвои.
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании. (Дети вдыхают воздух через нос и выдыхают через рот под музыку леса.)
- Откройте глаза и расскажите о своих ощущениях, что вы почувствовали.
(Нам было хорошо, у нас поднялось настроение.)
- Приятно гулять в сосновом еловом лесу. Дети, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? (Да.) Давайте поиграем, я буду задавать вопросы, а вы отвечать «хорошо» или «плохо».
Игра «Хорошо» - «плохо».
• Ломать ветки у деревьев? (Плохо, потому, что им больно.)
• Гулять по тропинке в лесу? (Хорошо.)
• Собирать ядовитые грибы? (Плохо, так как можно отравиться.)
• Разводить костер в лесу? (Плохо, так как может случиться пожар.)
• Собирать ягоды? (Хорошо.)
• Рвать с деревьев шишки? (Плохо, так, как ими питаются птицы и белки.)
• Собирать шишки под деревом? (Хорошо.)
- Дети, а вы собирали шишки в лесу? (Да.) Посмотрите, здесь около елки лежат разные шишки. Давайте соберем их. Девочки будут собирать сосновые шишки, а мальчики - еловые.
Игра «Собери шишки».
- Дети, а можно ли вам доверить тайну? (Да.)
- Из какого вещества сделан стол? (Из дерева.)
- Крышка у стола какая? (Деревянная.)
- Что внутри крышки? (Опилки.)
- Мебель делают не только из цельного дерева, но и из опилок с целью экономии. Опилки склеивают и получают материал ДСП.
Опыт с карандашом и крышкой стола.
- Почему карандаш не проходит сквозь крышку стола? (Потому, что крышка стола твердая.)
- Здесь скрыта тайна. В крышке стола и других деревянных предметах живут маленькие человечки, которые, взявшись за руки, не пускают карандаш.
Дети берутся в кругу за руки и показывают какие сильные человечки живут в твердых веществах.
- Пройти между ними невозможно, они сильные и крепкие, когда держатся за руки.
Игра «Выбери нужную картинку».
- Что дает нам ель и сосна? Выберите нужные картинки.
• Ель и сосна дарят нам свою красоту.
• Чистый воздух.
• Древесину, из которой делают бумагу, мебель, дома.
• Из семян, хвои и молодых шишек делают лекарства.
• Из веток ели делают веники.
• Хвойную муку дают домашним животным, в ней много витаминов.
- И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны и ели. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.
Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!».
Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой
Не спиленной ели!
- Конечно, встреча Нового года – любимый и радостный праздник, а ёлка – символ этого праздника. Но ведь радость можно создать, не принося вреда живому. Ведь символы мы можем смастерить сами, своими руками. А елочки пусть останутся в лесу, радуют нас своей красотой.
Давайте сделаем из бумаги елочку -подружку. Но прежде разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Елка» Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локоточки поднимите,
Ну а пальцы – разведите.
Творческая работа детей.
- Каким цветом будет наша елочка? (Зеленая.)
- К листу бумаги приложите свою ладошку и обведите ее. Затем по линии вырежете.
Дети приклеивают свои работы на общую коллективную аппликацию, создавая силуэт дерева - елка, украшая бумажными игрушками.
Итог занятия.
- Что нового вы узнали про деревья «ель» и «сосна»?
- Что вам понравилось?
- Дети, помните пословицу - Много леса – не губи
Мало леса – береги.