Вероника Пичужкина
Конспект НОД экспериментально-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет в подготовительной группе «Теплота»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД экспериментально-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет (подготовительная группа).
Тема: «Теплота».
Цель – познакомить детей с понятием «теплота».
Задачи: закрепить знания об источниках тепла, познакомить детей с термометром, закрепить знания о свойствах воздуха, дать детям понятие «тепло», «нормальная температура тела».
Материалы: две свечки, детская одежда (куртка, варежки, термометр воздуха.
Публикация «Конспект НОД экспериментально-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет в подготовительной группе „Теплота“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход работы:
1. Беседа «как и чем нагревается воздух».
Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним, что греет воздух на улице»? (Ответы детей.) Солнце светит и греет. Над нашей Землей словно бы горит гигантская лампочка. Вы знаете, что не будь солнца, жизни на Земле бы не было. Все погрузилось бы во мрак и все замерзло. Своими лучами солнце нагревает поверхность Земли, а от земли нагревается уже и воздух. Что нагревает воздух у нас в комнате? (Ответы детей.) Действительно, радиаторы отопления, электрические обогреватели, лампочки, монитор телевизора и др. Перед вами находятся две свечи: одна зажженная, другая – нет. Какая из них дает тепло? (Ответы детей.)
Воспитатель читает стихотворение Э. Бицоевой «Всё равно замёрзла речка» :
«Речка горная бежала
И от холода дрожала,
Всё бежала и бежала,
Замерзала и шептала:
- Камни, камешечки, дети,
Я озябла, я устала.
Хоть уж вы меня согрейте,
Вас ведь солнышко ласкало!
В ноябре ли, в декабре ли
Камни речку грели, грели…
Но тепла у камня мало –
Речку холодом сковало.
Ледяною речка стала –
От зимы не убежала».
Вопросы после прочтения: «Почему камни не разогрели речку зимой? (Ответы детей.) Почему солнышко зимой не могло разогреть речку»? (Ответы детей.) Воспитатель предлагает в блокнотах исследователей или на листах бумаги с символом в виде красного кружка нарисовать предметы, дающие тепло, а с символами в виде синего кружка – нарисовать предметы, не дающие тепла.
2. Тренинг «Свеча горела».
Воспитатель: «Давайте теперь посмотрим все вместе на горящее пламя свечи. Представьте, что пламя свечи – это маленькое солнышко. Вместе с воздухом тепло пламени выходит через проёмы окон на улицу и тянется к солнцу. Оно несёт к его лучам ваши мечты и вашу любовь к мамам, папам, бабушкам. Внимательно смотрите на пламя свечи и пожелайте в душе всем своим любимым, близким быть здоровыми. Пожелайте им улыбнуться в данную минуту. Скажите им, что вы их очень-очень любите. Пусть им будет весело, спокойно на душе от счастья, что у них такой добрый, красивый, умный ребенок… спасибо. Дома поинтересуйтесь у родителей, получили ли они пламенный пример от вас, было ли им приятно и радостно в это утро.
3. Опыт с одеждой.
Воспитатель: «Дети, вам сейчас тепло находиться в группе? А когда вы выходите на улицу, греют ли вас шубы, куртки, пальто, шапки, кофты, обувь»? После утвердительного ответа воспитатель продолжает: «В помещении группы тепло, потому что воздух согрет до 24 градусов». Показывает термометр воздуха и проводит инструктаж, как им пользоваться. Затем предлагает измерить температуру вещей: куртки, шубы. Для этого дети запоминают положение столбика термометра и помещают его внутрь вещей. Делают вывод: что вещи не нагревают термометр.
Воспитатель: «Пальто, шапки, рукавицы, сами по себе не греют. Тело человека излучает тепло, а вещи сохраняют его тепло. Между телом и вещами находится воздух, нагреваемый телом человека, а вещи не дают выходить теплому воздуху. Чем больше воздуха в вещах, тем лучше они сохраняют тепло, идущее от тела. И наоборот: лучше берегут тепло те вещи, в которых больше воздуха. Чем пушистее, ворсистее ткань, тем она имеет больше воздуха между нитями, тем она лучше бережёт тепло. Берегут тепло не нитки ткани, не волокна, из которых они скручены, а воздух, который прячется между ними. Если вы наденете две варежки, то, между ними образуется воздушное пространство, и таким образом вас от холода будут защищать три преграды: две варежки и воздух между ними. Как вы думаете, что лучше защитит комнату от мороза: два оконных стекла или одно? (Ответы детей.) Но стекло, это не преграда для морозов, а воздух между двумя рамами – это настоящая преграда! А когда вы гуляете и наблюдаете за воробьями или голубями, вы замечаете, что они в морозный день ходят нахохлившись, распушив крылья? Почему? (Ответы детей.) Оказывается, что тоже для тепла. Между перышками и пушинками, как между двумя варежками и двумя оконными рамами, помещается больше воздуха, и воробьям с голубями становится теплее. Тело – это как грелка. Тепло идёт от тела, а одежда, обувь, его просто охраняют, не выпускает наружу.
Практическое упражнение: «Дети сделайте ладони рук «корзиночкой» и приблизите их ко рту, подышите на ладони. Какой воздух вы ощутили: холодный или теплый? (Ответы детей.) Откуда шел воздух, когда вы дышали на ладони? (Ответы детей.) Из тела. Значит, тело дает тепло. Нормальная температура тела составляет 36 градусов.