Иванова Юлия
Конспект НООД «Вышел сеятель сеять»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы(6-7 лет)
по духовно-нравственному воспитанию
Разработала воспитатель Иванова Юлия Александровна
Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Вышел сеятель сеять»
Цель: Формирование у детей представления о духовно-нравственных ценностях (доброте,милосердии,заботе)
Задачи:
1. Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции
Публикация «Конспект НООД „Вышел сеятель сеять“» размещена в разделах
2. Углубить представление детей о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека.
3. Формировать представления детей об ответственности за свое поведение и поступки.
4. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
Интегрируемые образовательные области: Познание, Коммуникация, Социализация.
Виды детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: познавательная, коммуникативная, изобразительная.
Метод – проблемного обучения.
Активизация словаря: Евангелие, зерна, плевелы, щедрость, жадность, доброта, злость, хвастовство, скоромность, трудолюбие, лень, честность, ложь.
Оборудование: Евангелие, 10 картонных овалов желтого и черного цвета - зерна (5 желтых) и плевелы (5 черных); цветные карандаши, листы для рисования по количеству детей, клубок ниток.
Ход НООД:
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Цель
1 часть – присоединение: создание мотивации к НООД
Мотивация детей
на предстоящую
деятельность
Воспитатель: Дети, я принесла сегодня показать вам одну очень важную в жизни человека книгу, которая учит нас жить в мире, доброте, любви друг к другу.
Дети подходят к воспитателю, эмоционально реагируют.
Формулирование цели
предстоящей
деятельности
и принятие ее детьми
Все хотят добра, любви и дружбы, но не все могут сами быть добрыми, любящими, верными друзьями. Почему это происходит, и что надо делать, чтобы всем жилось в мире хорошо – рассказывают нам притчи из этой книги – Евангелия (в переводе – Благая весть).
Хотите послушать? Сядьте удобнее возле меня и послушайте притчу «Вышел сеятель сеять».
Ответы детей.
Предположения детей.
Соглашаются слушать.
Садятся возле воспитателя. Слушают притчу.
2 часть – основная: развитие духовно-нравственных представлений
Вопросы.
Обсуждение проблемных ситуаций
Вот вышел сеятель сеять.
1) Когда он сеял, то иное (семя) упало при дороге и налетели птицы и поклевали то.
2) Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло.
3) Иное упало в терние (дикую, сорную траву, и выросло терние и заглушило его.
4) Иное упало на добрую землю и принесло плод.
Что же значит семя и места, на которое оно падало?
Семя – это слово наставления.
1) Посеянное при дороге означает тех, которые за делами забывают о слове, своих намерениях и обещаниях.
2) Посеянное на каменистом месте означает тех, которые, услышав слово, с радостью принимают его, но когда надо приложить усилия, то отступают от своих обещаний.
3) Посеянное в тернии означает, что смысл слов не доходит до сердец таких людей.
4) Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову, с терпением и стараниям стараются выполнять обещанное, жить честно, поступать справедливо, относится к окружающим с добротой.
1) А вы к каким людям себя относите?
2) Какие добрые дела делаете?
3) Всегда ли выполняете обещания?
Как хорошо, что вы все делаете добрые дела.
Но мы сейчас проверим, так ли это?
1) Почему надо кормить птиц зимой?
2) А у всех ли дома есть кормушки?
3) А почему их нет?
Вот и ответ на притчу: у одних нет кормушек, потому что отвлекают другие дела, другие не хотят напрягать свои усилия, третьи – не считают важным спасать птиц зимой, и только немногие с добрыми сердцами прилагают усилия ежедневно кормить птиц. И насаждаемое слово о важности кормления птиц зимой дает всходы в сотни раз – в количество спасенных птичьих жизней.
А что же мешает нам быть добрыми, следовать своим обещаниям, правильно вести себя, совершать добрые поступки?
Об этом в Евангелии есть продолжение притчи - «Зерна и плевелы».
Когда сеятель посеял семя ночью пришел враг его, посеял между пшеницею плевелы (семена сорняков – злой травы) и ушел.
Когда взошла зелень, тогда явились и плевелы. Видя это, слуги пришли к владельцу поля и спросили: «Господин! Не следует ли вырвать плевелы?» - Но господин сказал им: «Нет, чтобы не выдергать вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы…».
О чем это сказано? В человеке посеяны добрые и злые качества.
Дети отвечают на вопросы.
Дети слушают, дополняют, эмоционально реагируют.
Дети отвечают на вопросы, задумываются, включаются в обсуждение темы: «Что значит делать добрые дела?»
Дети слушают, отвечают на вопросы.
Уточнение представлений детей о положительных и отрицательных качествах человека.
О чем это сказано? В человеке посеяны добрые и злые качества. Давайте посмотрим, какие. (Показать 5 желтых и 5 черных зерен-овалов) :
Давайте их разберем, где зерна, где плевелы: жадность, щедрость, злость, доброта, хвастовство, лень, трудолюбие; ложь, честность; скромность.
А как сделать, чтобы в человеке росли зерна и не росли плевелы, попробуйте определить сами.
Организация обсуждения в четырех малых группах:
жадность - щедрость;
ложь - честность;
хвастовство – скромность;
злость – доброта.
Дети делят на группы положительные и отрицательные качества.
Объясняют почему так разделили.
Работа в малых группах
проверим, какие советы дали бы вы героям сказок, чтобы они стали щедрыми, честными, скромными, добрыми (дети объединяются в 4 группы – на столы им выставляют героев сказок:
1) 2 жадных медвежонка (жадность);
2) Лиса Патрикеевна (хитрость, ложь);
3) Заяц-хваста (хвастовство)
4) Злой волк (злость)
Рассмотрим пример, как из Ленивицы сделать Рукодельницу.
Что не умеет делать Ленивица?
Не убирает за собой игрушки.
Не помогает маме.
Не выполняет поручений.
Не умеет сама одеваться.
Не заканчивает начатое дело.
Ничего не умеет делать сама.
Поэтому этому ее надо научить!
А для этого надо:
1. Показывать, как надо делать.
2. Делать сначала все вместе.
3. Хвалить за все, что сама делает.
Дети обсуждают в малых группах поставленные задачи, вносят свои предложения.
Дети выступают от своих групп, перечисляют, что НЕ УМЕЮТ делать их герои, чему и как их надо научить.
Физминутка. Круг доброты
Мы все любим добрых друзей и сами стремимся быть добрыми.
Об этом говорит и народная мудрость.
Сядьте все в круг на ковер и передавайте вот этот клубок, разматывая нить добрый дел. При этом каждый должен вспомнить пословицу о доброте и передать клубок следующему.
Дети, сидя в кругу, передают клубок соседу. Называя пословицу о доброте.
3 часть – заключительная: подведение итогов, оценка деятельности
Подведение итогов.
Пед. оценка результатов
деятельности детей.
Воспитатель сматывает нить в клубок: «Какая длинная нить получилась. Пусть все добрые слова остаются с нами!»
Добрым, дети, быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Вы все сегодня внимательно слушали насаждаемое слово, обсуждали сложные проблемы – как вырасти дружелюбным, трудолюбивым, честным человеком, способным на добрые дела.
Дети встают в круг, берутся за руки.
Плавный вывод детей из НООД в свободную изобразительную деятельность
по замыслу
Чтобы нам не забыть обо всем сказанном, предлагаю сделать выставку рисунков «Наши добрые дела» - нарисовать все хорошие, добрые поступки: и те, что вы уже делали, делаете, и те, что собираетесь сделать.
Дети по желанию приступают к рисованию по замыслу.
Готовые рисунки прикрепляют на выставочный стенд.
(После сна рисунки рассматривают, перечисляют добрые дела, добавляют новые детские работы).
Ответы детей, переключение на изобразительную деятельность.