Тамара Шаройко
Конспект НОД «Воздух и его свойства» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Воздух и его свойства“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности ;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Материалы: картины с изображением природы, д\и «»Живое – неживое», мыльные пузыри, стеклянные банки (стаканы) по количеству детей и трубочки, надувные шары, графин, стакан с ваткой, блюдо с водой, бумага, таз с водой, кораблики, парашюты.
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.
Предварительная работа:
- беседы о воздухе, воде…
- опыты с воздухом, водой
- игры с мыльными пузырями
- наблюдения за погодой, ветром
Ход занятия.
(В группе оформлена выставка картин с изображением природы).
В: Ребята, что вы увидели на этих картинах.
Д: Лес, река, солнце, воздух, цветы…
В: Скажите, пожалуйста, как это можно назвать одним словом?
Д: Природа.
В: Какая бывает природа?
Д: Живая и неживая природа.
В: Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Живое - неживое».
Д: Да.. .. ..
В: Сейчас мы разделимся на две команды и поиграем в игру «Живое – неживое», а поделиться на команды нам поможет волшебный конвертик (в конверте фишки зелёные и жёлтые).
-правила игры:
Первая команда закрывает зелёными фишками окошечки с живой природой, а
вторая жёлтыми фишками окошечки с неживой природой.
(команды проверяют задания друг у друга)
- Молодцы ребята, справились с заданием.
В: А сейчас послушайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он и всё же
Без него мы жить не можем (воздух)
Что есть в комнате, а мы его не видим? (воздух)
Д: Воздух…
В: А сейчас мы поговорим о том, что такое воздух. Что вы знаете о воздухе? Какой он?
В: Правильно, воздух есть везде, он окружает нас повсюду в комнате и на улице. Ребята, а можно сказать, что если мы не видим воздух, значит его нет.
Д: Нет, воздух прозрачный, поэтому мы его не видим….
В: Правильно, воздух прозрачный,поэтому мы его не видим и нам кажется что его нет.
Вот посмотрите на этот кувшин, что в нём?
Д: Пустой…
В: Это вам так кажется что он пустой. Посмотрите на столах стоят стаканы, вам тоже кажется, что в них ничего нет….
-А давайте проверим, нальём в них воды, теперь опускаем туда трубочку и подуем в неё.
- Что получилось?
Д: Из воды выпрыгивают пузырьки…
В: У вас получилась целая буря, это воздух выходит через трубочку.
В: Ребята посмотрите (показываю детям пустой стакан)
В: Как вы думаете, этот стакан пустой? (переворачиваю) А сейчас давайте прилепим на дно ватку, переворачиваем стакан и отпускаем его в чашку с водой.
-Вода в стакане есть или нет (дети смотрят намокла ватка или нет)
Д: Ватка сухая, вода в стакан не попала…
В: Почему в стакане не оказалось воды?
Что не пустило воду в стакан?
Д: Воздух.
В: Правильно, вода не могла зайти в стакан, потому что там был воздух.
А сейчас давайте стакан немного наклоним, что происходит?
Д: Из воды выпрыгивают пузырьки.
В: Откуда они появились?
Д:….
В: Правильно, это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Теперь вы убедились, что воздух есть везде?
Загадка: Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задевает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (ветер)
Физминутка: Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо всё выше, выше, выше….
В :Ребята, а что такое ветер?
Д:…
В: Ветер это движение воздуха природе…
- А вы знаете, как можно сделать небольшой ветерок и почувствовать воздух.
Д: Помахать веером, книгой; пробежать; быстро присесть, подуть….
В: Давайте попробуем (дети экспериментируют)
В: Ребята, а какой бывает ветер?
Д:….
В: Правильно, ветер бывает слабый и сильный. Слабый ветерок перебирает листочки, гладит травку ласково, несёт пух….
Сильный срывает крыши с домов, переворачивает машины, вырывает деревья с корнем…
Ребята, а мы с вами для себя можем использовать силу ветра?
Д:…
В: Используя силу ветра, мы сможем заставить плавать маленькую лодочку или кораблик?
(дети опускают на воду кораблики)
-А теперь нам нужно привести воздух в движение, чтобы лодочка поплыла.
-Что можно для этого сделать?
Д: Подуть на неё, помахать картонкой…
В: Воздух ударяясь о парус подгоняет кораблик.
- Посмотрите, что у меня есть.
-Почему шары такие? (не надутые)
-А что нужно сделать, чтобы они стали большими?
Д: Надуть (дети надувают шары)
В: Почему шары получились разного размера?
Д: Чем больше шар, тем больше в нём воздуха…
В: Ребята, а какой шар?
Д: Шар лёгкий, упругий, невесомый…
В: Дети, а вы хотите попробовать выпустить воздух из шара? (дети сдувают шары)
- Кто почувствовал воздух? …
-На что он похож?.
Д: Воздух был похож на ветер, потому что он вырывался с большой силой…
В: Ребята, а вы помните на прошлом занятии мы делали парашют, а хотите попробовать его запустить?
В: Посмотрите, вот этот шарик без парашюта, а этот с парашютом, как вы думаете, какой шарик быстрее упадёт?
Д: …
В: Давайте попробуем. (дети запускают парашюты)
-Почему шарик с парашютом упал медленнее?
Д:…
В: Правильно, при падении парашют распрямляется и задерживает падение шарика, воздух поддерживает парашют, и не даёт парашюту упасть сразу.
-Ребята теперь вы убедились, что воздух есть везде вокруг нас.
-Для чего он нужен всем живым организмам?
Д: Воздухом мы дышим. Люди и животные не могут прожить без воздуха….
В: Обыкновенные люди могут задержать дыхание всего на 2 минуты, а ныряльщики могут не дышать 5 минут. (проводим эксперимент – сколько минут мы можем не дышать)
Д: Без воздуха человек не может находиться долго.
В: Поэтому нам с вами необходим чистый воздух и мы должны его беречь.
-А как вы думаете, отчего засоряется воздух?
(Показ презентации)
Д: Воздух загрязняют заводы и фабрики.
Машины загрязняют воздух выхлопными газами.
Загрязняют атмосферу лесные пожары.
В: Люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.
Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Д: Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах.
Посадить как можно больше цветов деревьев, потому что деревья очищают воздух, поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
В: Правильно ребята, не зря леса называют лёгкими планеты…
Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Д:…
В:. А сейчас ребята выберите смайлик который отобразит ваше настроение (дети выбирают смайлики…