Елизвета Морозова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
(ознакомлению с окружающим миром) в средней группе
«Путешествие в осенний лес»
Подготовила и провела воспитатель Морозова Е. Ю.
Образовательная область: познавательная.
Вид деятельности: непосредственно-образовательная.
Возрастная группа : средняя.
Тема: «Путешествие в осенний лес».
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Цель: формировать знания детей о жизни диких животных осенью в лесу.
Задачи: закреплять и расширять представления детей о внешнем виде, образе жизни диких животных осенью. Закрепить знание детей об осенних изменениях в природе. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата. Активизировать словарь детей (прилагательными) : осенний, хмурое, серое, дождливая, холодная, резной, белая, тёплая, багряный, лесные. Познакомить детей с новым словом (прилагательным) – багряный. Закрепить умение различать и называть деревья (берёза, рябина, клён, дуб) и их листья (берёзовые, рябиновые, кленовые, дубовые). Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Развивать творческие способности. Продолжать формировать интерес к живой природе. Воспитывать заботливое отношение к животным и природе.
Предварительная работа: Беседы: об осени и ее приметах, о жизни лесные животных и птиц в лесу. Рассматривание на прогулке различных деревьев и их листьев, рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса, лесных животных. Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки.
Материал и оборудование: сюрпризный момент Лесовичок, д/м «Как себя вести в лесу», картинки с изображением диких животных (летом, зимой, загадки на листиках деревьев, игрушки: медведь, ежик, белочка, заяц, корзинка с шишками.
Предварительная работа: беседы: об осени и ее приметах, о жизни лесные животных и птиц в лесу. Рассматривание на прогулке различных деревьев и их листьев, рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса, лесных животных. Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки. Д/ и: «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?»
Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза «Мы листики осенние», п/и «У медведя во бору», физ. минутка «Скок-поскок».
Ход
1. Вводная часть:
Группа.
Раздается стук в дверь, появляется Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуй Лесовичок
Лесовичок: Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по осеннему лесу, навестить своих лесных друзей и узнать, как же они готовятся к зиме. Но сначала давайте повторим правила поведения в лесу.
Дети: не кричать, не мусорить, не разводить костры.
Лесовичок: Правильно! Почему нельзя кричать в лесу?
Дети: Потому что в лесу живут животные, птицы, а лес их дом.
Лесовичок: А почему нельзя мусорить?
Дети: Потому что надо убирать весь мусор за собой, мусорить это не культурно и наносит вред окружающей среде и лесу, лесным обитателям.
Лесовичок: А почему нельзя разводить костры?
Дети: Потому что это опасно, может быть пожар, а еще в траве и земле живут насекомые, жучки, паучки, червячки, которые приносят пользу как лесу так окружающей природе.
Лесовичок: Молодцы, а теперь давайте оденемся и отправимся в лес.
2. Основная часть:
Улица.
Воспитатель: Динамическое упражнение «На прогулку»
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти!
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем,
Много-много интересного
Мы в лесу найдём!
Дета встают парами и отправляются в путешествие.
Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Лесовичок: Вот и лес!
Кто приходит с желтой краской,
Листья красит все подряд.
Без иголки и без нитки,
Шьет им праздничный наряд. (осень)
Лесовичок: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Листья желтеют и опадают, часто идут дожди, дни стали короче, птицы улетают в теплые края, а другие птицы прилетают, люди собирают урожай и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, какая красота вокруг, сколько листьев разноцветных! Давайте вместе полюбуемся красотой осеннего леса. Ребята вы заметили. Что деревья поменяли свои летние наряды на осенние? Я нашла листочек. Как вы думаете, с какого дерева он улетел?
Дети: С клена! Он… кленовый, похож на звездочку.
Лесовичок: Правильно, листья у клена яркие и красивые. Давайте поиграем. Возьмите по два листочка, встаньте в круг и повторяйте за мной:
«Мы листики осенние, на веточках сидели.
Ветер дунул, полетели! Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. Снова ветер набежал
И листочки все поднял! Повертел их, покружил,
И на землю опустил!».
Лесовичок: Идем по тропинке, нахожу лист рябины. Посмотрите, какой интересный лист. Чтобы узнать, с какого дерева он упал, вам надо отгадать загадку: «Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей. По ветвям они снуют, красны ягодки клюют».
Дети: - Рябина! А листочек…. рябиновый!
Лесовичок: А скажите, чем рябина отличается от других деревьев?
Дети: У рябины есть красные ягоды.
Воспитатель: Да, правильно. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов.
Лесовичок берет листик рябины и читает загадку:
Он хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
Кто же это?
Это медведь.
Воспитатель: Ребята, как медведь готовится к зиме? Что он делает?
Дети: Он строит себе берлогу и зимой в ней спит.
Воспитатель: Правильно, медведь строит берлогу из веток деревьев.
А мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. А чем питается медведь?
Дети: Он кормится травой, ягодами, медом.
Воспитатель: Да это так, а еще он ловит рыбу, улиток, муравьев, летом и осенью он много ест – запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной, как только станет тепло, медведь выходит из берлоги.
Мишка: Я к зиме готов и берлогу сделал, хочу с вами поиграть.
П/и «У медведя во вору».
Вдруг шорох, появляется Ежик.
Лесовичок: Ежик, ка ты к зиме готовишься?
Ежик: Летом и осенью я питаюсь ягодами, грибами; насекомыми: кузнечиками и разными жучками. А еще я нашел себе норку, ведь зимой я буду спать в ней и проснусь только весной. А норку я себе еще не нашел. Ведь всю зиму я буду спать и проснусь только весной. Помогите мне ребята.
Лесовичок: Давайте из листиков сделаем Ежику норку.
Лесовичок: Отправляемся дальше. (к сосне). Сосна-высокое дерево, ствол прямой, веточки на самом верху, на макушке. Хвоинки у сосны собраны в пучки от 2-х штук и длиннее чем у елки. Для многих жителей сосновых лесов – это корм (белок, дятлов). Лес из сосен называется - БОР.
(загадка).
Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам.
Смотрит вслед ей девочка,
Знает, это …
Дети: Это белочка!
Лесовичок: Здравствуй, белочка!
Белочка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как белка готовится к зиме?
Дети: Она запасает грибы.
Воспитатель: Правильно. Зимой не будет орешков, грибов и ягод, поэтому она запасает их заранее. В свое дупло она приносит орешки, а грибочки развешивает на веточках деревьев, чтобы они высохли.
Воспитатель: Ребята, а белке в лесу зимой холодно?
Дети: Нет, не холодно.
Воспитатель: Правильно, зимой мех у белочки станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда она заберется в дупло и укроется своим пушистым хвостиком, как одеялом.
Белочка: Ребята, я прыгала с корзинкой по сосенкам, да все шишки растеряла, помогите собрать.
Лесовичок: Отправляемся дальше. (к березе). Ребята, а чем береза отличается от других деревьев?
Дети: У березы белый ствол с черными полосками.
Лесовичок: Осенью береза одевает желтый сарафанчик, у нее появляются новые сережки, но это уже плоды, в которых находятся семена. Береза полезна человеку соком и растущими под ней подберезовиками.
Загадка:
«Что за зверь лесной встал,
как столбик под сосной
и стоит среди травы
уши выше головы?
Дети: Заяц.
Дети встречают зайчонка (игрушку) Здравствуй, зайчонок!
Зайчонок: Здравствуте ребята!
Воспитатель: Зайчик, а ты приготовился к зиме?
Зайчонок: Мы, зайцы, поменяли серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще.
Лесовичок: Давайте поиграем с Зайчиком.
Физ. минутка «Скок-поскок».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кого боится зайчонок в лесу?
Дети: Лису, волка.
Зайчонок: Этих зверей мы опасаемся встретить в лесу. Но лиса и волк нас не заметят зимой на снегу: ведь шубка у нас белого цвета, как снег. Ну ладно я побежал.
Воспитатель: Ну, беги зайчонок, до свидания!
Дети прощаются с зайчиком.
3. Заключительная часть.
Лесовичок: Ну, что ребята, теперь мы знаем, что все звери осенью готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем им мешать. До новых встреч, дети! А я хочу подарить вам раскраски.
Воспитатель: Спасибо, Лесовичок. Мы обязательно их раскрасим и покажем тебе. А нам пора возвращаться в детский сад!
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы! Устали? Давайте вспомним кого мы встретили в осеннем лесу? Кому помогли? Кто будет спать всю зиму?
Ответы детей: